Особенности развития функции внимания у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста. Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
- рассмотреть понятие внимания, его виды и свойства;
-определить особенности развития внимания младшего школьника;
- подобрать методики для развития отдельных свойств внимания детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы………………………………...………………………………………5
1.1 Психологические особенности младших школьников………………………………….…………………………………….5
1.2 Возрастные особенности развития внимания детей………………………13
1.3 Особенности внимания младших школьников…………………………….18
Глава 2. Развитие внимания младших школьников…………………………...23
2.1 Проблемы диагностики и развития внимания младшего школьника……23
2.2 Практическое изучение особенностей внимания младших школьников..27
2.3 Упражнения, игры и задания, направленные на повышение уровня развития внимания младших школьников……………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

психология итог.docx

— 177.98 Кб (Скачать файл)

1) первичное восприятие произносимого  слова;

2) самостоятельный анализ правописания  орфоэпического образа слова;

3) прослушивание комментариев;

4) представление орфографии слова  в соответствии с комментированием;

5) уточнение первичного анализа  правописания с комментированием;

6) написание слова в соответствии  с его орфографией;

7) проверка написанного слова  в соответствии с комментированием.

Анализ количественных данных (числа  учащихся, безошибочно выполнивших  работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточения, устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации  коллективного внимания учащихся.

Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от учащихся специальных знаний и умений. Выполняемая ими при этом деятельность аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Примеры текстов, предлагаемых детям  для обнаружения в них ошибок:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг  остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В  тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик  мчался на лошади. В траве стрекочет  кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

«Старые лебеди склонили перед ним  гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились  на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я  киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось  за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».[9]

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и  смысловые. Найдите их и исправьте. Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится  определенное время. При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу:

- сразу включаются в задание,  обнаруживая и исправляя ошибки  по ходу чтения;

- долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают  ни одной ошибки;

- исправляют правильное на неправильное  и др.

Рассмотренные выше примеры диагностики, включенные в живой учебный процесс, позволяют учителю получить общее  представление об особенностях внимания учащихся, что влечет за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.

Для этого выделяют определенные виды занятий, которые предъявляют более  высокие требования, как к отдельным  свойствам внимания, так и к  уровню произвольного внимания в  целом. К их числу относятся специальные  задания, упражнения, игры которые могут  использоваться учителем на уроках.

2.2 Практическое изучение особенностей внимания младших школьников

Для изучения особенностей внимания младших школьников было проведено исследование внимания детей 2 класса.

Задачи: выявить особенности внимания младших школьников и предложить набор специальных заданий, упражнений и игр для развития основных свойств внимания: объема, устойчивости, переключения, распределения.

Для изучения особенностей свойств внимания была использована методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.

Анализируя результаты изучения особенностей свойств внимания младших школьников, отметим, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, однако далее интерес к выполнению заданий повышался. При обработке результатов выявлено следующее (табл. 3).

По показателю устойчивости внимания всех учащихся можно разделить на 3 группы:

1 группа с высоким уровнем  развития устойчивости внимания  – выше 17 и выше баллов;

2 группа – средний уровень  развития устойчивости внимания  – 11-16 баллов;

3 группа – низкий уровень  развития внимания – до 10 баллов.

 

Таблица 3. – Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания

Имя, фамилия

Продуктивность

Точность (К)

Устойчивость (А)

знаки, к-во

баллы

знаки, %

баллы

баллы

1

Андрей К.

1168

3

87.3

8

12

2

Света З.

1235

5

86.1

8

13

3

Женя П.

1040

3

68.2

5

8

4

Катя У.

1700

9

82.4

8

17

5

Настя К.

1300

5

93.8

9

14

6

Настя И.

1625

8

84.2

8

16

7

Олеся Б.

1495

7

71.2

7

16

8

Саша Р.

1755

9

93.5

9

18

9

Сережа Б.

1950

10

82.6

8

18

10

Тамара Б.

1495

7

64.3

5

12





 Группу с высоким уровнем развития устойчивости внимания составило 3 человека, во 2 группу вошло 6 человек и низкий показатель устойчивости внимания у 1 учащегося.

При беседе с педагогами выяснилось, что дети с высокими показателями успеваемости всегда внимательны на занятиях, они много запоминают, у них высокий познавательный интерес. Также отмечено, что дети со средним показателем неплохо успевают на занятиях, способны охватить много предметов, любознательны, однако им сложно сосредотачиваться долгое время на одном предмете. А вот ребенок с низким показателем на занятиях невнимателен и не примечает даже самого главного, у него плохая усидчивость, средняя успеваемость. Итак, мы видим, что в основном присутствуют средние показатели внимания, но отмечен и случай низких показателей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что действительно существуют особенности внимания младших школьников, которые могут отличаться в пределах группы.

Поскольку исследования многих психологов и наши наблюдения дают основания  утверждать, что в младшем школьном возрасте недостаточно развиты основные свойства внимания, такие как: объем, устойчивость, переключение, распределение, то именно эти свойства были взяты  как показатели для развития внимания детей исследуемого класса.

Специальные задания, упражнения и игры, предлагаемые ниже, применялись на всех уроках в течение 2 месяцев, как в коллективной работе с учащимися – в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.

При повторном диагностировании, полученные результаты показали, что уровень развития отдельных свойств внимания учащихся повысился (табл. 4).

 

Таблица 4. – Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания

Имя, фамилия

Продуктивность

Точность (К)

Устойчивость (А)

знаки, к-во

баллы

знаки, %

баллы

баллы

1

Андрей К.

1168

3

87.3

8

12

2

Света З.

1235

5

86.1

8

14

3

Женя П.

1040

3

68.2

5

10

4

Катя У.

1700

9

82.4

8

17

5

Настя К.

1300

5

93.8

9

15

6

Настя И.

1625

8

84.2

8

17

7

Олеся Б.

1495

7

71.2

7

16

8

Саша Р.

1755

9

93.5

9

18

9

Сережа Б.

1950

10

82.6

8

18

10

Тамара Б.

1495

7

64.3

5

14


 

Как видим из таблицы, увеличилось число детей из 1 группы на 1 человека, остальные дети вошли во вторую группу, причем качества внимания повысились почти у всех, кроме того повысился уровень внимания и у учащегося с низким уровнем и составил 10 баллов. Следовательно, делать упор на развитие внимания во время урока также важно, как учить ребенка грамоте.

2.3 Упражнения, игры  и задания, направленные на  повышение уровня развития внимания  младших школьников

Развитие  концентрации внимания. Корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно  найти и зачеркнуть все встретившиеся  буквы «А» (можно указать любую  букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии  автора.

По мере овладения игрой правила  усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся  кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация. Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной  атмосфере. Младших детей можно  дополнительно заинтересовать этими  занятиями, предложив им тренироваться  быть внимательными еще и для  того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно  выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать  чувства неудовольствия, поэтому  можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько  сделал ошибок, прокукарекать, проскакать  на одной ножке и т.п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия не  должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста  не имеет значения и может  быть разным у разных детей:  от 3-4 предложений до нескольких  абзацев или страниц.

6. Проверка выполнения задания  в групповых занятиях проводится  самими учениками друг у друга,  они же придумывают «штрафы». Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект игры был более заметен при  выполнении ребенком письменных учебных  заданий, необходимо одновременно с  введением игры изменить установку  ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как  слова читаются и как они пишутся. Следует объяснить детям, что  в учебнике русского языка все  слова, написанные в упражнении, надо читать вслух так, как они написаны, называя непроизносимые буквы, знаки  препинания и т.д. При проверке выполненного ребенком письменного задания педагог должен подчеркнуть, что читать - написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произноси каждую букву так, как она пишется». Нужно обратить специальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будто оно выполнялось кем-то другим –» другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного  выражения. Детям предлагается: читать текст до заранее указанного учителем выражения. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца. Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Информация о работе Особенности развития функции внимания у младших школьников