Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель работы: особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения (на материале суицида).
Задачи работы:
изучить литературу и периодические издания по данной теме;
определить понятие суицида;
рассмотреть особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения (на материале суицида).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность суицида
Определение и общая характеристика суицида
Классификация самоубийств
Мотивы суицида
Генезис суицидального поведения
Глава 2. Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения (на материале суицида)
2.1 Суицидальная превенция
2.2 Особенности работы с суицидентами
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая суицид.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

2. Примите  суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Если вы полагаете что кому – либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Можно сделать гигантский шаг вперед, если встать на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. В этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и не любим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте  внимательным слушателем. Суицинденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: "У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить". Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

5. Не  спорьте. Столкнувшись с суицидальной  угрозой, друзья и родственники  часто отвечают: "Подумай, ведь  ты живешь гораздо лучше других  людей; тебе бы следовало благодарить  судьбу". Этот ответ сразу блокирует  дальнейшее обсуждение. Такие высказывания  вызывают у несчастного и без  того человека еще большую  подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Ни в коем случае нельзя проявлять агрессию при разговоре с потенциальным самоубийцей и постараться не выражать потрясения от услышанного. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте  вопросы. Если вы задаете такие  косвенные вопросы, как: "Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?", то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: "Нет", то вам скорее всего не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: "Ты думаешь о самоубийстве?". Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было. Наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого – то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства.

Следует спокойно спросить о тревожащей ситуации, например: "С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?", "Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства?", "Есть ли конкретные соображения как покончить с собой?". Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите.

7. Не  предлагайте неоправданных утешений. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями тогда как он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: "Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя" – и другим аналогичным клише, т.к. они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.

8. Предлагайте  конструктивные подходы. Вместо  того, чтобы говорить суициденту: "Подумай, какую боль причинит твоя смерть близким?" попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Наиболее подходящими вопросами могут быть: "Что с вами случилось за последнее время?", "Когда вы почувствовали себя хуже?". Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он как можно точнее определил проблему, и то, что ее усугубляет. Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения настоящего конфликта.

9. Вселяйте  надежду. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние  капли оптимизма. Когда люди полностью  теряют надежду на достойное  будущее, они нуждаются в поддерживающем  совете, в предложении какой –  то альтернативы: "Как бы вы  могли изменить ситуацию?", "К  кому вы могли бы обратиться  за помощью?". Надежда помогает  человеку выйти из поглощенности  мыслями о самоубийстве. В недавней  истории примером может служить  поведение евреев во время  холокоста, когда Гитлер стремился  их полностью истребить. Перед 1940 годом среднемесячное число самоубийств  составляло 71,2. В мае того года, сразу после вторжения нацистов, оно возросло до 371. Люди шли на самоубийства из-за страха попасть в концентрационные лагеря. Евреи, которые не избежали этой кошмарной участи, вначале сохраняли веру в освобождение или воссоединение семей. Пока оставалась хотя бы искра надежды, происходило сравнительно мало суицидов. Когда же война стала казаться бесконечной и начали доходить слухи о расправах гитлеровцев над миллионами людей, то суициды среди узников лагерей приняли форму эпидемии. Еще одна волна самоубийств прокатилась в самом конце войны, когда люди узнали о смерти своих близких или в полной мере прониклись ужасом смертников, содержащихся в лагере.

Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство бесповоротно.

10. Оцените  степень риска самоубийства. Постарайтесь  определить серьезность возможного  суицида. Ведь намерения могут  различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой возможности и кончая разработанным планом суицида. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свои любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не  оставляйте человека одного в  ситуации высокого суицидального  риска. Оставайтесь с ним как  можно дольше или попросите  кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, можно заключить с ним так называемый суицидальный контракт – попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы еще раз обсудить возможные альтернативы поведения. Такое согласие может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь  за помощью к специалистам. При  суицидальной угрозе не следует  недооценивать помощь психиатров  и клинических психологов. Благодаря  своим знаниям, умениям и психотерапевтическому  влиянию эти специалисты обладают  уникальными способностями понимать  сокровенные чувства, потребности  и ожидания человека. Во время  психотерапевтической консультации  отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги.

13. Важность  сохранения поддержки и заботы. Если критическая ситуация миновала, то нельзя расслабляться. За улучшение часто принимают повышение психической активности человека. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Это может вызвать у других обманчивое чувство облегчения и ослабить бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязанностями, после чего можно покончить с собой. Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

 

2.2 Особенности работы с суицидентами

 

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения.

Эти структуры направлены, в том числе, на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка (подростка).

Первостепенной задачей социального воспитания является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка). Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

  • природа и родной язык;

  • общение в семье, в школе, окружающая среда;

  • его деятельность;

  • средства массовой информации, искусство, литература;

  • образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Принципы социального воспитания:

    1. Принцип природосообразности. Изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии.

    1. Принцип народности предполагает учет национальной культуры, традиций и родного языка.

    1. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребенку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

    1. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одаренных детей, детей физически слабых, умственно отсталых, с отклонениями в поведении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

Перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности. Существует два понятия: "перевоспитание" – перестройка всей структуры личности и "исправление" – преодоление отдельных недостатков. Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали. Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

      • восстанавливаются положительные качества;

      • воспитанник вовлекается в занятия спортом и трудом, что заполняет время, которое было заполнено антиобщественными занятиями;

      • развиваются положительные качества через стимулирование положительных поступков;

      • стремление освободить подростка от отрицательных качеств;

      • создание положительного опыта в жизнедеятельности подростка;

      • научить его критическому анализу своих поступков.

Воспитателю обязательно следует составить программу перевоспитания, проанализировать среду, в которой вращается подросток, проанализировать коллектив, где будет проходить процесс перевоспитания, а потом наметить конкретные меры.

Методы перевоспитания: метод переубеждения, метод переучивания, метод переключения, метод "взрыва".

 

 

Заключение

 

В последние годы отмечается значительный рост суицидов и суицидальных попыток, что свидетельствует об ухудшении психического здоровья населения.

По данным Моховикова А.Н. [24], суицид, как причина смерти, удерживается на четвертом месте, но реальное их количество учесть крайне тяжело. В настоящее время тяжелая социально-экономическая ситуация способствует усилению социально-психической дезадаптации и формированию аутоагрессивных тенденций. В любом обществе в периоды социального напряжения создаются предпосылки для возникновения различных форм отклоняющегося поведения, включая суицидальное.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения