Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:49, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученный результат.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте………………4
1.1. Исследования самооценки в российской и западной психологии……4
1.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………17
Глава II. Методы диагностики самооценки в младшем школьном возрасте.24
2.1. Диагностика самооценки младших школьников……………………….24
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………24
Общий вывод...………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………31
Приложения…………………………………………………………………….
Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития [24,с.120].
Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, их таких источников информации, как радио и телевидение.
Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.
Большинство детей могу и в конце первого года обучения разобраться в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность.
Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровень притязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается , при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.
Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.
Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:
a) Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
b) Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.
В формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие проблемы:
1. Проблема роста: ученица
страдает от того, что ее рост
170 см. Она выше всех в классе.
К доске выходит сгорбившись.
Сутулится. Каждый выход – страдание.
Ребенок мыслит образами. Его
самосознание предметно и
2. Проблема внешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит свою внешность, ненавидит свои способности, - вообще, тяготится самим собой. Такого рода рефлексирующий негативизм – явление довольно частое. И этот негативизм рождается на грани позитивного качества – неудовлетворенности собой.
С развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Причем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.
Выводы:
§ Основными факторами,
влияющими на формирование самооценки
детей младшего школьного возраста, являются
оценочные воздействия учителя, родителей
и их отношение к учебной деятельности.
§ Учебная деятельность
является одним из важнейших факторов,
оказывающим влияние на формирование
самооценки младшего школьника, поэтому
учитель начальных классов должен знать
психологические особенности младших
школьников и учитывать индивидуальные
особенности самооценки в учебном процессе.
Выводы по главе I:
§ Изучая научную
литературу мы выяснили, что самооценка
является неотъемлемой частью «Я-концепции». Самооцен
Глава II. Опытно-практическая
работа по изучению особенности самооценки
в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников.
Исследование проводилось в г. Нижний Новгород,
Нижегородский район, МБОУ СОШ №151 в 4 «Г»
классе. Возраст детей 10-11 лет. В классе
18 учащихся.
Цель: изучение
особенностей самооценки детей младшего
школьного возраста.
Объект исследования:
личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования:
особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы:
1. Подобрать
2. Провести диагностику.
3. Обработать полученные результаты.
4. Оформить протоколы
5. Разработать рекомендации для родителей и
Методика Дембо-Рубинштейн.
Материал: калькулятор, карточки с набором
слов, характеризующих отдельные качества личности.
Ход опыта: Экспериментальная часть опыта
выполняется в аудитории. Экспериментатор
выдает стимульный материал испытуемым
и просит отобрать 5 качеств, которые, по
мнению испытуемого, характеризуют идеальную
личность. Испытуемый выбирает из предложенного
перечня качеств указанное количество
слов и составляет из них два ряда. Первый
ряд представляет собой набор качеств
личности идеала испытуемого, является
самым важным для идеала. Далее записываются
качества идеала по мере убывания их значимости
для испытуемого. Во втором ряду испытуемый
записывает то качество, которое, по его
мнению, развито у него самого в наибольшей
степени. Затем так же, как и в первом ряду,
испытуемый записывает качества собственной
личности по мере убывания степени их
развития у себя.
Обработка результатов:
После заполнения двух рядов подсчитывается
коэффициент ранговой корреляции по Спирмену
и делается вывод о количественном уровне
самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а –
это количество качеств, а b-это сумма квадратов разностей.
При этом надо иметь в виду, что значение
коэффициента менее 0,35 соответствует
низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней
и более 0,7 – соответствует высокому уровню
самооценки.
·Исследование
самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
[26,с.67].
Данная методика основана на непосредственном
оценивании школьниками ряда личных качеств,
таких как здоровье, способности, характер,
авторитет у сверстников, умение многое
делать своими руками, внешность, уверенность
в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных
линиях отметить определенными знаками
уровень развития у них этих качеств и
уровень притязаний, т.е. уровень развития
этих же качеств, который бы удовлетворял
их.
Инструкция: Любой человек оценивает свои
способности, возможности, характер, ум
и т.д. Уровень развития каждого качества
человеческой личности, можно условно
изобразить вертикальной линией, нижняя
точка которой будет символизировать
самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В
бланке нарисованы семь линий.
Они обозначают:
a) Ум, способности
b) Характер
c) Авторитет у сверстников
d) Умение многое делать
e) Внешность
f) Уверенность в себе
Под каждой линией написано,
что она означает. На каждой линии чертой
(-) отметьте, как вы оцениваете развитие
у себя этого качества, стороны вашей личности
в данный момент. После этого крестиком
(х) отметьте, при каком уровне развития
этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены
собой или почувствовали гордость за
Обработка результатов: обработка проводится
по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в
баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии
с этим ответы школьников получают количественную
характеристику.
По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам.
Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний
Уровень притязаний до 60
Уровень самооценки до 45
· Следующая методика направлена на определение
эмоционального уровня самооценки, автор
А.В. Захарова [23,с.78].
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет испытуемому
рисунок и просит его выполнить задание
соответствующего субтеста.
Ход опыта Приложение1
2.2. Анализ результатов исследований самооценки
детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических особенностей
самооценки младших школьников с целью
выявления детей группы риска использовались
следующие методики:
1.Методика, направленная на выявление
количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определение
эмоционального уровня самооценки
(автор А.В. Захарова).
Анализы результатов
· Исследование
самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых
уже были начерчены линии, каждая из которых
уже была подписана. Учащиеся отмечали
соответствующими значками :
При каком уровне развития этих качеств,
сторон они были бы удовлетворены собой
или почувствовали гордость за
Как они оценивают развитие у себя этого
качества, стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойной
обстановке. Время на выполнение давалось
25 минут.
При обработке учитывались
Полученные результаты представлены в
следующей таблице.
Приложение2
По итогам данной методики можно
сделать вывод, что у 16 человек завышенная
самооценка, что составляет 89%, у 2 человек
– средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой
не выявлено.
·Следующая методика направлена
на определение эмоционального уровня
самооценки.
Детям раздали бланки, которые
содержат 5 заданий (5 субтестов).
На выполнение детям давалось
25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные результаты представлены
в следующей таблице.
Приложение2
Анализируя полученные результаты,
можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся
высокий уровень самооценки, у 9-средний
и у 7- низкий. То есть согласно данной методике
высокий уровень самооценки лишь у 12%,
средний – 50%, а низкий у 38% учащихся. Так
же можно сказать, что 61% учащихся в 4 «Г»
классе признает свое сходство с другими,
а вот 39% считают себя уникальными.
В учебной деятельности учителю
следует обратить внимание на группу детей
с высоким уровнем самооценки и группу
детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем
1. Алексеева К.И.
2. Мельников Р.С.
Учащиеся с низким уровнем
1.АнистратенкоВ.И.
2.Апалько М.И.
3.Бобылева Е.А.
4.Егорова А.С.
5.Кекшин М.А.
6.КлементьеваА.А.
7.Кочетов Т.В.
Были разработаны рекомендации
учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
Ø При организации внеклассных
мероприятий включать учащихся в групповую работу.
Ø Учить слушать других.
Ø Воспитывать чувство сопереживания.
Ø Оценивая работы, показывать
как положительные, так и отрицательные
моменты.
Ø Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю
по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
v Не предъявлять к ребенку завышенных
требований.
v Не использовать слова, унижающий
достоинство человека, т.е. оценивать результат
деятельности, а не личность.
v Вовлекать учащихся в коллективную
работу.
v При организации внеклассных
мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
v Предлагать в учебной деятельности
задания творческого характера.
Информация о работе Особенности самооценки младших школьников