Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:34, курсовая работа
Цель: разработка психолого-педагогических условий и путей развития эмпатии у младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития эмпатии у младших школьников
1.1 Определение основных понятий исследования: эмпатия, эмпатия как ценность в эмоциональном опыте.
1.2 Эмпатия в работах отечественных и зарубежных авторов.
1.3 Эмпатия как компонент личностного развития личности в социальной среде.
1.4 Особенности развития эмпатии детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Заключение. Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия – сложный, многоуровневый процесс и важная составляющая личности. Эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности.
Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других.
Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку эмоционально откликаться на чувства другого человека, соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.
Список используемой литературы:
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения
и формирование личности. – М.,
1976. 2.Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
4.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
5.Веккер Л.М. Психика и реальность:
единая теория психических
6.Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Методическое пособие. – М., 19993.
7.Воспитание младшего
8.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
9.Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.№ 2. С. 147-157.
10.Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61 – 68.
11.Григори Н. Связующая нить: программа
коррекции детско-родительских
12.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
13.Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464 с. 14.Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – М., 1974. 15.Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоции: тесты. – М., 1984.
16.Леонтьев А.М. Потребности, мотивы эмоции. – М., 1971.
17.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - с.370
18.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
19.Непомнящая Н.Н. Становление личности ребенка 6-7 лет / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР – М.: Педагогика, 1992.
20.Педагогическая
21.Райковский Я. Экспериментальная психология эмоций.: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
23.Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Пособие для учителя. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.54 с. 24.Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии // Психология образования: профессионализм и культура. Докл. регион, научно-практ. конференции. — Н.Новгород, НИРО, 2005. С. 71-80.
25.Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников и младших школьников к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис. ... канд. псих. наук. Н. Новгород, 2005. 339 с.
26.Тезисы второй
27.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4-х т. — М.: Генезис, 1999
28.Шингарев Г.Х. Место эмоций в структуре личности. – В кн.: Проблема личности. – М., 1989
29.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – с. 6-21.
30.Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1966.
31.Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. – М.: изд-во, 1961.
Информация о работе Особенности развития эмпатии у младших школьников