Особенности самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученный результат.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте………………4
1.1. Исследования самооценки в российской и западной психологии……4
1.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………17
Глава II. Методы диагностики самооценки в младшем школьном возрасте.24
2.1. Диагностика самооценки младших школьников……………………….24
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………24
Общий вывод...………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………31
Приложения…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая...Зуйкова..246к2.docx

— 96.42 Кб (Скачать файл)

Заключение: 
 
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов: 
 
o       Когнитивный;  
 
o       Оценочный;  
 
o       Поведенческий;

 
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. 
 
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. 
В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование в 4 «Г» классе школы №151 с использованием следующих методик: 
 
1.Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки. 
 
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. 
 
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

 
Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.  
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. 

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература:

  1. Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения. Новосибирск: АН СССР,1991.
  2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
  3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
  4. Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986.
  7. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.
  8. Коломинский Я. Человек среди людей. 2-ое изд. М., 1973.
  9. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
  10. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
  11. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
  12. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
  13. Мерлин В.С. очерк психологии личности. Пермь, 1959.
  14. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
  15. Мудрость воспитания /  Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.- 288с.
  16. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.
  17. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.
  18. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
  19. Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986.
  20. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  21. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
  22. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
  23. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
  24. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960.
  25. Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.
  26. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.
  27. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.
  28. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
  29. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.
  30. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход опыта (Приложение 1) 
 
1)      Экспериментальная часть. 
 
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. 
 
  
 
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья. 
 
   
 
О- отец 
 
М- мать  
 
Д- дедушка 
 
Б- бабушка 
 
Б2- брат 
 
С- сестра 
 
Др – друзья 
 
У- учитель 
 
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик ( точку) там, где находишься ты. 
 
  
 
 
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты. 
 
                                        
 
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты? 
 
 
2)      Обработка результатов: 
 
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку. 
 
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним. 
 
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах. 
 
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным. 
 
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг). 

 

 

 

Приложение 2 
 
Выявление эмоционального уровня самооценки 

 
Ф.И.О

 
Уровень самооценки

 
Отношение  с близкими людьми

 
Социальная заинтересованность

 
Индивидуализация

 
Алавид А.Х.

 
Средняя

 
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

 
Алексеева К.И.

 
Высокая

 
Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

 
Анистратенко В.И.

 
Низкая

 
Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

Апалько Д.И.

 
Средняя

 
Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

Апалько М.И. 

 
Низкая

 
Допускает давление бабуш., матери, отца,брата.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

Бобылева Е.А. 

 
Низкая

 
Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

Вайнберг Д.И. 

 
Средняя

 
Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

 
Егорова А.С.

 
Низкая

 
Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

 
Забродин М.В.

 
Средняя

 
Допускает давление брата, матери, отца, баб.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

Кекшин М.А. 

 
Низкая

 
Допускает давление брата, матери, отца, друзей.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

Клементьева А.А. 

 
Низкая

 
Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; 

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

Королев Д.Р. 

 
Средняя

 
Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

Кочетов Т.В. 

 
Низкая

 
Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

 
Мельников Р.С.

 
Высокая

 
Допускает давление матери и отца

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

 
Некрасов А.А.

 
средняя

 
Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

Опушнев В.Д. 

 
средняя

 
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Считает себя уникальным

 
Пантелеева Д.А.

 
средняя 

 
Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими

 
Плотнир А.А.

 
средняя

 
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата.

 
Заинтересован в соц.контактах.

 
Признает сходство с другими


 

 

 

 


Информация о работе Особенности самооценки младших школьников