Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 21:35, контрольная работа
Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Введение ……………………………………………………………….……..3
1. Проблема становления Я-концепции ребенка дошкольного возраста…5
2. Становление Я-концепции дошкольников ………………………………10
3. Особенности Я-концепции у детей дошкольного возраста …………….14
Заключение …………………………………………………………………...20
Список литературы ……………………………………………………..23
Заключение
Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах само регуляции и самоорганизации личности.
Особая значимость Я-концепции заключается в том, что у человека как у существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Значение имеет не просто то, каким человек является, объективно, но то, как он себя видит, ценит, чувствует и осознает. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается. Получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
Важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.
Ребенок оценивает свои действия, присматривается к себе, "примеряет" себя к окружающему миру, он стремится проявить себя, выделить свое Я, получить от других признание его самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его Я выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие себя в обществе. Необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Невозможно указать точный момент возникновения Я-концепции. Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы Я-концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь, таким образом, он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания.
В рамках поставленных задач, нами были сделаны следующие выводы:
. В результате изучения
литературы нами было найдено
положение о том, что формирование
адекватной и положительной Я-
. Развитие самосознания и самооценки, являющиеся составляющими Я-концепции, необходимо развивать с раннего возраста.
. Программы и технологии,
представленные в работе, являются
хорошим практическим
. Представленные программы
и технологии можно
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с. Изд.2-е., исп. и доп.
2.Божович Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
3.Божович Л.И. Проблемы
формирования личности в
4.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2007.368 с.
5.Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
6.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Издательский центр Академия, 2003.464с.
7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
8.Игумнов С.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн: Паритет, 2005. - 288 с.
9.Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер; 2006.
10.Козлова С.А. Мой мир.
Приобщение ребенка к
11.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 2009.
Информация о работе Особенности «Я- концепции» ребенка дошкольного возраста