Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:49, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученный результат.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте………………4
1.1. Исследования самооценки в российской и западной психологии……4
1.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………17
Глава II. Методы диагностики самооценки в младшем школьном возрасте.24
2.1. Диагностика самооценки младших школьников……………………….24
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………24
Общий вывод...………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………31
Приложения…………………………………………………………………….
Заключение:
Анализируя психолого-педагогическую
литературу, следует отметить, что центральной
характеристикой любой личности является
«Я-концепция», которая состоит из следующих
компонентов:
o Когнитивный;
o Оценочный;
o Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью
«Я- концепции» является самооценка, которая
определяется как оценка личностью самой
себя, своей внешности, места среди других
людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющими
на формирование самооценки детей младшего
школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей и их отношение
к учебной деятельности.
В опытно- практической работе
проведено диагностическое исследование
в 4 «Г» классе школы №151 с использованием
следующих методик:
1.Методика, направленная на
выявление количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по
методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на
определение эмоционального уровня самооценки
( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из
18 учащихся данного класса: у 2 учащихся
высокий уровень самооценки, у 9-средний
и у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки
является возрастной нормой для детей
младшего школьного возраста.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Литература:
Ход опыта (Приложение 1)
1) Экспериментальная
Субтест
№1. Представь, что изображенный на
рисунке ряд кружков – это люди. Укажи,
где находишься ты.
Субтест
№2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие
круги- это твои родные, друзья и учитель.
Покажи, где будут находиться отец, мать,
бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель,
друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др – друзья
У- учитель
Субтест
№3. Вот на рисунке твои родители, учителя,
друзья. Поставь крестик ( точку) там, где
находишься ты.
Субтест
№4. Поставь точку в том месте круга,
где находишься ты.
Субтест
№5. Представь, что ты находишься в
нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь
являться ты?
2) Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой
для ребенка является указание на третий-
четвертый круг слева. В этом случае ребенок
адекватно воспринимает особенности своего
«Я- образа», осознает свою ценность и
принимает себя. При указании на первый
круг имеет завышенную, а при указании
на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет
определить отношение с близкими людьми.
При расположении сверху признает превосходство
и допускает давление этого человека на
себя. Оказывает давление на расположенных
внизу, чувствует свое превосходство над
ним.
Субтест№3. определяет
социальную заинтересованность( чувствует
ли ребенок себя включенным, принятым
в мир людей), а так же степень близости
с той или иной категорией людей. Если
ребенок указал себя вне треугольника,
то можно сказать, что он чувствует себя
отверженным или не заинтересован в социальных
контактах.
Субтест№4. Определение
степени эгоцентризма. Для дошкольника
характерен высокий эгоцентризм (расположение
в самом центре круга). Более старший ребенок
должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация.
Позволяет выявить осознание своего сходства
(при указании на левый круг) или своей
уникальности (правый круг).
Приложение 2
Выявление эмоционального
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Апалько Д.И. |
|
|
|
|
Апалько М.И. |
|
|
|
|
Бобылева Е.А. |
|
|
|
|
Вайнберг Д.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кекшин М.А. |
|
|
|
|
Клементьева А.А. |
|
|
|
|
Королев Д.Р. |
|
|
|
|
Кочетов Т.В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опушнев В.Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Особенности самооценки младших школьников