Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, курсовая работа
Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся.
«Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных на соответствующие вопросы. Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю, и даются описания родительского отношения. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение; социальная желательность; симбиоз; гиперсоциализация; инфантилизация (инвалидизация). [Приложение 2]
2.2 Анализ
результатов констатирующего
Анализ беседы с детьми, участвующими в эксперименте показал что:
70% опрошенных детей удовлетворены общением с родителями, при этом общение у 50% преобладает с матерью, 20% в основном общаются с отцом;
40% считают, что их настроение зависит от взаимоотношений в семье;
50% хотели бы быть похожим на мать или отца, при этом 35% хотели бы перенять у родителей только отдельные черты, 15% детей ответили отрицательно.
Анализ рисунков теста «Моя семья» осуществлялся по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов, по следующим показателям:
1) Благоприятная семейная ситуация.
2) Тревожность.
3) Конфликтность в семье.
4) Чувство
неполноценности в семейной
5) Враждебность в семейной ситуации.
На основании этих показателей выявили наличие у ребенка указанных симптомов (табл. 1) и уровни влияния на него семейных отношений.
Анализ теста «Моя семья»
Таблица 2.1
№ семьи |
Имя Ф. |
Благопри-ятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликт-ность в семье |
Чувство неполноцен-ности в семейной ситуации |
Враждеб-ность в семейной ситуации |
1 |
Ваня К. |
0,6 |
0,7 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
2 |
Алина Р. |
0,7 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0 |
3 |
Стас К. |
0,8 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
4 |
Карина В. |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0 |
5 |
Ники-та Д. |
0,1 |
2,5 |
1,3 |
1,5 |
3,2 |
Всего баллов |
2,8 |
4,1 |
2,2 |
2,7 |
3.5 |
Из таблицы видно, что в семье №1 ребенок чувствует тревожность 0,7 что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией. В семье №2 несмотря на благоприятную ситуацию (0,7) ребенок ощущает тревожность. В семье №3 ситуация самая благоприятная - 0,8 баллов. В семье №4 несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает небольшую тревожность. В семье №5 ребенок ощущает резко выраженную тревожность в семье. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность и самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 3,2 баллов.
Общая сумма баллов по отношению к комплексам: наибольшее количество баллов -4,1 по симптомокомплексу тревожность; затем 3,5 баллов по симптомокомплексу враждебность в семейной ситуации; чувство неполноценности – 2,7 баллов, благоприятная семейная ситуация 2,8 баллов, конфликтность -2,2 балла.
Для того чтобы представить более общую картину, семьи по полученным данным, разделили на группы по уровню детско-родительских отношений.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта), а также в свои рисунки они добавляют животных и родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя).
Низкий
уровень детско-родительских отношений:
наличие одного из родителей с
предметом, угрожающим для ребёнка
(ремень), запуганное выражение лица
ребёнка, ощущение эмоционального напряжения
через использование в рисунке
тёмных красок. Наличие враждебности
по отношению к родителям
Анализ рисунков показал, что из 5 семей к высокому уровню детско-родительских отношений нельзя отнести ни одну.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 2 семьи.
Так на рисунке Вани К. Изображена вся семья, все члены семьи стоят отдельно друг от друга, не держась за руки. Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. Рисунок изображен в темных тонах, присутствуют тучи на небе.
На рисунке Никиты Д. изображен он сам и папа, к тому же они достаточно удалены друг от друга, отец расположен как бы над ребенком, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые, оскаленный рот, в ушах наушники. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему отца. Возможно, ребенок испытывает чувство страха и дискомфорта.
Рисунок Стаса К. говорит о среднем уровне детско-родительских отношений. Изображена вся семья, все держаться за руки (кроме него самого). Но взгляд родителей направлен вниз на самого Стаса. Сестра Элла изображена выше родителей, это может говорить о привязанности к ней, возможно ребенок проводит с ней не мало времени. Все члены семьи улыбаются.
Анализируя
рисунки, отметим также, что у
части детей проявляется
Итак, по результатам методики «Моя семья», сделан следующий вывод:
Группа
I - высокий уровень детско-
Группа
II - средний уровень детско-
Группа III - низкий уровень детско-родительских отношений у 2 детей (40%) - это семьи, в которых резко выражена тревожность детей, а также дети испытывают чувство неполноценности и враждебность (семьи №1 и 5).
Таким образом, можно заключить, что в исследуемых семьях большинство детей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность. По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Таким образом, в ходе исследования рисунков, было выявлено, что 1 ребенок из пяти детей не удовлетворены своим положением в семье. Трое детей периодически испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Один ребенок полностью не удовлетворен отношениями с родителем.
Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По результатам проведения данной методики были сделаны следующие выводы:
Шкала «Принятие / Отвержение». Из пяти исследуемых семей 2 показали высокие результаты (от 24 до 33). Это свидетельствует о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы. Один родителей набрал низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Шкала «Кооперация». 25% исследуемых набрали высокий балл. Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Шкала «Симбиоз». 12,5% испытуемых не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Шкала «Контроль». В основном все родителей показали средний балл по данной шкале. Это говорит о том, что контроль за действиями ребенка установлен в меру, нет строгих дисциплинарных рамок.
Шкала «Отношение к неудачам ребенка». 12,5% испытуемых считают, что ребенок - это маленький неудачник и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей кажутся им несерьезными, поэтому родитель игнорирует их.
Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Опросник
родительского отношения к
Уровень родительских отношений
Таблица 2.2
№ семьи |
Имя Ф. |
Тип семейного воспитания |
1 |
Ваня К. |
контроль, принятие-отвержение |
2 |
Алина Р. |
кооперация, симбиоз |
3 |
Стас К. |
кооперация, принятие-отвержение |
4 |
Карина В. |
симбиоз, контроль |
5 |
Никита Д. |
маленький неудачник, принятие-отвержение |
Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в таблице 3.
Преобладающие типы родительского воспитания
Таблица 2.3
Типы воспита-ния |
Кооперация |
Симбиоз |
Контроль |
Принятие-отвержение |
Маленький неудачник | |||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
2 |
20 |
2 |
20 |
2 |
20 |
3 |
30 |
1 |
10 |
Графически преобладающие типы родительского воспитания отображены на рисунке 1.
Преобладающие типы родительского воспитания
(по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)
Рисунок 1.
Итак, по результатам этой методики мы видим, что:
оптимальные родительские отношения наблюдаются в 2 семьях (40%); к нейтральному уровню отнесены- 2 семей (40%); родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 1 семьe (10%).
Настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к появлению у детей тревожности. Результаты данного теста представлены в рисунке 2.
Уровень родительских отношений
(по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)
Рисунок 2. 40% нейтральный 40% оптимальный 20% негативный
Суммируя
полученные результаты проведенного исследования,
мы выявили, что преобладает нейтральный
(средний) уровень детско-родительских
отношений, характеризующийся
Информация о работе Особенности восприятия ребёнком своей семьи