Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности внимания младших школьников при задержке психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ научно- методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития
3. Изучить особенности внимания детей задержкой психического развития

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Теоретические основы проблемы внимания младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития………………………………………………………….4
1.2 Развитие внимания в онтогенезе……………………………………………6
1.3 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития…..............................................................................................................10
Глава II Эмпирическое исследование внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.1 Организация методов исследования внимания у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..13
2.2. Проведение и обработка результатов исследования……………………...14
2.3 Качественный и количественный анализ полученных результатов……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………..………24

Файлы: 1 файл

курсовая_работ_особенности_внимания.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

4-5 баллов – ребенок правильно  воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла – ребенок смог правильно  воспроизвести на одной карточке  не более одной точки.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий

Полученные результаты обследования

 

Методика « Найди и зачеркни»

Список детей

Количество изображений просмотренных за время работы

Количество ошибок

Количество баллов

Выводы об уровне развития

 

60

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

 

58

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

 

57

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

.

59

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

 

27

0

4

Продуктивность внимания




 

 

Методика «Проставь значки»

 

Список детей

Количество помеченных фигур

Количество ошибок

Количество баллов

Выводы об уровне развития

 

53

0

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

 

50

0

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

 

41

0

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

 

52

0

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

 

48

0

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания


По результатам всех методик можно сделать вывод, что уровень сформированности внимания у детей с задержкой психического развития отличается от уровня сформированности внимания у детей с нормальным развитием психических процессов, если брать их уровень сформированности за 100%.

Вывод главы II

Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым.

После проведения исследования и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня.

Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки.

Заключение

задержка психического развития это синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.

В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.

Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым.

После проведения исследования и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня.

Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки.

Список использованной литературы:

1. Аксенова, Л.И, Архипов, Б.А, Белякова, Л.И. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-400с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. Пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

4. Власов, Т.А, Певзнер, М.С. Дети с временной задержкой психического развития /.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971.

5.Кузнецова, Л.В,Солнцева, Л.И. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.

6.Маклаков,  А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2012.-583 с.: [C.360-372]

    7. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С. Немов. – 4-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631.с.

8. Калягин В.А. Логопсихология. М.: Изд. Центр «Академия», 2006

Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С.Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-560 с.[С.133]

9.Немов, Р.С. Психологический  словарь / Р.С.Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-560 с.[С.63]

10.Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Издательство Юрайт, И.Д  Юрайт, 2011. - 639 с.- Серия: Основы  наук. [С.181;196]

    11.Ожегов, С.И. Толковый  словарь русского языка: ок.100000 слов. терминов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под.ред.проф. Л.И. Скворцова.-26-е изд.,испр.и доп.-М.: ООО « Издательство «Мир и образование», 2009.-736с. [С.82]

12. Рубинштейн Л.С. Основы  общей психологии – СбП.: ЗАО  издательство «Питер», 1999. – 720 с.: (Серия « Мастера психологии»).

13. Салчак К.Б.,Ондар Л.М., Сотпа К.К. Краткий русско-тувинский  толковый словарь психологических  терминов.- Кызыл: ТГУ, 2007.-78 с.  [ С.14].

14.Винник, М.О. Задержка психического  развития: методолгоические принципы  и технологии диагностической и коррекционной работы.//  - Ростов-на Дону: Феникс, 2007 г. 

15. Тржесоглава,З. – Санкт-Петербург, 2007 // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – С. 348-350. 

 
   

 

 

 


Информация о работе Особенности внимания у детей с задержкой психического развития