Особенности развития функции внимания у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста. Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
- рассмотреть понятие внимания, его виды и свойства;
-определить особенности развития внимания младшего школьника;
- подобрать методики для развития отдельных свойств внимания детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы………………………………...………………………………………5
1.1 Психологические особенности младших школьников………………………………….…………………………………….5
1.2 Возрастные особенности развития внимания детей………………………13
1.3 Особенности внимания младших школьников…………………………….18
Глава 2. Развитие внимания младших школьников…………………………...23
2.1 Проблемы диагностики и развития внимания младшего школьника……23
2.2 Практическое изучение особенностей внимания младших школьников..27
2.3 Упражнения, игры и задания, направленные на повышение уровня развития внимания младших школьников……………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

психология итог.docx

— 177.98 Кб (Скачать файл)

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более  высокого уровня развития. Школьник уже  в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом  деятельности, контролировать свое поведение. Подростковый возраст характеризуется  большей интенсивностью, концентрацией  и устойчивостью внимания. Его  внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов  познавательного характера. Ему  многое хочется выполнить самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его искать новых впечатлений.

Юношеский возраст характеризуется  дальнейшим развитием внимания, которое  обусловливает уже высокую работоспособность  старшего школьника. Широкий круг познавательных интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного  внимания, а сознательное отношение  к обучению, понимание задач, связанных  с подготовкой к будущей деятельности, помогает произвольно направлять и  поддерживать внимание. В этом возрасте ученики становятся участниками  производительного труда, задания  многие из них выполняют уже с  немалой степенью квалификации. Они  уже могут работать сосредоточенно в течение довольно продолжительного времени и противостоять всякого  рода отвлечениям. В особо трудных  случаях (подготовка к экзамену, срочное  задание на производстве) старшие  школьники могут мобилизовать свое внимание на длительный срок.

Таким образом, в развитии внимания выделяют несколько этапов, выделим  основные: первый – этап дошкольного  развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного  внимания, т.е. внимания, вызванного факторами  внешней среды; второй – этап школьного  развития, который характеризуется  бурным развитием внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними  установками ребенка.

1.3 Особенности внимания  младших школьников

      Наибольшее беспокойство и у психологов, и у педагогов сегодня вызывают проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в  жизни ребенка – его поступлением в школу. Это период интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника.

Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования.

Не случайно отсутствие необходимой  подготовленности старших дошкольников к работе в классе, прежде всего, выражается в их неумении сосредоточиваться на содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога. Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. На уроке в начальной школе часто звучит призыв «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагог в качестве объяснения неудач ученика нередко использует фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. Ошибки «по невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика.

Проблема внимания в младшей  школе во многом обусловлена особенностями  психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость»  для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная  слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им вначале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников, их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника. Воспринимая трудное для них содержание (записанные арифметические выражения), дети быстро выполняют знакомые действия, но тут же забывают, с какими числами они действовали, в результате каких действий получили правильный ответ, так как в каждый момент они сосредоточиваются лишь на каком-то одном содержании своей деятельности.

Они еще не умеют направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Так, если, например, в задаче речь идет о желтых и красных розах, на которые прилетели бабочки, ученики легко «соскальзывают» с оперирования числами на обсуждение цвета бабочек, их видов, начинают вспоминать, где и когда они их ловили. А во время обсуждения подвига А.Маресьева семи-, восьмилетних детей больше всего заинтересовали не его упорство, его воля, которые позволили герою вернуться к любимому делу, а то, как звали мальчиков, которые нашли в лесу Маресьева, кто за ним приехал, и т. п.

Внимание к частностям рассказа (события) есть результат характерной  для маленьких детей слитности  и ситуативности восприятия, сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Неумение вычленять существенное усиливается, если учитель неоднократно подчеркивает и таким образом специально выделяет какой-то элемент целого. Становясь акцентированным компонентом воспринимаемого комплексного раздражителя, такой элемент приковывает к себе внимание учеников. Так, изучая букву «ь», дети начинают «слышать» мягкий согласный звук всюду. Они пишут «Колья» (вместо «Коля»), «вьзял», «рьама».[8]

Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей  младших классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими  работе или в рассказе учителя. Чрезмерно  акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия персонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся, порой  даже какие-то черты внешнего облика: прическа героини, белая лента, на которой  висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница  на уроке, чем правило, для закрепления  которого она этот пример использовала.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий сих стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка ион приучается к систематическому учебному труду, его внимание– как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Педагогический процесс предполагает умение: использовать непроизвольное внимание; и содействовать развитию произвольного.

На протяжении обучения ребёнка  в начальном звене в развитии процесса внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9-10 годам дети способны достаточно долго сохранять и выполнять  произвольно заданную программу  действий. Поэтому развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано сформированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии сего общим умственным развитием. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Таким образом, повышение внимательности младшего школьника напрямую связано  с развитием его полноценной  познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием  мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение  этих непростых воспитательных задач  требует от педагогов достаточного времени и немалых усилий.

Развитие внимания ребенка, его  способности к целенаправленной, организованной деятельности – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этом помогут специальные упражнения, игры и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания, которые мы рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

Глава 2. Развитие внимания младших школьников

2.1 Проблемы диагностики и развития внимания младшего школьника

       Известно, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучений по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

Учитель должен изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных  естественных ситуациях наблюдать  за поведением детей, характером их учебной  и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление  о внимании школьников.

Общее направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок  переходит к контролируемому  решению задач, поставленных им самим. Опытный учитель прибегает к  разнообразным видам учебной  работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей (устный счет разными способами, решение  задач и проверка результатов, объяснение нового приема письменных вычислений, тренировка в их выполнении и т.д.).

У учащихся 1-2 классов внимание более  устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. Эту особенность важно использовать на уроках, чередуя умственные занятия  с составлением графических схем, рисунков, макетов, созданием аппликаций. При выполнении простых, но однообразных занятий младшие школьники отвлекаются чаще, чем при решении более сложных заданий, требующих применения разных способов и приемов работы.

Развитие внимания связано также  с расширением объема внимания и  умением распределять его между  разными видами действий. Поэтому  учебные задачи целесообразно ставить  так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Например, читая  заданный текст, школьник обязан следить  за поведением других учеников. В случае ошибки он замечает отрицательные реакции  товарищей и стремится сам  исправить ее.

Некоторые дети бывают «рассеянными»  в классе именно потому, что не умеют  распределять свое внимание: занимаясь  одним делом, они теряют из виду другие. Учителю нужно так организовывать разные виды учебной работы, чтобы  дети приучались к одновременному контролю за несколькими действиями (вначале, конечно, относительно простыми), подготавливаясь  к общей фронтальной работе класса.

Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и  ряд других приемов диагностики  внимания учащихся. Эти приемы построены  на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий. Их использование в учебной работе позволяет проследить динамику в  становлении внимания школьников (например, на протяжении одной учебной четверти или учебного года). Кроме того, сами эти приемы при систематическом  применении могут выступать в  качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания. Одним из таких  приемов является словарный диктант с комментированием.[8] Этот хорошо известный педагогам методический прием становится способом измерения внимания, если:

1) учитель читает каждое слово  только один раз;

     2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

3) учитель внимательно следит  за тем, чтобы учащиеся не  заглядывали в тетради друг  к другу.

В целях соблюдения двух последних  условий рекомендуется привлекать ассистентов. Если учащийся не может  записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что  прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо – вид работы, известный учащимся с первого класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.

Например, для комментированного  письма выбрано слово «пересадили». Учитель читает это слово, а затем  вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно  их правописание. После этого учитель  предлагает детям взять ручки  и записать прокомментированное  слово. Затем следует напоминание  учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим  словом. Комментированное письмо – достаточно сложная деятельность. Анализируя структуру комментированного письма, психолог С.Н. Калинникова выделила 7 основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

Информация о работе Особенности развития функции внимания у младших школьников