Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности внимания младших школьников при задержке психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ научно- методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития
3. Изучить особенности внимания детей задержкой психического развития
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Теоретические основы проблемы внимания младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития………………………………………………………….4
1.2 Развитие внимания в онтогенезе……………………………………………6
1.3 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития…..............................................................................................................10
Глава II Эмпирическое исследование внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.1 Организация методов исследования внимания у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..13
2.2. Проведение и обработка результатов исследования……………………...14
2.3 Качественный и количественный анализ полученных результатов……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………..………24
4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла – ребенок смог
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий
Полученные результаты обследования
Методика « Найди и зачеркни»
Список детей |
Количество изображений просмотренных за время работы |
Количество ошибок |
Количество баллов |
Выводы об уровне развития |
60 |
0 |
10 |
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая | |
58 |
0 |
10 |
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая | |
57 |
0 |
10 |
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая | |
. |
59 |
0 |
10 |
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая |
27 |
0 |
4 |
Продуктивность внимания |
Методика «Проставь значки»
По результатам всех методик можно сделать вывод, что уровень сформированности внимания у детей с задержкой психического развития отличается от уровня сформированности внимания у детей с нормальным развитием психических процессов, если брать их уровень сформированности за 100%. Вывод главы II Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым. После проведения исследования и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня. Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. Заключение задержка психического развития это синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии. В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости. Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым. После проведения исследования и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня. Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. Список использованной литературы: 1. Аксенова, Л.И, Архипов, Б.А, Белякова, Л.И. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-400с. 2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. Пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с. 3. Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 4. Власов, Т.А, Певзнер, М.С. Дети с временной задержкой психического развития /.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971. 5.Кузнецова, Л.В,Солнцева, Л.И. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с. 6.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2012.-583 с.: [C.360-372] 7. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С. Немов. – 4-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631.с. 8. Калягин В.А. Логопсихология. М.: Изд. Центр «Академия», 2006 Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С.Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-560 с.[С.133] 9.Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С.Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-560 с.[С.63] 10.Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Издательство Юрайт, И.Д Юрайт, 2011. - 639 с.- Серия: Основы наук. [С.181;196] 11.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок.100000 слов. терминов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под.ред.проф. Л.И. Скворцова.-26-е изд.,испр.и доп.-М.: ООО « Издательство «Мир и образование», 2009.-736с. [С.82] 12. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии – СбП.: ЗАО издательство «Питер», 1999. – 720 с.: (Серия « Мастера психологии»). 13. Салчак К.Б.,Ондар Л.М.,
Сотпа К.К. Краткий русско-тувинский
толковый словарь 14.Винник, М.О. Задержка психического развития: методолгоические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы.// - Ростов-на Дону: Феникс, 2007 г. 15. Тржесоглава,З. – Санкт-Петербург, 2007 // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – С. 348-350. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о работе Особенности внимания у детей с задержкой психического развития