Особенности социализации детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Происходящие преобразования в странах мира существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-4
1.Понятия социальной адаптации детей с нарушениями слуха……………..5-6
2.Особенности социальной адаптации детей с нарушениями слуха………..7-9
3.Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей с нарушениями слуха…………………………………………………………..10-15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Особенности социализации детей с нарушениями слуха Тюрина О.А..docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Нижегородский  государственный педагогический университет  им. Козьмы Минина»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра «Специальной педагогики

и психологии»

РЕФЕРАТ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

                                                          

 

                                                          Выполнила: студентка III курса,

                                                              ФПП, СДП-11,  по специальности

                                                  «Специальная психология»

Тюрина Оксана Андреевна                                                          

                                                                    Преподаватель: профессор,

                                                доктор медицинских наук

                                                     Трошин Олег Владимирович

                                                                 

                

                                

Нижний Новгород

2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4

1.Понятия социальной адаптации  детей с нарушениями слуха……………..5-6

2.Особенности социальной  адаптации детей с нарушениями слуха………..7-9

3.Психолого-педагогические  условия социальной адаптации детей с нарушениями слуха…………………………………………………………..10-15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях развивающегося мира всё большую остроту приобретает  вопрос о роли социализации детей  с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются  цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Происходящие преобразования в странах мира существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И.Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л.Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др.посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специализированных образовательных учреждений направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что в области коррекционной деятельности социального педагога, в разрешении проблем детей с ограниченными возможностями, слабо представлены методы социальной интеграции таких детей, где значительную категорию составляют дети с нарушением слуха.

Актуальность тематики обуславливается тем, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует комплексная система работы, направленная на социализацию детей с нарушениями слуха. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятия социальной адаптации  детей с нарушениями слуха.

Понятие «социальная адаптация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки (Кон, 1988). В системе отечественной  психологии употребляются ещё два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова  «социальная адаптация»: «развитие  личности» и «воспитание». Не давая  пока точного определения понятия  социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия  состоит в том, что это процесс  «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе  социальных связей» и т.д. (Бронфенбреннер, 1976). Как считает И.С.Кон, социализация - это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, входе которого создается конкретная личность. По определению В И.Шевандрина, социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

"Социализация – это  развитие и самореализация человека  на протяжении всей жизни в  процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" [15,с.56] Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

 Отечественные психологи,  Л.С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; П.Я.Гальперин, в качестве доминирующей стороны в развитие личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но неспособный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему [15,с.61].

Таким образом, социализация (социальная адаптация) детей с ограниченными  возможностями заключается в  интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и  усвоить определённые ценности и  общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. В следующем разделе мы рассмотрим особенности социальной адаптации детей с нарушениями слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности социальной  адаптации детей с нарушениями  слуха.

Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С.Выготский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член- рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами…»[3,с.35].

Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой или слабослышащий ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить и слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - таким, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".

Нарушение слуха или полная его потеря, конечно, очень печальный диагноз и для ребёнка, и для его родителей. Родителям больно осознавать, что недуг возводит между ребенком и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребёнка – одиночество и изоляция. За полноценное существование ребенка с нарушением слуха можно и нужно бороться[3,с.41].

В настоящее время в  проектировании социальной политики выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ребенок с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.),предлагаются определённые требования к артикуляции всех тех людей(специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.),которые имеют постоянное общение с такими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария,Германия и др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например,университетский городок, населённый не слышащей молодёжью (США,Галлодетский университет) [11,с.25].

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями  слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по- разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).

Такой подход к воспитанию и обучению детей с нарушением слуха имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры [11,с.29].

Основная проблема социализации это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности ребенка с ограниченными возможностями сохраняются во всех возрастных группах и в младшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении игровой деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, повышения конфликтности и отклонения в формировании общепринятых норм поведения [14,с.118]

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

-творческую и познавательную  активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

-набор интеллектуально-личностных  характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

-навыки общения, потребность  в нем;

-адекватную самооценку  и уровень притязаний.

Таким образом, необходимо широко использовать формы работы, в которых дети с нарушением слуха должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, формировать общепринятые нормы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Психолого-педагогические  условия социальной адаптации  детей с нарушениями слуха.

Дети с нарушением слуха  – совершенно обычные дети. Они  так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он издаёт возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращённой речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное ("Ведь он ещё маленький!").

Информация о работе Особенности социализации детей с нарушениями слуха