Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:34, курсовая работа
Цель: разработка психолого-педагогических условий и путей развития эмпатии у младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития эмпатии у младших школьников
1.1 Определение основных понятий исследования: эмпатия, эмпатия как ценность в эмоциональном опыте.
1.2 Эмпатия в работах отечественных и зарубежных авторов.
1.3 Эмпатия как компонент личностного развития личности в социальной среде.
1.4 Особенности развития эмпатии детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
особенностей развития эмпатии у младших
школьников
1.1 Определение основных понятий исследования:
эмпатия, эмпатия как ценность в эмоциональном
опыте.
1.2 Эмпатия в работах отечественных и зарубежных
авторов.
1.3 Эмпатия как компонент личностного
развития личности в социальной среде.
1.4 Особенности развития эмпатии детей
младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Онтогенетический аспект развития личности освещался в работах известных отечественных психологов и педагогов (К.А.Абульханова-Славская, М.Й.Боришевський, Д.Б.Ельконін, а. в. запорожец, Г.С.Костюк, С.Д.Максименко, Н.І.Непомняща, В.А.Сухомлинський, и другие), которые стали методологическим и теоретическим основанием многих исследований этой проблемы. Среди них значительное место занимают исследования эмоционального развития, чувствительности, содействие и сопереживание (Л.І.Джрназян, А.Д.Кошелєва, Я.З.Неверович, Л.П.Стрєлкова). Ряд диссертационных исследований были посвящена отдельным аспектам развития эмпатии и ее компонентов (Л.П.Алексєєва, С.Б.Борисенко, Л.П.Виговська, Т.П.Гаврилова, Л.П.Стрєлкова, І.М.Юсупов), соотношению эмпатии и нравственности, влияния различных факторов на процесс воспитания эмпатии.
Во многих работах показано, что младший школьный возраст не только сензитивним для формирования учебной деятельности, но является очень важным этапом в социальном развитии ребенка, в становлении ее связям с окружающими людьми за пределами семейных отношений. Принятие новой социальной роли школьника, готовность соответствовать ожиданиям других, способность строить свое поведение в соответствии с образцами, а также формирования собственных ожиданий относительно поведения других людей делают детей этого возраста сензитивними к воспитанию в них эмпатийных возможностей. В ряде работ доказано, что создание условий эмпатийного взаимодействия среди школьников и между учителем и школьниками становится значимым фактором позитивной социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста.
Объект: процесс становления личности в школьном возрасте.
Предмет: психологические условия формирования у младших школьников способности к эмпатии.
Цель: разработка психолого-педагогических условий и путей развития эмпатии у младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Гипотеза: развитие эмпатии у младших школьников будет более эффективным, если элементы эмпатии включаются в различные виды совместной деятельности и общения детей.
Введение.
Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ.
Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся развития эмоциональной настроенности, направленности на другого человека, готовности к взаимодействию с ним.
Психологическое изучение эмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальных направлений современных психологических исследований. Всё большее и большее значение в работах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие), которые выполняют важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе. Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему «входить» в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения.
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка.
Психологические традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие исследователи (А.А. Бо-далёв, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, Л.П. Стрелкова, А.Г. Ковалёв, 3. Фрейд, К. Роджерс, С.Б. Борисенко, М. Хоффман и другие) связывают разработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Ряд психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой человеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова и другие). Это положение актуально и поныне, поэтому исследование взаимосвязи эмпатии с детско-родительскими отношениями в семье является одной из важных и актуальных проблем современной психолого-педагогической науки. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые по законам интериоризации - экстериоризации трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми (Б. Г. Ананьев, JL С. Выготский, В.Н. Мясищев С. JI. Рубинштейн и другие). В этой связи эмпатия выступает в качестве механизма установления взаимоотношений, являющихся, по определению В.Н. Мясищева, субъективной стороной взаимодействия.
Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстерио-ризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками.
Необходимо отметить, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками имеет единую природу, но с родителями генетически оно возникает раньше и является как бы каналом, посредством которого оказывается влияние не только на развитие личности ребенка, но и на становление его сферы отношений с другими людьми (М.И. Лисина, Е.В. Субботский и другие).
Однако в психологических исследованиях остается
неразработанной проблема формирования
эмпатии у детей младшего школьного возраста
и влияния детско-родительских отношений
на эмпатийные проявления к сверстникам.
Недооценка эмпатийных аспектов в развитии
личности и её отношений с другими людьми
привела к тому, что в большинстве учебных
пособий отсутствуют какие-либо упоминания
об эмпатии и её компонентах, способствующих
эффективному взаимодействию между ребёнком,
взрослыми и сверстниками.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей
развития эмпатии у младших школьников
1.1 Определение основных
понятий исследования: эмпатия, эмпатия
как ценность в эмоциональном опыте.
Теоретический анализ о наличии у человека
эмпатических способностей проводили
в своих исследованиях отечественные
и зарубежные авторы:
На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию эмпатии: аффективный (Т.Н. Пашунова, Дж. Морено), аффективно-когнитивный (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев, В.П. Морозов, Т.Шибутани, О.В. Аллахвердова), когнитивный (В.А. Лабунисая, А.И. Макеева), интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гарилова, К. Роджерс и др.)
Для данной дипломной работы выделим интегративный подход понимания эмпатии и на этой точке зрения построим ту структуру эмпатии, которая позволить опираться в методическом плане во время проведения эксперимента.
В.В. Бойко рассматривает эмпатию как
рационально-эмоционально-
У одних авторов эмпатия выступает как вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию (Beres, Harlow, 1953), у других – как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции (Mahoney,1960), у третьих – как способность понимания эмоционального состояния другого (Wilmer, 1968) или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации (Шибутани, 1969).
К.Роджерс: состояние эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».
Понятие «эмпатия» впервые применил в психологии Э. Титченер (Titchener, 1909), опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. Но часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивный процесс, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы (Соtrell, Dymond, 1949).
Одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения. Другие- что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного. Третьи полагают, что сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.
«Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия» (Смит, 1895; Спенсер, 1876; Шопенгауэр, 1896), либо эстетическим понятием «вчуствование» (Липпс, 1907).
З. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания.
М.Шелер (Sheler, 1923) рассматривал эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием и при сохранении независимости и при сохранении независимости собственных переживаний.
Т. Рибо (1897) – на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия, т.е. согласованность чувствовний, переживаний, вызывающих сходные поступки, хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека. Единство представлений и темпераментов с объектом симпатии способствуют появлению согласованных чувств и поступков.
В. Штерн (1922) – развитие социальных чувств к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание, сорадость).
У. Мак-Дугал (1899): происхождение симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных по типу заражения или индукции, важного для выживания стада, без сопереживания и сострадания.
С. Аш выделял два типа симпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.
Строгое определение эмпатии дано в работах таких авторов как Дженклин, Райс и др..
Факторы, влияющие на эмпатийность Л.Мерфи (Murphy,1937) - проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом, частоты общения с ним, интенсивности стимула, вызывающего эмпатию, предыдущего опыта эмпатии.
Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.
(Moorotal, 1984) – в формировании и
развитии эмпатии играют
А.А. Бодалев и Т.Р. Каштанова (1975) – широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.
М. Хоффман (Hoffman, 1978) выделил три стадии формирования эмпатических способностей у детей (симпатический дистресс).
Б. Стотлэнд (Stotland, 1971) – эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и количества детей в семье.
И.М. Юсупов (1993) выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами - у последних она выше.
Личностные особенности: эгоцентризм, дискомфорт играют роль и создают такие установки, как избежание лишних контактов, спокойное отношение к переживаниям и проблемам других людей.
По данным А.П. Васильковой (1991) – для высокоэмпатийных характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а не замкнутость и недоброжелательность.
Существуют классификации видов эмпатии. К примеру, классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия представлена следующими ее видами:
- эмоциональная эмпатия, основанная
на механизмах проекции и
- когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах, например, сравнение, аналогии;
- предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
К механизмам эмпатии относят:
- сопереживание – переживание
субъектом тех эмоциональных
состояний, которые испытывает другой
человек посредством
- сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
В работах современных ученых (Л.Л. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гавриловой, В.А. Петровского, И.М. Юсупова и др.) раскрыты компоненты способности к эмпатии, а именно, распознать эмоциональное состояние другого, способность к сопереживанию и сочувствию, способность адекватно воспринимать имеющуюся ситуацию; выделены каналы эмпатии – эмоциональный, рациональный, интуитивный и др.
Качества эмпатии по-разному проявляются в различных культурах. Культурная эмпатия – во взаимопонимании. Культурная эмпатия достигается труднее, чем индивидуальная, а без этого нет истинной эмпатии. Бродски (1981) проанализировала основные исследования по полу, расе и общественному классу клиентов. В своей работе она указывает на отсутствие эмпатии вследствие сложившихся стереотипов по отношению ко всем группам населения. При этом терапевты склонны отдавать предпочтение определенным типам клиентов: молодым, привлекательным, разговорчивым, интеллигентным, удачливым.
Информация о работе Особенности развития эмпатии у младших школьников