Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:37, реферат
Акме. (гр. акме - высшая степень чего-то, вершина, цветущая сила) –
первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению
словам «высшее», «совершенство».
«Акме» человека - феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности.
1.Акмеология как наука; О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией………………………………………………………3-4с
2. Творческое проявление акме или как становятся великими и выдающимися……………………………………………………5-14с
3.Список литературы………………………………………………15с.
РЕФЕРАТ.
«Особенности творческого проявления акме в различные возрастные периоды»
Содержание:
1.Акмеология как наука; О некоторых
важных задачах, решаемых акмеологией…………………………………………………
2. Творческое проявление акме
или как становятся великими и выдающимися…………………………………………………
3.Список литературы……………………………
1.Акмеология как наука;О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией.
Акме. (гр. акме - высшая степень чего-то, вершина, цветущая сила) –
первая составная часть
словам «высшее», «совершенство».
«Акме» человека - феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности.
Акмеология (гр. акме... + logos - слово, речь, учение) - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах.
У истоков акмеологической науки стояли В.М. Бехтерев, Н.А. Рыбников и Б.Г. Ананьев. В настоящее время она развивается их учениками и последователи А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и многими другими.
Требования современного науковедения указывают: чтобы акмеология отвечала статусу научной дисциплины, она должна соответствовать критериям актуальности, современности, перспективности, самостоятельности и фундаментальности.
Актуальность акмеологии определяется социально-значимыми целями и ориентирами, которые указывают на необходимость гуманного, но продуктивного развития и задействования творческого потенциала конкретного человека и его окружения. Ее дальнейшее развитие может идти только в контексте восходящего современного наукознания на конструктивной сотворческой основе, опираясь на достижения естественных, общественных и технических наук, вырабатывая собственные наиболее продуктивные решения. Только таким образом акмеология способна занять свою признаваемую нишу и обеспечить дальнейшее свое утверждение и широкое признание как самобытной привлекательной теории и практики, которая исходит и полностью подчинена жизненным интересам общества и каждого ее члена.
Современность акмеологии обусловлена ее зарождением и развитием на интегративной базе, которая аккумулирует достижения передового наукознания и человековедения и обеспечивает разрушение недееспособных сложившиеся барьеров, догм и стереотипов фрагментарно-парциального характера. Здесь представляется возможным найти не только сопряженные интересы наук при достижении общей цели, но и на современной научно-методической основе предложить собственные новые конструктивные решения (подходы, модели, алгоритмы, технологии, и др.), которые выходят за пределы только научного интереса и ориентируются на практику социального, его адекватные ценности и потребности кокретного человека.
Перспективность акмеологии диктуется стратегией реформирующегося общества, которая может быть реализована усилиями гармонично развитых, профессионально компетентных всех его членов. В таком обществе каждый его институт (все государственные и негосударственные учреждения, предприятия и объединения) интегрируется в целостный социальный организм и сообща способствуют творческой самореализации человека на всем его жизненном пути. Акмеология как наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека как высшей ценности природы и главного приоритета общества, не только всесторонне его исследует, но, что является главным, способствует ему в достижении собственных вершин и особенно на ступени зрелости. Сквозь предметно-целевую призму акмеологии представляется новое видение современной социальной практики, творцом которой является конкретный Человек, отличающийся высокой профессиональной компетентностью в избранном деле.
Самостоятельность акмеологии по отношению
к уже сложившимся наукам о человеке состоит
в том. что она исследует комплексно и
во взаимосвязи его ценности, стратегии,
жизненный и профессионально-деятельностный
путь, а также условия его прохождения.
Имея свои ясно очерченные объект, предмет,
метод и категориальный аппарат, она, вместе
с тем, стремится к сотворчеству с другими
науками и на основе синтеза знаний многих
наук обеспечивает выполнение собственных
теоретических и прикладных функций. В
частности выявляет "пересечения"
вершин и спадов, определяя их закономерности.
На основании данных закономерностей
конструирует оптимальные модели, алгоритмы
и технологии, определяет условия и факторы
их продуктивной жизнедеятельности, обеспечивает
акмеологическое сопровождение труда
и жизни отдельного человека или профессионального
коллектива. Принципиально, что акмеология
не претендует на статус "науки всех
наук". Она стремится к конструктивному
сотворчеству с каждой из них в интересах
практической целесообразности продвижения
социального субъекта к его вершинам -
АКМЕ.
2.Творческое проявление акме или как становятся великими и выдающимися.
Как становятся великими
или выдающимися — это
Одной из главных задач, решаемых новой наукой акмеологией, является установление закономерностей и механизмов, определяющих такой тип развития людей как индивидов, личностей и субъектов деятельности, который означает достижение ими наиболее высокого уровня в этом развитии. А конкретнее — уровня, когда, став взрослыми, они оказываются физически здоровыми, высоконравственными, мастерски владеющими полученной ими профессией. Одним из путей постижения указанных закономерностей и механизмов выступает целенаправленное и последовательное изучение процесса формирования и проявления у определенных людей качеств, позволивших им совершать поступки и деяния, за которые современники или потомки причислили их к великим или выдающимся. Это изучение должно охватывать как ступень взрослости, так и предшествующие ей. Сравнительное исследование жизненных путей таких людей дает возможность увидеть общее, особенное и единичное в вариантах сопряжения объективных и субъективных условий, которые оказываются совершенно необходимыми, чтобы человек состоялся как подлинный гражданин своего отечества, как настоящий профессионал, как высоконравственный супруг и как мудрый родитель. Важно знать об обстоятельствах, определяющих неординарность человеческих судеб.
Достаточно очевидно, что изучение особенностей восхождения великих или выдающихся людей на высшую для них ступень в личностном и субъективно-деятельностном развитии — то есть их акме — и выявление общего и особенного в этом развитии могут способствовать выявлению просчетов в системе обучения и воспитания, которые имеют место в нашей массовой школе, а также в вузах, и которые сдерживают формирование у учащихся качеств социально активной личности и характеристик субъекта, образующих основу будущего формирования профессионалов высокого класса.Осуществленное по многим параметрам сравнение психических свойств личности, которые, несмотря на неповторимое своеобразие их проявления у великих или выдающихся людей, в своей сути оказываются схожими и повторяющимися от человека к человеку, дает нам возможность эти свойства назвать.
При проведении исследований
подобного рода наиболее продуктивной
по своим результатам
Для получения научно убедительного знания наиболее существенных характеристик процесса достижения великими или выдающимися людьми своего акме при их движении от момента рождения и до переживания каждым из них, образно говоря, своего «звездного часа» столь же важно использовать действительно работающий на всестороннее и многоуровневое освещение обсуждаемой проблемы набор методов. И это — задача, требующая целенаправленного поиска и творчества, поскольку методический инструментарий, который использовали при изучении закономерностей и механизмов становления великих или выдающихся людей, например, Г. Альтшуллер, И. Верткин, Д. Ланд-рам, А. Маслоу, Д. Оствальд, Н. Пэрна, Л. Рудкевич, — не дал им возможности снять целый ряд труднейших вопросов, очень значимых для глубокого постижения исследуемого феномена.
Следующий цикл названных сравнительных исследований должен быть направлен на выявление особенного во всех вышеуказанных взаимозависимостях и во всех образованиях, которые они связывают. Одним из оснований выделения этого особенного может быть избрана, в частности, преобладающая у изучаемых людей профессиональная сфера деятельности. Скажем, в одном случае — «человек — человек», в другом — «человек — техника и неживая природа», в третьем — «человек — живая природа», в четвертом — «человек — знаковые системы», в пятом — «человек — образы искусства». Важно также иметь в виду триаду: «продукты поступков и деяний великих или выдающихся людей — их физические и психические характеристики — обстоятельства и условия, повлиявшие на выстраивание ими своего жизненного пути и на их деятельность во всех ее главных ипостасях». Поэтому следующий обязательный шаг в осуществляемых по предлагаемой здесь схеме исследованиях взаимосвязей в указанной триаде — нахождение и интеграция общего у всех великих или выдающихся людей в их движении к пику своего развития.
Сбор, накопление данных такого рода о великих или выдающихся людях — не самоцель. Эти данные важно поставить на службу каждому физически и психически нормальному человеку для обеспечения и организации его движения к подлинному индивидному, личностному и субъектному акме. А именно, должны быть разработаны соответствующие оптимальные в воспитательном отношении стратегии и реализующие их тактики. Это предполагает создание либо улучшение целого ряда систем условий: социальных, экономических, правовых, моральных, богатых в духовном, культурном отношении. Надо сказать, что выражение «любого физически и психически нормального человека» в данном контексте употреблено неслучайно. Дело в том, что в странах Запада, а в последнее десятилетие и в нашей стране обсуждаемая проблема решается в более или менее продуктивном направлении лишь в отношении детей, обучаемых в так называемых элитных школах. Затем, благодаря средствам, которыми располагают родители этих детей, последние поступают в престижные вузы. Однако если отрешиться от социальной близорукости и объективно оценивать тенденции развития стран, занимающих господствующие позиции в мире, то нельзя не видеть, что новым этапом развития, в который все явственнее вступает человечество, является этап постиндустриальный. А это предполагает, прежде всего, наукоемкую экономику, которая все острее ставит проблему об опережающем и именно оптимальном развитии не только элиты, но и массового человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности. И одновременно именно такое развитие — гарант задержки деградации или сохранения от гибели как цивилизации, так и планеты Земля. Только человек, живущий в режиме акме и достигающий оптимума в своем личностном и профессиональном развитии, может глубоко осознанно и максимально творчески своими поступками и деяниями в повседневном своем бытии фактически работать на решение названных проблем глобального масштаба.
Если и далее быть объективным,
на российской земле пока отсутствует
благодатная почва для
Подводя итог сказанному выше,
можно с большой долей
Главная цель обсуждаемого здесь замысла в контексте акмеологии, как уже упоминалось выше, — создание стратегий, тактик и инструментария, которые, будучи воплощенными на начальных и более поздних этапах онтогенеза физически и психически нормальных людей в конкретной организации их жизни и деятельности, выводили бы последних при прохождении ступени взрослости на уровень высочайшего класса профессионалов и формировали бы у каждого устойчивый нравственный стержень в их личности. Чтобы этот замысел стал в полной мере реальностью, в качестве первого шага в его осуществлении акмеология должна исчерпывающе ответить на вопрос о том, как становятся великими или выдающимися.
Информация о работе Особенности творческого проявления акме в различные возрастные периоды