Особенности развития в младенческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………...
3
1.
Младенческий период………………………………………………..
4
1.1.
Развитие новорожденного…………………………………………...
5
1.2.
Развитие речи…………………………………………………………
7
1.3.
Кризис первого года жизни………………………………………….
13

Заключение……………………………………………………………
15

Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

возрастная психология.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

1.3.Кризис первого года жизни.

           Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Всякий знает, что редкий ребенок начинает ходить сразу, хотя есть и такие дети. Более тщательное изучение такого ребенка, который сразу начинает ходить, показало, что обычно в этом случае мы имеем дело с латентным периодом возникновения и становления и относительно поздним выявлением ходьбы. Но зачастую и после начала ходьбы наблюдается потеря ее. Это указывает, что полного созревания ходьбы еще не произошло. 
                Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. 
               Само становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса. 
          Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет, когда речь и есть и ее еще нет. Этот процесс тоже не совершается в один день, хотя описывают случаи, когда ребенок сразу заговорил. И тут перед нами латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца. 
         Третий момент - со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. Под этим имеется в виду, что в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, «невоздержания», на языке авторитарного семейного воспитания. Эти явления Кречмер и предложил назвать гипобулическими в том смысле, что они, относясь к волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту. 
            Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол, но ни потери сознания, ни слюно-истечения, ни энурезаса, ни других признаков, характеризующих эпилептические припадки, не бывает. Это только тенденция (которая и делает реакцию гипобулической), иногда направленная против известных запретов, отказов и т. д. и выражающаяся, как ее обычно описывают, в некоторой регрессии поведения; ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить и т. д.), но использует он это, конечно, совершенно иначе. 
                         Когда нормальный ребенок переживает период автономной детской речи? Мы говорили, что в кризисе первого года жизни, т. е. в тот переломный период, когда ребенок проделывает путь от младенчества к раннему детству. Начинается это обычно в самом конце первого года, а заканчивается на 2-м году. В кризисе первого года жизни нормальный ребенок использует автономную детскую речь. Ее начало и конец знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни. 

Заключение 

Рождение ребенка представляет собой качественный скачек, с которого начинается переход к новому, социальному  типу развития.

Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составит основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

Основная особенность  новорожденного – безграничные возможности  усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.

Младенчество – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом  и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Даниил Борисович Эльконин; Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, при участи Юрайт, 2002. – 464 с.
  4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М. Издательство центр «Академия», 2001. – 480 с.
  5. Психология развития человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития/ под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – Санкт-Петербург.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 416 с.

 

 

 




Информация о работе Особенности развития в младенческом возрасте