Особенности творческого проявления акме в различные возрастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:37, реферат

Описание работы

Акме. (гр. акме - высшая степень чего-то, вершина, цветущая сила) –
первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению
словам «высшее», «совершенство».
«Акме» человека - феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности.

Содержание работы

1.Акмеология как наука; О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией………………………………………………………3-4с
2. Творческое проявление акме или как становятся великими и выдающимися……………………………………………………5-14с
3.Список литературы………………………………………………15с. 

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО бондарева.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)

Представим свое видение  этой проблемы. Говоря о качествах  личности великих и выдающихся людей  как об ориентире при воспитании молодежи, отметим, что среди них  первенствует такое сложное и  часто неординарное образование  во внутреннем мире, каким является сформировавшийся у каждого из них  смысл жизни, определяющий основной вектор поступков и деяний, которые  они совершают, проходя свой жизненный  путь. Для великих или выдающихся людей смыслом жизни, как свидетельствуют  многочисленные источники, дающие обобщенные оценки основным детерминантам их поведения, обычно выступают общечеловеческие ценности, ставшие их собственными личностно значимыми ценностями. Для одних такой ценностью, доминирующей в содержании смысла жизни, оказывается  служение отечеству, для других —  проникновение в непознанные  еще законы развития природы и  общества, для третьих — бескорыстная помощь людям, попавшим в беду, для  четвертых — укрепление и обогащение духовного начала в людях и  т.д.

Эти нравственно высокие  смыслы у великих или выдающихся людей, как правило, конкретизируются в крупномасштабных целях, последующему достижению которых они подчиняют  свою жизнедеятельность. У одних  великих или выдающихся людей  цели, которые они перед собой  ставят и на достижение которых затем  направляют свои усилия, в своих  содержательных характеристиках относятся  к основной для них сфере профессиональной деятельности. Успешно осуществив одну цель, они формируют для себя другую, часто более сложную и труднее реализуемую, чем предыдущая. Достигнув ее, ставят перед собой новую цель, по-прежнему в главной для них области профессиональной деятельности и т.д.

Конкретной иллюстрацией высказанного утверждения могут  послужить истории восхождения  к вершинам творческого мастерства с последовательным выдвижением  все новых целей в профессиональной деятельности: в науке — Д.С. Лихачева, для которого главными были труды  по литературе и культуре древней Руси, или академика В.В. Тулейкина, который занимался физикой моря; в технике — академика Г.П. Передерия, который в течение своей долгой жизни проектировал и строил мосты; в литературном творчестве — B.C. Пикуля, писавшего исторические романы; в области живописи — И.К. Айвазовского, в работах которого доминировала морская тематика.

У других великих или выдающихся людей эти сменяющие друг друга  цели, более или менее масштабные для их творчества, тоже всегда есть, но содержательно они оказываются  относящимися к разным областям деятельности. И добиваясь осуществления объективно и субъективно важной цели в одной  области путем концентрации физических и душевных сил, эти люди параллельно  или последовательно с такой  же самоотдачей совершают деяния, результатом которых оказывается  достижение ими крупномасштабной цели в содержательно иной сфере. Например, для А.П. Бородина неординарные целеполагание  и, если можно так выразиться, целеосуществление были характерны и для области музыки, в которой он проявил себя как великий композитор, и для области химии, в которой он сделал ряд выдающихся открытий. То же можно увидеть и в жизнетворчестве Н.И. Пирогова, так сказать, отслеживая целеполагание и целеосуществление и фиксируя их в его деятельности как анатома, хирурга, педагога, общественного деятеля. Еще более ярко рассматриваемая — я отваживаюсь это сказать — закономерность проявилась в жизнедеятельности П.А. Флоренского, который, проходя свой мученический путь, сумел сотворить и открыть новое как философ, инженер, математик и физик, как мыслитель, предвосхитивший многое из того, что выкристаллизовалось в идейном конструкте современной семиотики.

Далее обнаруживается, что  у великих и выдающихся людей  всегда дает себя знать высокая мотивационная  включенность и вовлеченность в  ту деятельность (или деятельности), осуществление которой есть главный  и единственный способ достижения цели, которую они перед собой ставят. Л.Н. Толстой, фактически имея в виду это качество по-настоящему увлеченных своим делом людей, очень ярко написал о нем: «Не тот будет мыслителем и художником, кто воспитывается в заведении, где будто бы делают ученого и художника, и получит диплом и обеспечение, а тот, кто и рад бы не мыслить и не выражать то, что заложено ему в душу, но не может не делать того, к чему влекут его непреодолимые силы».

Создание нового, еще не бывшего и вместе с тем качественно  превосходящего то, что было достигнуто прежде в технике, науке, искусстве  и в других областях, требует от творцов этого нового, часто оказывающихся  в роли первопроходцев, максимально  глубокого и устойчивого сосредоточения ума, чувств, воли, общих и специальных  способностей на решаемой задаче, будь то теоретического или практического  характера. Сильная мотивация, в структуру которой может входить широкий спектр побуждений, образует ту непреодолимую силу, о которой писал Л.Н. Толстой и которая является непременным условием формирования стойкости и, образно говоря, очень адресно нацеленной рабочей доминанты у человека-творца.

Ярчайшие примеры сильнейшей мотивационной включенности и вовлеченности  в решение задач и достижение целей деятельности, которой великие  люди посвятили свою жизнь, мы находим, изучая мотивационную изнанку этой деятельности: в области политики и государственного строительства  — у Петра Великого, в области  обороны страны — у А.В. Суворова, М.И. Кутузова, в области науки  — у В.М. Бехтерева, В.И. Вернадского, Б.В. Раушенбаха, в области искусства — у М.Н. Ермоловой, Г.С. Улановой, Ф.И. Шаляпина. Обязательное присутствие субъективного фактора сильной и глубокой мотивационной включенности и вовлеченности среди других составляющих структуры, от которых зависит масштаб деяний великих или выдающихся людей, почти всегда дает себя знать при изучении личностных особенностей деятелей, позитивно неординарно проявивших себя и на других поприщах.

Непременным качеством великих  или выдающихся людей является креативность — выраженная потребность и способность, решая задачи, через которые осуществляются цели, властно влекущие этих людей, не идти проторенными дорогами, не следовать  одним и тем же стереотипным ходам  мысли и в изменившихся условиях не прибегать к шаблонным способам действования, а искать, находить и применять оригинальные — не в смысле экзотичности, а в смысле их соответствия специфике и степени сложности проблемы — пути успешного ее решения.

Разумеется, креативность, присущая великим или выдающимся людям, обретает свои особенные характеристики в  зависимости от того, приходится ли этим людям решать по преимуществу задачи теоретического плана, не испытывая  давления дефицита времени, или им нужно  решать сугубо практические задачи и  соответственно действовать, когда  временной ресурс минимален. И, конечно, содержательное наполнение креативности у названной категории людей в своих проявлениях сильно варьирует в зависимости от того, трудится ли тот или иной неординарный деятель в сфере «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковые системы», «человек — образы искусства» или одновременно в нескольких сферах (Е.А. Климов). Следует добавить, что вне зависимости от сфер деятельности, в которых трудятся великие или выдающиеся люди, формула «хотели как лучше, а получилось как всегда» к их деятельности неприложима. По сравнению с ординарными работниками, они многосторонне и многоуровнево, и в главном и в частностях, и интуитивно и совершенно осознанно учитывают все факторы, от которых зависит именно тот результат, который они хотят получить.

Представляется, что подкреплять  верность высказанных утверждений  приведением соответствующих примеров и их анализом из жизнеописаний замечательных  людей вряд ли нужно. Вполне очевидно, что, не обладая креативностью в  ее особых формах проявления, они не осуществили бы свои великие деяния.

Дальнейшее прослеживание  качеств, наиболее часто встречающихся  в личностной структуре великих  или выдающихся людей, выводит нас  на выявление в этой структуре  черт независимости и самостоятельности. Определенность с содержанием смысла жизни, конкретизация его в целях, на достижение которых человек направляет свои поступки и деяния, стимулирование их свершения мощной мотивацией, творческий, а не репродуктивно формальный уровень  их осуществления требует от человека большой самостоятельности и  способности противостоять давлению извне, если характер последнего противоречит его основным ценностным установкам. У великих или выдающихся людей  эти качества в основной для них  области деятельности проявляются  совершенно четко. Справедливость сказанного подтверждают анализ и оценка поведения  ученого-генетика Н.И. Вавилова, педагога-новатора А.С. Макаренко, психолога С.Л. Рубинштейна, философа М.В. Серебрякова и многих других отечественных и зарубежных деятелей в архитрудных для них  ситуациях.

Дальнейшее прослеживание  сходных в своей сути, но различающихся  формой проявления личностных качеств  у великих или выдающихся людей  постоянно побуждает фиксировать  у последних такое качество, как  трудоголизм, о наличии которого свидетельствуют ярко выраженная потребность в труде и устойчивая способность эту потребность удовлетворять. Но, как известно, труд может быть рутинным, и тогда он не работает на развитие и саморазвитие участвующего в нем человека. Если же в нем, напротив, решается задача создания чего-то нового, которая мотивационно без остатка захватывает человека и требует для своего успешного решения постоянной активной работы интеллекта, высокого эмоционального тонуса, волевого настроя, определенных практических действий, то такой труд позволяет человеку реализовывать свои творческие замыслы и фактически обеспечивает его развитие и саморазвитие. Сказанное хорошо подкрепляет утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что «есть только один путь для создания большой личности: большая работа над большим творением».

Значение трудоголизма — разумеется, органично сопряженного с другими качествами человека как личности и как субъекта деятельности — в создании новаторских вкладов в основные ценности жизни и культуры блестяще доказали Нобелевские лауреаты из числа наших соотечественников: Ж.И. Алферов, И.А. Бунин, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Б.Л. Пастернак, И.Е. Тамм, П.А. Черенков, М.А. Шолохов и др., в полной мере сформировавшие в себе это важнейшее для продуктивной деятельности качество.

Выше речь шла о смысле жизни, целеполагании, мотивационной  одержимости, креативности, самостоятельности  великих и выдающихся людей, об их трудоголизме, которые, взаимосвязано проявляясь в их деятельности, позволяют им идти впереди коллег, работающих в одной с ними сфере, и осуществлять новаторские и служащие если не благу всего человечества, то по крайней мере благу своей страны и ее народа деяния, получающие материальную или духовную форму выражения. Однако нам представляется, что к уже названным следует добавить еще три качества, которые встречаются в личностной структуре всех изученных нами великих или выдающихся людей. Это — упорство, проявляемое ими при четком формулировании замыслов, которые они хотели бы осуществить, и особенно при реализации этих замыслов, когда приходится преодолевать массу как объективных, так и субъективных трудностей, прежде чем будет достигнут нужный результат.

При этом имеется в виду не разовое упорство, проявляемое  при осуществлении только одного замысла, при достижении лишь одной  цели, а и упорство при реализации всех последующих, которые осмысливает  и превращает в, фигурально говоря, осязаемую действительность тот  или иной великий или выдающийся человек.

Тот факт, что упорство при  претворении в данность общего сценария жизни и при осуществлении  в ней великим или выдающимся человеком стратегически значимой для него цели — важная составляющая среди прочих факторов его нерядовых  профессиональных достижений, легко  просматривается в жизнеописаниях как наших соотечественников, так и зарубежных деятелей, включаемых, образно выражаясь, в когорту славных. Поэтому конкретизируем важность этого качества лишь двумя примерами.

Владимир Ульянов, блестяще заканчивающий гимназию, потрясенный  казнью горячо любимого брата Александра, в 1887 году поставил перед собой цель — свергнуть царизм в России, но не путем террора, а с помощью массовой революционной партии. Умножая ряды своих сторонников и единомышленников, он 30 лет шел к своей цели. В 1917 году царизм был свергнут, и началось строительство СССР.

Сергей Павлович Королев  еще в молодости увлекался  изучением законов реактивного  движения. В 1932 году он возглавил научно-исследовательскую  и опытно-конструкторскую группу энтузиастов (ГИРД) по разработке ракет  и двигателей к ним. В дальнейшем ему пришлось пройти через тяжелейшие испытания, но, в конце концов получив мощную поддержку со стороны правительства, он осуществил главную цель своей жизни: 12 апреля 1961 года ракета, созданная под руководством СП. Королева, вывела на орбиту корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту.

Далее следует назвать  еще одно качество человека, которое  тоже чрезвычайно помогает ему более  успешно двигаться к поставленной цели и достигать больших высот  в своей деятельности по сравнению  с людьми, у которых его не оказывается. Это качество — уверенность в  себе, не безоглядная самоуверенность, а вера в себя, в свои силы, в  свои большие возможности. Она всегда придает определенный характер поступкам  и деяниям человека, постоянно  корректируемая его самокритичностью. Причем в данном случае речь идет не об уверенности человека в себе, проявляемой по отношению ко всем сторонам действительности, с которыми он взаимодействует, а о его уверенности  в себе в той области жизнедеятельности, которая субъективно является для  него главной.

Наконец, выявляя причины  субъективного характера, которые  постоянно усиливали творческий ресурс многих великих или выдающихся людей и делали их более работоспособными по сравнению с большинством их сверстников, нельзя не заметить их привычки перемежать напряженнейшую творческую деятельность в основной для каждого из них области той или иной двигательной активностью, которая увеличивала общую энергетику их организма. Если мы вспомним, как поддерживали высокий уровень работоспособности Л.Н. Толстой, И.П. Павлов, Г.К. Жуков, то согласимся, что проявление постоянной заботы о своем хорошем физическом состоянии — тоже обязательное условие большой продуктивности основной деятельности в течение длительного времени.

Завершая прослеживание  личностных качеств, наиболее часто  встречающихся у великих или  выдающихся людей, необходимо подчеркнуть, что, выделяя эти качества, автор  использовал психобиографические  материалы, с которыми ему удалось  ознакомиться, а также собственные  наблюдения в течение 50-ти лет за деятельностью и поведением неординарных людей, которые входили в круг его профессионального и неформального  общения и в личностной структуре  которых все описанные выше качества непременно присутствовали. К сказанному также следует добавить, что пока мы ведем речь именно и преимущественно о личностных качествах великих и выдающихся людей и лишь вскользь затрагиваем их способности (см. креативность), поскольку общее и особенное в способностях людей, ярко и на высоком уровне продуктивности проявляющих себя в сферах деятельности «человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — образы искусства», «человек — знаковые системы», требуют специального рассмотрения. Мы пока опираемся на многочисленные высказывания самих великих и выдающихся людей о том, что достигнутое ими — это результат их постоянного и огромного труда, а не проявление того или иного таланта.

Информация о работе Особенности творческого проявления акме в различные возрастные периоды