Особенности развития эмпатии у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка психолого-педагогических условий и путей развития эмпатии у младших школьников в процессе обучения и воспитания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития эмпатии у младших школьников
1.1 Определение основных понятий исследования: эмпатия, эмпатия как ценность в эмоциональном опыте.
1.2 Эмпатия в работах отечественных и зарубежных авторов.
1.3 Эмпатия как компонент личностного развития личности в социальной среде.
1.4 Особенности развития эмпатии детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

светка курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.

Эмпатия – сложный, многоуровневый процесс и важная составляющая личности. Эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности.

Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности.

Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других.

Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку эмоционально откликаться на чувства другого человека, соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Асеев В.Г. Мотивация поведения  и формирование личности. – М., 1976. 2.Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3.Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье/ /Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 41-47.

4.Валлон А. Психическое развитие  ребенка. – М., 1967.

5.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В.Либина. – М.: Педагогика, 1998.

6.Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной  сферы младших школьников: Методическое  пособие. – М., 19993.

7.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних  и высш. пед. учебн. заведений, учителей  начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

8.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.

9.Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии  в зарубежной психологии // Вопросы  психологии. 1975.№ 2. С. 147-157.

10.Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61 – 68.

11.Григори Н. Связующая нить: программа  коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. 2000. № 28. С. 1-16.

12.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.

13.Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464 с. 14.Ковалев  А.Г. Воспитание ума, воли и чувств  у детей. – М., 1974. 15.Крюгер Ф. Сущность  эмоциональных переживаний // Психология эмоции: тесты. – М., 1984.

16.Леонтьев А.М. Потребности, мотивы  эмоции. – М., 1971.

17.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - с.370

18.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие  дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский  центр «ВЛАДОС», 2000.

19.Непомнящая Н.Н. Становление личности  ребенка 6-7 лет / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР – М.: Педагогика, 1992.

20.Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и  Ф.П.Петров. – М., 1968.

21.Райковский Я. Экспериментальная  психология эмоций.: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.

22.Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. – М., 1946.

23.Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания  в начальной школе: Пособие для  учителя. — Н. Новгород: Нижегородский  гуманитарный центр, 1999.54 с. 24.Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии // Психология образования: профессионализм и культура. Докл. регион, научно-практ. конференции. — Н.Новгород, НИРО, 2005. С. 71-80.

25.Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии  у старших дошкольников и младших школьников к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис. ... канд. псих. наук. Н. Новгород, 2005. 339 с.

26.Тезисы второй всероссийской  научной конференции \"Психологические  проблемы современной российской семьи\" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

27.Фопель К. Как научить детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4-х т. — М.: Генезис, 1999

28.Шингарев Г.Х. Место эмоций  в структуре личности. – В кн.: Проблема личности. – М., 1989

29.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации  психического развития // Вопросы  психологии. – 1971. - № 4. – с. 6-21.

30.Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь  школьника: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1966.

31.Якобсон П.М. Изучение чувств  у детей и подростков. – М.: изд-во, 1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития эмпатии у младших школьников