Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 21:35, контрольная работа
Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Введение ……………………………………………………………….……..3
1. Проблема становления Я-концепции ребенка дошкольного возраста…5
2. Становление Я-концепции дошкольников ………………………………10
3. Особенности Я-концепции у детей дошкольного возраста …………….14
Заключение …………………………………………………………………...20
Список литературы ……………………………………………………..23
Исследователями Н.П. Колесниковой, М.В. Крулехт, Т.А. Репиной и многими другими выделяются предпосылки к самовоспитанию у детей старшего дошкольного возраста. По мнению В.И. Слободчикова, зарождение и проявление парциальной субъектности, которая характерна для дошкольников, обнаруживается в само регуляции некоторых форм психической активности, самостоятельном осуществлении некоторых видов деятельности, реализации различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми, в элементарном самоконтроле и самооценке. Особенно элементы самовоспитания у старших дошкольников закладываются в условиях ведущей деятельности.
Современными исследованиями доказывается, что сознательное "Я" вырастает в социальном процессе (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, О.В. Хухлаева, Т. Шибутатти и др.). Маленький ребенок обнаруживает свое "Я" как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими, во взаимодействии с социумом. То, как сообщают взрослые первую информацию ребенку о нем, как оцениваются его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования "Я" ребенка. Дети дошкольного возраста, пока у них мал собственный опыт, "примеривают" и присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, неслучайно они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.
К. Блага и М. Шебек отмечают, что между третьим и шестым годами развиваются и укрепляются все создавшиеся оси структурного Я. Они же констатируют, что в дошкольном возрасте глобальное Я более сцеплено, чем в раннем возрасте. Ось идеала Я у детей дошкольного возраста часто включает идентификационные модели родителей, бабушек, дедушек, старших детей, сверстников. Важно и то, что дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что "структурное-Я" обогащается еще одной осью - осью совести, т.е. появляются "идущие изнутри" правила поведения.
Внутренние правила позволяют организовать внутреннее пространство личности, а значит, внутреннее "Я". В перспективе становления личности, оценки ее личностного роста внутренние правила, на наш взгляд, постепенно перерастают в личностное кредо.
В структуре Я-концепшш детей дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (то. что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является "идеальное-Я", без него трудно представить саморазвитие личности, ее само изменение. "Идеальное Я" - это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование Я ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий Я, само изменений в когнитивном и оценочном Я, уточнения самооценки ребенка о самом себе.
Следует также отметить положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего "Я". В раннем возрасте ценным является "Открытие Я", появление линий "Я есть", "Я могу", "Я хочу", "Я имею", первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое новообразование - эмоциональную денитрацию (умение принимать во внимание чувства и мысли других людей).
Уже у ребенка третьего-четвертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии. Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти - шести лет. Потребность в само изменении, хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я-усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в Я-концепции, проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова "надо", "можно", "нельзя" становятся, как справедливо считает О.В. Хухлаева, основой для само регуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший.
Важнейшее значение для стабилизации Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада - первого чужого взрослого.
Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется Я ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает "открытия", развивается как субъект деятельности и саморазвития.
3.Особенности Я-концепции у детей дошкольного возраста
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости. Какие бы формы ни принимала семья, она все же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. До того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется только семьей. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. В этот период ребенок особенно уязвил и несамостоятелен, физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Он сравнительно мало общается с людьми, не принадлежащими к кругу его семьи. Поэтому родители, братья и сестры выступают для него как наиболее значимые другие, с ними ребенок взаимодействует ежедневно.
Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование Я-концепции, широко используются понятия идентификации и научения как процесса приобретения нового опыта. Вследствие зависимости ребенка от родителей и его любви к ним родители, по мнению многих психологов, имеют уникальную возможность оказывать избирательное подкрепляющее воздействие на весь процесс научения у ребенка, на его представления об идеале поведения, на самовоспитание (включающее, быть может, негативные чувства и ограничения положительной самооценки). Адекватность Я-концепции ребенка может отчасти зависеть от безусловного позитивного отношения к нему значимых других, в особенности родителей.
Даже 2-летние дети имеют некоторые представления о себе. Речь 2-летнего ребенка полна утверждений обладания. В одном исследовании 2-летних детей, игравших попарно, большинство из них начинало игру с многочисленных притязаний. Прежде всего, они устанавливали границы своих владений: "мой ботинок, моя кукла, моя машинка". Автор этого исследования считает, что такое поведение свидетельствует не о детском эгоизме, а об успехах когнитивного развития: у детей возрастает понимание себя и другого ребенка как отдельных существ. Обзор других исследований, посвященных изучению Я-концепции детей и социальной игры, показал, что более социализированные дети обладают более развитой Я-концепцией. Таким образом, у ребенка понимание себя тесно связано с пониманием социального мира.
В течение дошкольного детства дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе: например, считают себя "хорошими" или признают себя "копушами" и "неумехами". Многие из этих эмоционально окрашенных представлений появляются очень рано, еще на невербальном уровне. Детей могут сильно тревожить некоторые из таких чувств и представлений, тогда как другие не вызывают у них никакого беспокойства. Кроме того, в эти годы у детей формируется ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими - по их представлениям - они должны быть. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
Дошкольники очарованы собой, и потому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, происхождении, симпатиях и антипатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и т.д.
Знание о том, какими нас видят другие люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Младшие дошкольники склонны характеризовать себя исходя из своих физических качеств ("У меня темные волосы") или предметов собственности ("У меня есть велосипед"). Рассказывая о себе, старшие дошкольники чаще упоминают о своих занятиях: "Я хожу в детский сад", "Я играю в бейсбол", а также говорят о том, что им довелось пережить и какие отношения у них сложились с окружающими. Дошкольники, описывая себя, обычно рассказывают о своих семьях. Эта склонность детей характеризовать себя через социальные отношения в дошкольном детстве возрастает.
По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и когда они начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или личный сценарий, помогающий им интегрировать свое поведение. Людям необходимо чувствовать, что они последовательны, что их поступки не случайны, они пытаются привести свое поведение в соответствие с собственными убеждениями и установками. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка Я-образ обычно оказывают его родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка.
Центральное место в развитии социальных понятий и норм социального поведения занимает процесс интернализации: дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя. Некоторые из этих ценностей касаются соответствующего полу поведения, некоторые относятся к нормам морали, а некоторые - просто к традиционным способам действий.
Как дети интернализируют эти ценности и нормы? Вначале они могут просто копировать словесные формулировки: рисуя мелком на стене, Катя говорит себе: "Нельзя, нельзя, нельзя!" Она делает то, чего ей хочется, но в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев она, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способна побороть. Как отмечают когнитивные психологи, не только развивающаяся Я-концепция, но и формирующиеся социальные понятия влияют на попытки детей управлять своим поведением. Такие понятия отражают возросшее понимание детьми себя и других людей. Например, ребенок дошкольного возраста может узнать, что значит быть старшим братом или другом. Кроме того, он или она усваивает такие понятия, как честность, справедливость и уважение к другим. Многие из этих понятий для маленьких детей являются слишком абстрактными, но тем не менее они стараются понять их.
Осваивая социальные понятия, маленькие дети часто задают вопрос: "Почему так делают?" Распространенный ответ основан на атрибуции свойств. Становясь старше, дети все более склонны судить о себе и других людях исходя из устойчивых психологических свойств.
До наступления среднего детства ясного когнитивного понимания дружбы не происходит; понятия доверительных отношений и взаимности еще слишком сложны для дошкольников. Тем не менее, с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4 - и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе и внимании отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями.
Исследователи лишь недавно обратили внимание на детские социальные конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий. Даже 3-летние дети могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм ("Сейчас моя очередь!") или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий ("Стой, так ты можешь ее сломать!"). Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их способности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную.
Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошкольниками, оказываются понятия и нормы, связанные с соответствующим полу поведением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепления за соответствующее полу поведение. Развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений - гендерных схем - способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться.
Я-концепцию часто определяют, как совокупность установок, направленных на себя. Важнейшей её функцией является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения. Я-концепция имеет огромное влияние на собственно становление, развитие личности, деятельности и поведения индивидуума.
Большинство психологов утверждают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.
В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Влияние родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирования его Я-концепции.
Информация о работе Особенности «Я- концепции» ребенка дошкольного возраста