Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:14, реферат
Цель исследования – изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Исходя из цели исследования поставим следующие задачи:
Изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Рассмотреть взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его внутреннем мире.
Определить концепцию человека Леонардо да Винчи.
Всеми узнаваемая картина, созданная Леонардо да Винчи, «Витрувианского человека» - это иллюстрация к геометрическим исследованиям, проведенным на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия.
Данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.
Как указал Яков Бронски: «Для Леонардо природа выражала себя через детали, он принес в науку зрение художника. Он понимал, что наука, также, как и живопись, должна искать в деталях замысел природы, он дал науке то, что ей было больше всего необходимо, - ощущение художника, что все детали в природе являются значимыми. До тех пор, пока у науки не было понимания этого явления, никто не мог задуматься о том (и даже не считал это достойным внимания), с какими скоростями падали две неравные массы и были ли орбиты планет точными кругами или эллипсами» [1; 240].
Согласно Леонардо, гармония и пропорция являются результатом отношений между частями системы и их «намерением» в отношении целой системы. Верный своим убеждениям и стратегиям, относящимся к развитию «общего чувства», Леонардо оценивал баланс и пропорцию, основываясь на динамическом взаимодействии нескольких различных элементов.
Он также указывал, что восприятие гармонии зависит от отношения между наблюдателем и средой, где это наблюдение проводилось.
Для Леонардо «пропорция» была фундаментальным «духовным свойством». Точно так же, как «движение, покой, число, фигура, величина и единица» являются общими для всех органов чувств, пропорция является общей как первый принцип всего сущего.
Леонардо писал: «Пропорция обнаруживается не только в номерах и измерениях, но также в звуках, весах, времени и положении и в любой существующей силе». [1; 249].
Леонардо описывает мощную
когнитивную стратегию
Перекликаясь с Аристотелем, Леонардо называл механизм, с помощью которого создавались эти внутренние когнитивные чувства, «общим чувством».
«Общее чувство выносит суждения о представлениях, полученных от других органов чувств. А эти органы чувств управляются объектами, и объекты посылают свои образы к нашим пяти чувствам, при помощи которых они передаются органу восприятия (imprensiva) и оттуда - общему чувству; и там о них выносятся суждения, после чего они передаются в память, где более или менее четко сохраняются в зависимости от их силы»[1; 235].
Переходные состояния, такие,
как состояние перехода между
сном и бодрствованием, дают нам
уникальную возможность естественного
доступа к подсознательным
Итак, для Леонардо главным каналом взаимодействия и понимания с окружающим миром служили глаза. Saper vedere («знать, как видеть», «уметь видеть») было именно тем, что он называл главным инструментом открытия «универсальных форм» и «процессов», лежащих в основе «результатов» творений природы. Для Леонардо дорогой к открытиям и озарениям стало прямое наблюдение и опыт.
Леонардо говорил: «Наука выходит из опыта, а не из авторитета» (Дневники Леонардо да Винчи) и часто подписывался - «ученик опыта» Он писал, что дисциплину, которая основывается на опыте, называют механической, а ту, что рождается и получает заключение в уме, называют научной, а ту, что рождается из теории, но завершается опытной работой, называют полумеханической. Но для меня все науки бесполезны и полны ошибок, если только они не родились из опыта и не подтвердились реальным опытом; или, говоря другими словами, те, чье начало, середина и даже конец не ведомы ни одному из пяти органов чувств настоящая наука - только та, что знакома нам через наши органы чувств посредством опыта». [1; 240].
Утверждал, что наука должна «рождаться из опыта» и «заканчиваться» опытом. Заключая, что «органы чувств правят душой», он говорил: либо «начало», либо «середина», либо «конец» изучаемого процесса должны быть «понятны нам хотя бы через один из наших органов чувств» посредством наблюдения» [4].
Леонардо выражает совершенно явное предпочтение визуальной репрезентативной системы в его мышлении и вообще оставляет в стороне чувства осязания, вкуса и запаха. Леонардо полагал, что глаза - высшее из органов чувств, и одно зрение способно сообщать эмпирические факты опыта непосредственно и с наибольшей точностью.
Заключение
Благодаря тому, что Леонардо
обладал редкой способностью переплетать
наблюдение и знание, каждое видимое
явление служило для него способом
получения более глубокого
Леонардо да Винчи был до мечтателями. Он обладал способностями и навыками для того, чтобы находить конкретное выражение своих мечтаний, и мог критически оценивать свои идеи. В некотором смысле, способность критически думать столь же важна, как и способность мечтать.
Леонардо оставил нам не только стратегии, обучающие мечтать, но и ряд стратегий, рисовать и оценивать свою работу. Эта способность дала направление в психологии, в работах Фрейда - понимание отношений между снами и желаниями, направленными на внешнюю реальность, а также уравновешивание «принципа удовольствия» «принципом реальности» (между его «Ид», «Эго» и «Супер-Эго»).
С моей точки зрения,в данный период времени очень важным является развитие творчества, так как позволяет человеку научиться видеть красоту мира и себя, дает возможность расслабится, почувствовать все прелести нахождения в данном по принципу - «здесь и теперь».
А «умение видеть» и способность создавать зрительные образы являются основой их творческих процессов.
Леонардо утверждал, что существует десять свойств зрения, а именно: темнота, яркость, субстанция и цвет, форма и место, удаленность и близость, движение и покой, что дает возможность познавать.
Восприятие (Глаз) человека «тем превосходит природу, что простые природные вещи конечны, а произведения, выполненные руками по приказу Глаза - бесконечны, как это доказывает живописец выдумыванием бесконечных форм животных и трав, деревьев и местностей»; живопись «занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала»[1].
Одним из важнейших навыков, которым великолепно владел Леонардо, было умение наблюдать свойства вещей, а не просто сами вещи.
Считаю, что эта способность делает человека способным увидеть глубину и суть происходящего.
Провел аналогию между «макрокосмом» и «микрокосмом». Он раскладывал объекты своих исследований на составляющие компоненты и затем синтезировал их в новых конфигурациях. Он мог работать с маленькими кусочками и одновременно держал свой ум «открытым» для целого, что является основопологающим для гармоничного восприятия себя в окружающем пространстве и дает возможность продуктивному взаимодействию.
Человек не может существовать в не природы, являясь ее частью, как он относится к природе, окружаещему пространству по сути есть проявления отношения к себе. Хотелось бы, что бы человек научился гармонично взаимодействовать с природой – это место, где мы все живем, развиваемся, познаем, изучаем и т.д.
Заложил основные когнетивные принципы: Зрение; Действие; Логика; Эмоции (чувства).
Это является, с моей точки зрения, основными стимулами процесса познания.
Леонардо да Винчи был эсперементатором. Подтверждением этого факта служат его известные выражение: «Мудрость есть дочь опыта», «Опыт есть истинный учитель», его труд «Трактат о живописи», дневники.
Показал через свое творчесто работу наблюдения, памяти, воображения.
Итак, для Леонардо главным каналом взаимодействия и понимания с окружающим миром служили глаза – которые являются первичная системой Леонардо – то есть зрительная система.
Это значит: Познавать окружающий мир, себя; научаться видеть, чувсвовать, мыслить, развивать новые качества, навыки (умения), ценить каждое мгновенье жизни, творить и просто жить.
Подводя итоги можно сказать, что решены поставленные задачи, проведен анализ литературы, высказана личная точка зрения.
Хотелось бы закончить словами Леонардо да Винчи: Опыт есть истинный учитель.
Список используемой литературы