Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности внимания младших школьников при задержке психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ научно- методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития
3. Изучить особенности внимания детей задержкой психического развития

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Теоретические основы проблемы внимания младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития………………………………………………………….4
1.2 Развитие внимания в онтогенезе……………………………………………6
1.3 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития…..............................................................................................................10
Глава II Эмпирическое исследование внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.1 Организация методов исследования внимания у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..13
2.2. Проведение и обработка результатов исследования……………………...14
2.3 Качественный и количественный анализ полученных результатов……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………..………24

Файлы: 1 файл

курсовая_работ_особенности_внимания.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I Теоретические основы проблемы внимания младших школьников с задержкой психического развития

1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития………………………………………………………….4

1.2 Развитие внимания в онтогенезе……………………………………………6

1.3 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития…..............................................................................................................10

Глава II Эмпирическое исследование внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………

2.1 Организация методов исследования  внимания у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..13

2.2. Проведение и обработка результатов  исследования……………………...14

2.3 Качественный и количественный анализ полученных результатов……19

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованной литературы………………………………..………24

 

 

Введение

 

Актуальность исследования

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме [3; С. 65].

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» [4; С. 12].

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

Объект  исследования: дети с задержкой психического развития.

          Предмет исследования: особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста при задержке психического развития

            Цель исследования: определить особенности внимания младших школьников при задержке психического развития.

Гипотеза исследования: ????

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ научно- методической литературы по теме исследования.
  2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития

3. Изучить особенности внимания детей задержкой психического развития

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме), эмпирический методика «Найди и зачеркни», методика «Поставь значки», методика « Запомни и повтори»

Практическая значимость: результаты данного исследования будут полезны в работе педагогов, психологов, классных руководителей.

Структура работы: состоит из 2 глав, введения, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы проблемы внимания младших школьников с задержкой психического развития

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей ЗПР

Внимание (кичээнгей)

Кичээнгей-медерелдин кандыг бир чангыс чуулче (талаже угланганы) мооннежитинери [13; С.14].

Внимание- это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации поступающий через органы чувств, и игнорирования другой

( Р.С.Немов) [ 10;С.181].

Внимание – познавательный (психологический) процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, запоминания, переработки, использования человеком информации, а также процесс, обеспечивающий организованность и целенаправленность самой деятельности человека, его общения с людьми  [9;С. 63].

Под термином «задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации [2;С.122].

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной деривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. 

Задержка психомоторная (отставание в развитии психомоторное) – общее замедление двигательной, речевой и иной психической активности, функционально связанной с двигательной активностью. ЗПР часто наблюдается как характерный симптом многих заболеваний, особенно в состоянии депрессии.

Задержка умственная (задержка умственного развития) – общее название многих видов отставания в умственном развитии, оцениваемых при помощи стандартизированных психологических тестов [9;С.133].

Под термином « задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых. Эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма [14; С.98].

Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжёлые заболевания на первом году жизни, тяжёлые инфекционные заболевания.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив - игра, что ведёт к постоянному конфликту между «хочу» и «надо».

Обучение таких детей по общеобразовательной программе без социально-психологической помощи бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная социально-психологическая поддержка.

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной социально-психологической, коррекционно-педагогической, медицинской поддержке [5; С.22]

    1. Развитие внимания в онтогенезе

Историю развития внимания в онтогенезе Л.С.Выготский представил и описал в русле созданной им культурно-исторической теории происхождения и развития высших психических функций человека. Он писал о том, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание, по Л.С. Выготскому, возникает из того, что окружающие ребенка, люди « начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он в последствии и сам овладевает своим вниманием».

Л.С.Выготский также писал о том, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд-это сами окружающие ребенка предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают его внимание. Второй ряд- это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов и указаний, направляющих внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов – стимулов.

 Вместе с постепенным овладением  активной речью ребенок начинает  управлять и вниманием, причем  сначала – вниманием других  людей, а затем и собственным  вниманием. Общая последовательность  культурного развития внимания по Л.С. Выготскому, состоит в следующем. С начало люди с определенным образом действует по отношению к ребенку, направляя его внимание; затем он сам вступает во взаимодействии с окружающими, регулируя их внимание; далее ребенок начинает действовать на себя, контролируя собственное внимание: « В начале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывают, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем он сам вступает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком  средством указания т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его  предмет.»

   Если вслед за Л.С. Выготским  в виде своеобразного « хронологического  резюме» описать последовательность  основных этапов развития внимания у детей в том виде, в каком она определена по данным соответствующих экспериментальных исследований, то она выглядит следующим образом.

Первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака наличия непроизвольного и непосредственного внимания ребенка;

Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Такое поведение можно рассматривать как предпосылку возникновения и развития в будущем произвольного внимания;

Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, его жестов, направления взора на названный или указанный взрослым предмет. На этой стадии взрослый человек начинает использовать средства управления вниманием ребенка – такие, которыми в будущем мог бы воспользоваться и сам ребенок для произвольного управления вниманием других людей;

Второй – третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых;

    Четыре с половиной – пять лет. Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что- либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека. Начало освоения символьных средств управления не только собственным вниманием, но и вниманием других людей (имеются в виду знаки и рисунки как символы). В это время, кроме того, у детей появляется эгоцентрическая речь, которая становится средством управления собственным вниманием в игре. Следовательно, на данном этапе можно констатировать начало развития у ребенка произвольного и опосредованного внимания. Однако как средства, так и контроль внимания в это время еще выступает как внешние (внутренняя речь как средство управления вниманием у ребенка в этом возрасте еще не сформирована);

Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с опорой на внешние, вспомогательные средства. В данный период времени внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь; 

Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств [10;С.193-194].

 

1.3 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

Информация о работе Особенности внимания у детей с задержкой психического развития