Особенности социально-экономического, психологического развития периода Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Исходя из цели исследования поставим следующие задачи:
Изучить психологические идеи Леонардо да Винчи.
Рассмотреть взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его внутреннем мире.
Определить концепцию человека Леонардо да Винчи.

Файлы: 1 файл

психологические идеи Леонардо да Винчи..docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

Всеми узнаваемая картина, созданная  Леонардо да Винчи, «Витрувианского человека» - это иллюстрация к геометрическим исследованиям, проведенным на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия.

Данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.

Как указал Яков Бронски: «Для Леонардо природа выражала себя через детали, он принес в науку зрение художника. Он понимал, что наука, также, как и живопись, должна искать в деталях замысел природы, он дал науке то, что ей было больше всего необходимо, - ощущение художника, что все детали в природе являются значимыми. До тех пор, пока у науки не было понимания этого явления, никто не мог задуматься о том (и даже не считал это достойным внимания), с какими скоростями падали две неравные массы и были ли орбиты планет точными кругами или эллипсами» [1; 240].

Согласно Леонардо, гармония и пропорция являются результатом  отношений между частями системы и их «намерением» в отношении целой системы. Верный своим убеждениям и стратегиям, относящимся к развитию «общего чувства», Леонардо оценивал баланс и пропорцию, основываясь на динамическом взаимодействии нескольких различных элементов.

Он также указывал, что  восприятие гармонии зависит от отношения  между наблюдателем и средой, где  это наблюдение проводилось.

Для Леонардо «пропорция» была фундаментальным «духовным свойством». Точно так же, как «движение, покой, число, фигура, величина и единица» являются общими для всех органов чувств, пропорция является общей как первый принцип всего сущего.

Леонардо писал: «Пропорция обнаруживается не только в номерах и измерениях, но также в звуках, весах, времени и положении и в любой существующей силе». [1; 249].

Леонардо описывает мощную когнитивную стратегию эффективного системного мышления. Отталкиваясь от аналогии с «космографией» Земли Птолемея, Леонардо очерчивает программу проведения зрительного исследования человеческого тела, исследования, направляемого при помощи речи в форме утверждений и вопросов. Он пытается добиться наиболее полного описания внутри ограниченного числа примеров путем исследования взаимодействий основных элементов тела между крайними полюсами условий его существования: начала и конца, большого и малого и т.д, использует множественные перспективы для того, чтобы показать не только структуру, но и «процессы», лежащие в ее основе, путем определения ключевых циклов роста и изменения, а также того, как они влияют на условия существования различных элементов - путем определения взаимоотношений причины-следствия и исключений из этого правила.

Перекликаясь с Аристотелем, Леонардо называл механизм, с помощью  которого создавались эти внутренние когнитивные чувства, «общим чувством».

«Общее чувство выносит  суждения о представлениях, полученных от других органов чувств. А эти органы чувств управляются объектами, и объекты посылают свои образы к нашим пяти чувствам, при помощи которых они передаются органу восприятия (imprensiva) и оттуда - общему чувству; и там о них выносятся суждения, после чего они передаются в память, где более или менее четко сохраняются в зависимости от их силы»[1; 235].

Переходные состояния, такие, как состояние перехода между  сном и бодрствованием, дают нам  уникальную возможность естественного  доступа к подсознательным процессам. Не зная о медитации и гипнозе, Леонардо интуитивно открыл простой, естественный и эффективный способ проникновения в свои бессознательные процессы и способ их использования. Он признает ту роль, которую физическое состояние и бессознательное играет в процессе понимания и интернализации «глубинной структуры» некоторого явления, что явилось основой для психоаналаза З.Фрейда.

Итак, для Леонардо главным  каналом взаимодействия и понимания  с окружающим миром служили глаза. Saper vedere («знать, как видеть», «уметь видеть») было именно тем, что он называл главным инструментом открытия «универсальных форм» и «процессов», лежащих в основе «результатов» творений природы. Для Леонардо дорогой к открытиям и озарениям стало прямое наблюдение и опыт.

Леонардо говорил: «Наука выходит из опыта, а не из авторитета» (Дневники Леонардо да Винчи) и часто подписывался - «ученик опыта» Он писал, что дисциплину, которая основывается на опыте, называют механической, а ту, что рождается и получает заключение в уме, называют научной, а ту, что рождается из теории, но завершается опытной работой, называют полумеханической. Но для меня все науки бесполезны и полны ошибок, если только они не родились из опыта и не подтвердились реальным опытом; или, говоря другими словами, те, чье начало, середина и даже конец не ведомы ни одному из пяти органов чувств настоящая наука - только та, что знакома нам через наши органы чувств посредством опыта». [1; 240].

Утверждал, что наука должна «рождаться из опыта» и «заканчиваться» опытом. Заключая, что «органы чувств правят душой», он говорил: либо «начало», либо «середина», либо «конец» изучаемого процесса должны быть «понятны нам хотя бы через один из наших органов чувств» посредством наблюдения» [4].

Леонардо выражает совершенно явное предпочтение визуальной репрезентативной системы в его мышлении и вообще оставляет в стороне чувства  осязания, вкуса и запаха. Леонардо полагал, что глаза - высшее из органов  чувств, и одно зрение способно сообщать эмпирические факты опыта непосредственно  и с наибольшей точностью.

Заключение

Благодаря тому, что Леонардо обладал редкой способностью переплетать  наблюдение и знание, каждое видимое  явление служило для него способом получения более глубокого знания об окружающем мире. Это привело  к тому, что Леонардо взял на себя огромную задачу, пытаясь наблюдать  за всеми объектами видимого мира, определить их форму и структуру, воссоздать художественное описание.

Леонардо да Винчи был до мечтателями. Он обладал способностями и навыками для того, чтобы находить конкретное выражение своих мечтаний, и мог критически оценивать свои идеи. В некотором смысле, способность критически думать столь же важна, как и способность мечтать.

Леонардо оставил нам  не только стратегии, обучающие мечтать, но и ряд стратегий, рисовать и  оценивать свою работу. Эта способность дала направление в психологии, в работах Фрейда - понимание отношений между снами и желаниями, направленными на внешнюю реальность, а также уравновешивание «принципа удовольствия» «принципом реальности» (между его «Ид», «Эго» и «Супер-Эго»).

С моей точки зрения,в данный период времени очень важным является развитие творчества, так как позволяет человеку научиться видеть красоту мира и себя, дает возможность расслабится, почувствовать все прелести нахождения в данном по принципу - «здесь и теперь».

А «умение видеть» и способность создавать зрительные образы являются основой их творческих процессов.

Леонардо утверждал, что существует десять свойств зрения, а именно: темнота, яркость, субстанция и цвет, форма и место, удаленность и близость, движение и покой, что дает возможность познавать.

Восприятие (Глаз) человека «тем превосходит природу, что простые  природные вещи конечны, а произведения, выполненные руками по приказу Глаза - бесконечны, как это доказывает живописец выдумыванием бесконечных форм животных и трав, деревьев и местностей»; живопись «занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала»[1].

Одним из важнейших навыков, которым великолепно владел Леонардо, было умение наблюдать свойства вещей, а не просто сами вещи.

Считаю, что эта способность делает человека способным увидеть глубину и суть происходящего.

Провел аналогию между «макрокосмом» и «микрокосмом». Он раскладывал объекты своих исследований на составляющие компоненты и затем синтезировал их в новых конфигурациях. Он мог работать с маленькими кусочками и одновременно держал свой ум «открытым» для целого, что является основопологающим для гармоничного восприятия себя в окружающем пространстве и дает возможность продуктивному взаимодействию.

Человек не может существовать в не природы, являясь ее частью, как он относится к природе, окружаещему пространству по сути есть проявления отношения к себе. Хотелось бы, что бы человек научился гармонично взаимодействовать с природой – это место, где мы все живем, развиваемся, познаем, изучаем и т.д.

Заложил основные когнетивные принципы: Зрение; Действие; Логика; Эмоции (чувства).

Это является, с моей точки  зрения, основными стимулами процесса познания.

Леонардо да Винчи был  эсперементатором. Подтверждением этого факта служат его известные выражение: «Мудрость есть дочь опыта», «Опыт есть истинный учитель», его труд «Трактат о живописи», дневники.

Показал через свое творчесто работу наблюдения, памяти, воображения.

Итак, для Леонардо главным  каналом взаимодействия и понимания  с окружающим миром служили глаза – которые являются первичная системой Леонардо – то есть зрительная система.

Это значит: Познавать окружающий мир, себя; научаться видеть, чувсвовать, мыслить, развивать новые качества, навыки (умения), ценить каждое мгновенье жизни, творить и просто жить.

Подводя итоги можно сказать, что решены поставленные задачи, проведен анализ литературы, высказана личная точка зрения.

Хотелось бы закончить  словами Леонардо да Винчи: Опыт есть истинный учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Баткин Л. М. Из наблюдений над творческим мышлением Леонардо да Винчи // Советское искусствознание №82. Вып. II.- М.: 1984. С. 171 - 214.
  2. Дилтс Роберт. Стратегии гениев.т.3 / Перевод с английского Е.Н. Дружининой. - М.: Независимая фирма «Класс» ,1998. - 384 с.
  3. Ждан А. Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
  4. Леонардо да Винчи. Избранное. / Пер. и коммент. А.А. Губера, В.П. Зубова, А.М. Эфроса. - М.: Гослитиздат, 1952. - 258 с.
  5. Лучкин А.С. История психологии. Конспект лекций/А.С. Лучкин.- Издательство Эксмо, 2008. - 160 с.
  6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. / Т.Д. Марцинкоская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

 


Информация о работе Особенности социально-экономического, психологического развития периода Возрождения