Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:14, реферат
Цель исследования – изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Исходя из цели исследования поставим следующие задачи:
Изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Рассмотреть взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его внутреннем мире.
Определить концепцию человека Леонардо да Винчи.
Введение
Понятие «Возрождение» возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры.
Актуальность исследования.
Творчество Леонардо да Винчи до сих пор вызывает неизменный интерес. Попытка разгадать талант, гениальность и на конец решить загадку уникальных произведений. Как никто другой он воплощает в себе дух и достижения европейского Возрождения. Художник, скульптор, график, ученый, изобретатель, инженер, архитектор и музыкант; объемные записные книжки Леонардо охватывают такие темы, как астрономия, анатомия человека, оптика, техники рисования, математика и даже полеты человека. Его понимание человеческого тела, законов природы и механики на века опередили современное ему знание.
Его картины - «Тайная Вечеря» и «Мона Лиза» - явились образцом искусства эпохи Возрождения и до сих пор представляют собой вершины западноевропейского искусства. Очевидно, что Леонардо как личность был совершенно уникален.
Какие причины и почему толкали или вдохновляли Леонардо на создание его работ - тоже вопрос уникальный по отношению к его личностной мотивации, ценностям и взглядам его времени остаются загадкой. Благодаря навыкам организации и применения своего опыта восприятия мира Леонардо выпускал в мир всю силу своей личности; только через них он проявлял свои собственные убеждения и ценности, а также убеждения и ценности своей эпохи. Эти процессы сохраняют свою ценность в сегодняшнем мире и для нас. До сих пор интерес к творчеству и взгядам Леонардо да Винчи остается неизменным.
Цель исследования – изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Исходя из цели исследования поставим следующие задачи:
Глава 1. Особенности социально-экономического, психологического развития периода Возрождения.
1.1.Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения.
Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этого периода тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему Новому времени.
Традиционная система феодально-общественных отношений заканчивает свое существование.
Ломаются устойчивые социальные структуры, изменяются положение и самосознание различных слоев населения города и деревни.
Напряженность и противоречивость
социальной жизни эпохи Возрождения
усиливается в связи с
Происходит раскол римской церкви и возникают новые христианские вероучений (протестантизма и другие религиозные течения).
Данный период характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии. Все это способствовало формированию новых представлений о действительности, изменению установившейся картины мира.
Эпоху Возрождения часто
называют периодом гуманизма, поскольку
он связан с пробуждением всестороннего
интереса к человеку. «Существенными
сторонами психологических
Само понятие «Возрождение» возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь.
«В культуре Возрождения переплелись основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания» [3; 70].
С эпохи Возрождения началась с актуализации ценностей античного мира. Но эти ценности уже воспринимались по-новому. Возродилось непреходящее учение великого Аристотеля, но новая эпоха черпала из него новые идеи.
1.2. Особенности психологической мысли в эпоху Возрождения.
На почве новых культурных тенденций формируются новые гуманистические представления о человеке. В центре внимания деятелей периода Возрождения – «земное царство человека», образ человека - творца собственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественных ценностей.
Антропоцентризм - характерная черта ренессансной культуры. Утверждается величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию.
В это время, по мнению Л.М. Баткина, «в определении человека происходит переход от понятия «индивид» к понятию «индивидуальность», в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения» [1; 16]. Это, в свою очередь, ведет к формированию нового идеала социальности, представляющего модель индивида, а не общества, образ чувственный реальности, пронизанный высшим мировым смыслом. Человек рассматривается как центр бытия.
«Главной особенностью этого периода стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинскоязычная культура - в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь)»[ 3; 65].
Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений "средневековых варваров". Восстановление античных па мятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия. В главном очаге Возрождения Италии - разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами. Оба направления, александристы и аверроисты, сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.
В эпоху Возрождения блестящее развитие получает литература и изобразительное искусство - живопись, скульптура. «С этой эпохой связаны великие имена Уильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса Сааведра, Леонардо да Винчи, и многих других выдающихся деятелей искусства» [6; 99].
Изобретатель, мастер, художник, архитектор и, наконец, ученый - профессии в эпоху Возрождения часто неразделимы. В наивысшей степени эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи.
Глава 2. Концепция человека Леонардо да Винчи
15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения – Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель, тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется, непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом. Умер 2 мая 1519 года.
И так, Леонардо да Винчи придерживался идей Пифагора о том, что земля имеет сферическую форму, а материя состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды; и гармония и пропорции определяются числами.
От Платона он воспринял тезис о том, что между человеком и Вселенной существует взаимное родство; этот тезис именуется доктриной макрокосма и микрокосма; согласно ей, Вселенная, макрокосм, – это гигантский живой организм, а человек, микрокосм, – вселенная в миниатюре.
В последние годы своей жизни Леонардо как будто высказывал некоторые сомнения в положениях этой доктрины. «Человек был назван древними маленькой вселенной, и воистину слово это хорошо подходит, - писал он, - если учесть то, что человек состоит из земли, воздуха, воды и огня, и тело Земли ему подобно»[4].
Если у человека внутри кости для удержания и укрепления плоти, то Вселенная имеет камни, которые есть поддержка земли.
Если у человека внутри есть вместилище крови где-то в легких, которыми он дышит и которые растягиваются и сжимаются, то тело Земли имеет океан, который также поднимается и опускается каждые шесть часов вместе с дыханием Вселенной; из названного вместилища крови отходят вены, ветви которых охватывают все тело, - так и океан наполняет тело Земли через бесконечное количество водяных вен».
Леонардо принимал идею Платона
о макрокосме и микрокосме, но решительно
отказывался принимать его
Признавая единственным критерием истины - опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам .Для Леонардо да Винчи хорошо говорить - значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей.
Глава 3. Психологические идеи Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.
Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.
В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню.
Теоретики эпохи считают искусство формой познания природы. И это верно, ибо природа человека как чувственно воспринимаемая природа не дается человеку наследственно. Он создает эту природу и присваивает ее. Создает силой воображения.
Зрительное воображение
Леонардо высказал много полезных идей о развитии у самих себя навыков «видения» путем интерактивного процесса рисования.
Именно процесс творчества, а не просто результаты творчества выделяют такого человека, как Леонардо, совершенно особенным образом. Рисунки в его тетрадях - не просто образы того, что он видел в окружающем мире, а отражение того, как он думал об этих образах, находящихся вокруг себя. То, что он научил других думать творчески, столь же важно, как и его творения. Многие представители рода человеческого умели хорошо рисовать или писать картины. Леонардо использовал свои художественные способности для того, чтобы попытаться открыть нечто о глубинной структуре мира и использовать эти открытия для его обогащения.