Особенности воображения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является изучение особенностей развития творческого воображения у дошкольников.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика воображения в жизни человека…….4
Виды и функции воображения………………………………...5
Приемы создания образов воображения……………………...7
Особенности воображения детей д/в………………………….8
Пути совершенствования воображения дошкольников……..14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология контрольная.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ОБЛАСНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО:

 

Психологии

 

ТЕМА:

 

«Особенности воображения детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Преподаватель:

                                                                                                            Ерохина Валентина Ивановна

                                                                                                            Работу выполнила:

                                                                                                            Рыбина Екатерина Николаевна

                                                                                                            Специальность:

                                                                                                            050704 Дошкольное образование

                                                                                                            Заочная форма обучения

                                                                                                            Курс V

                                                                                                            Группа 5Д

 

 

 

Адрес: Ряз. обл., г. Рыбное,                                                          Работа поступила:

ул. Почтовая, д.7, кв.9                                                                   «___»_________2012г.

 

Телефон: 8-953-742-67-70                                                               Работа проверена:

                                                                                                           «___»_________2012г.

 

                                                                                                            Оценка:__________

                                                                                                          

                                                                                                            Подпись преподавателя:

 

                                                                                                                                        _________________

 

 

 

                                                                     РЯЗАНЬ

                                                                        2012

 

 

 

 

 

План;

Введение

  1. Общая характеристика воображения в жизни человека…….4
  2. Виды и функции воображения………………………………...5
  3. Приемы создания образов воображения……………………...7
  4. Особенности воображения детей д/в………………………….8
  5. Пути совершенствования воображения дошкольников……..14

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся  у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени  определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.     

Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в  обучении и воспитании. Большие возможности  для развития творческого воображения  представляет изобразительная деятельность детей.     

Цель  данной контрольной работы является изучение особенностей развития творческого  воображения у дошкольников.      

Объектом  темы является воображение у детей  дошкольного возраста.      

Соответственно, предметом работы будут являться особенности развития творческого  воображения у детей дошкольного  возраста.  

      Данная  контрольная работа содержит две  главы, в которых будут рассматриваться  понятие воображения, его виды, особенности  и способы создания творческих образцов. Каждая глава заканчивается кратким выводом. В заключении контрольной работы раскрыта значимость творческого воображения дошкольников, приведены главные выводы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика воображения в жизни человека.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью.

Воображение — психический процесс, заключающийся  в создании новых образов (представлений) путем переработки материала  восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма, будучи в то же самое время  самым «психическим» из всех психических  процессов и состояний (т.к. ни в  чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

Загадочность  этого феномена: до сих пор нам  почти ничего не известно о механизме  воображения, о его анатомо-физиологической  основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.

Большое значение воображение имеет в  жизни человека, оно влияет на его  психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает  будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить  никакое другое живое существо в  мире. Прошлое зафиксировано в  образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что  его образы не всегда соответствуют  реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение  рисует сознанию такие картины, которым  ничего или мало что соответствует  в действительности, то оно носит  название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его  именуют мечтой.

 

  1. Виды и функции воображения.

 

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное  воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у  себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают  спонтанно, помимо воли и желания  человека.

Продуктивное  воображение: отличается тем, что в  нем действительность сознательно  конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все  же творчески преобразуется.

Репродуктивное  воображение: ставится задача воспроизвести  реальность в том виде, какова она  есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение  больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие  почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики  или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в  отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную  с желанием, чаще всего несколько  идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она  несколько более реалистична  и в большей степени связана  с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у  человека занимают довольно большую  часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты  являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и  тревожные видения, порождающие  чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и  наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую  ими напряженность.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Формирование  внутреннего плана действий - способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами.

Планирование  и программирование деятельности - составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом  воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут  изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве  мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа  человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и  искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Существуют  индивидуальные, типологические особенности  воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать  конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает  в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов  говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к  оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым  полушарием мозга).

Информация о работе Особенности воображения детей дошкольного возраста