Особенности восприятия ребёнком своей семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся.

Файлы: 1 файл

Психология курсовая.docx

— 137.74 Кб (Скачать файл)

Таким образом, приведенные результаты констатирующего  эксперимента подтвердили наши предположения  о влиянии семейного воспитания на всестороннее развитие и формирование личности дошкольников.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка оказывает  семья. Ни с чем несравнимо ее влияние  на развитие ребенка. Семья не только дарит человеку жизнь, но это и  то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова.

Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить  потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную  поддержку, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной  выполнить в достаточной мере эти важные функции.

Чтобы строить  позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Для  этого проводятся различные психодиагностические исследования, используются различные  методики, опросы, анализ детского рисунка, на основе которых эти отношения  корректируются. Поэтому, в целях  подтверждения заявленной гипотезы, был проведен констатирующий эксперимент.

Выявление влияния семьи на формирование личности ребенка проведено в ходе практического  исследования, организованного и проведенного на базе «Ясли-сад агрогородка Кадино».

Для диагностики  детско-родительских отношений использовались методики: опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, «Рисунок семьи» для выявления особенностей внутрисемейных отношений, которые  и позволили выявить определенные тенденции в развитии отношения  ребенка младшего школьного возраста с родителями.

Изучение  по методике «Рисунок семьи» выявило, что дети из большинства обследованных  семей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство  неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями  в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

С целью  выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос  по А.Я. Варга и В.В. Столина, который  показал, что многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, прослеживается недостаточное  применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие старшего дошкольника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Анализ  результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать  вывод и о том, что в психологической коррекции нуждаются как воспитанники, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.            2. Апряткина, Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. – 180с. 3. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: «Академия», 2002. - 192 с.

4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.        5. Детская практическая психология: Учебник / Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.     6. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.      7. Журова, Л.Е. и др. Обучение дошкольников грамоте / Л.Н.Журова, Н.В. Дурова, Н.С.Варенцова, Л.Н.Невская. -  М.: «Школа-Пресс», 1998. – 140с.             8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2001. - 384 с.  9. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П.Кащенко. – М.: Академия, 1998. – 62с.

10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.  11. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.     12. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.             13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. – Ярослааль: Академия развития, 1996. – 208 с.      14.  Куликова,Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232 с.     15. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск, 2009. – 125с.    16. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.    17. Мурашова, Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей / Е.В.Мурашова. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.   18. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. – М.: Тривола, 1999. – 150с.      19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.        20. Селиверстов, В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М.: Владос, 2009. - 358 с.

21. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.        22. Сермяжко, Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 128 с. 23. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3.         24. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с.       25. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.: Владос-пресс, 2007. - 224 с. 26. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.      27. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с.          28. Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 130 с.   29. Шевцов,а С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - 2004. - №4      30. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php    31. http://www.psychology.ru/library        32. http://www.socioniko.net/ru/links/psy-lib.html

 


Информация о работе Особенности восприятия ребёнком своей семьи