Особистісні фактори у розвитку та реалізації творчого потенціалу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: Проанализировать подходы факторов в исследованиях, влияющих на развитие творческого потенциала личности.
Задачи: 1.Теоретический анализ подходов в исследовании творческого потенциала.
2.Определение личностных факторов в исследовании разных авторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала личности.
3.Формулирование выводов.
4.Оформление работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ 1 Теории творчества и творческий потенциал личности………….3
Теоретический аспект в изучении проблемы творчества…………3
Особенности творческой деятельности…………………………….4
Развитие креативности и творческого потенциала в онтогенезе…6
Психоаналитическая теория творчества…………………………...11
Когнитивная теория творчества……………………………………12
Взгляд на творчество представителей гуманистической
психологии…………………………………………………………........12
Теория развития творческой личности Г. С. Альтшуллер, В.М.Вильчек………………………………………………………...16
Выводы к разделу 1………………………………………………….....17
РАЗДЕЛ 2 Структура творческого потенциала и развитие его в онтогенезе…………………………...................................................................18
2.1 Развитие креативности и творческого потенциала в
онтогенезе …………………………………………………………………….18
2.2 Способности как составляющая творческого потенциала………21
2.3 Одаренность как составляющая творческого потенциала………22
Выводы к разделу 2……………………………………………………28
Выводы…………………………………………………………………..…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....30

Файлы: 1 файл

Особенности развития творческого потенциала.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)


Міністерство освіти і науки

Молоді та спорту україни

Донецький національний університет

Кафедра психології

 

 

 

 

 

 

 

 

Особистісні фактори у розвитку та реалізації творчого потенціалу

 

 

Курсова робота

 

 

 

 

                                                                                                          Виконав:

                                                                                     Атанєлов Михайло Михайлович

                                                                                   студент 1 курсу

                                                                               спеціальності «Психологія»

                                                                                денної форми навчання

                                                                               

                                                                                   Науковий керівник:

Васюк К.М.

канд. психол. наук, ст. викладач

 

 

 

 

 

 

 

Донецьк - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

РАЗДЕЛ 1 Теории творчества и творческий потенциал личности………….3

    1. Теоретический аспект в изучении проблемы творчества…………3
    2. Особенности творческой деятельности…………………………….4
    3. Развитие креативности и творческого потенциала в онтогенезе…6
    4. Психоаналитическая теория творчества…………………………...11
    5. Когнитивная теория творчества……………………………………12
    6. Взгляд на творчество представителей гуманистической

психологии…………………………………………………………........12

    1. Теория развития творческой личности Г. С. Альтшуллер, В.М.Вильчек………………………………………………………...16

Выводы к разделу 1………………………………………………….....17

РАЗДЕЛ 2 Структура творческого  потенциала и развитие его в онтогенезе…………………………...................................................................18

2.1 Развитие креативности и творческого потенциала в

онтогенезе …………………………………………………………………….18

          2.2 Способности  как составляющая творческого  потенциала………21

          2.3 Одаренность  как составляющая творческого  потенциала………22

Выводы к разделу 2……………………………………………………28

Выводы…………………………………………………………………..…29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....30

 

 

 

 

Введение

 

Движущая сила человечества – это  творческие личности. Выявление таких  личностей является насущной задачей  психологии, как и разработка теоретических  основ творчества. И, несмотря на то, что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации.

      В настоящее время существуют  принципиальные расхождения в определениях, является ли творчество самостоятельным процессом или оно характеризует совокупность либо особенное  протекание  других  процессов.

Эту проблему противоречий  мы пронаблюдаем в этой курсовой работе

Тема «Творческий потенциал» актуальна  и сегодня для разработки и  внедряются подходы  новые и более современные методики и теории, основанные на научных достижениях в области изучения творческого потенциала личности.

Объект: Творческий потенциал личности.

Предмет: Личностные факторы, влияющие на развитие и реализацию творческого потенциала личности.

Цель: Проанализировать подходы факторов в исследованиях, влияющих на развитие творческого потенциала личности.

Задачи: 1.Теоретический анализ подходов в исследовании творческого потенциала.

2.Определение личностных факторов в исследовании разных авторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала личности.

3.Формулирование выводов.

4.Оформление работы.

Раздел 1

Теории творчества и творческий потенциал личности

 

    1. Теоретический аспект в изучении проблемы творчества

 

Психологов, как отечественных, так и зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. Достаточно перечислить авторов, опубликовавших в этот период свои работы. Это Е. Рибо  и А. Пуанкаре – за рубежом,  Д.Н.Овсянико-Куликовский , Б. А. Лезин, П.К. Энгельмейер,1 А. М. Евлахов, И. А. Затуленьев, П. И.Вальден, А. М. Блох, И. И. Лапшин, В. Л. Омельянский, А. Г. Горнфельд, С. О. Грузенберг, В. Я. Курбатов, Ф. Ю. Левин-сон-Лессинг, В. М.Бехтерев,2 П. И. Карпов, Г. И. Маркелов, П. Нечаев, П. М. Якобсон, В. П. Полонский – в нашей стране. Привлекала проблема творчества и физиолога В. В. Савича, рассматривавшего творчество как образование новых условных рефлексов с помощью ранее образованных связей, а вопрос об одаренности как высшего проявления творчества – В. Освальда. В основном эти работы были посвящены либо естественно-философскому осмыслению роли творчества как механизма развития природы и человечества, либо научному и техническому творчеству, и, как отмечает Я. А. Пономарев, обусловлены они были не потребностями общества в управлении творчеством, а любознательностью отдельных исследователей. Затем вплоть до середины XX в. исследованиям творчества не придавалось существенного значения.[1]

Научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., дала толчок к изучению психологами закономерностей творчества в науке, которая превратилась в производительную силу, существенно влияющую на экономику. Это породило в 1950-х гг., прежде всего в США, многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, в качестве которых выступила креативность, путей ее развития и на выявление творческих личностей (креативов). Все эти аспекты можно объединить в проблему управления творчеством.

 Другим направлением явилось стремление создать алгоритмы решения творческих задач. Например, Г. С. Альтшуллер [1] пытался разработать эвристики для изобретателей (алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ). Однако процесс творчества, хотя и подчиняется определенным закономерностям, все же носит печать индивидуальности. В. М. Бехтерев [6] писал, что для всякого творчества помимо соответственного обучения необходима та или иная степень одаренности.

Следовательно, психология творчества неразрывно связана с другой психологической проблемой – способностями, одаренностью творческих деятелей.

 

1.2Особенности творческой деятельности

 

Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Б. Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным [16].

Д. Б. Богоявленская [3] впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. Однако теперь, считает С. В. Максимова, [4] понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность» (В. А. Петровский). В этом случае под категорию творчества должны попасть и действия хулигана, преступника, которые трудно рассматривать в одном ряду, например, с произведением искусства.

Поэтому С. В. Максимова [4] рассматривает творчество как единство двух его составляющих – неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптивной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще не реализованных возможностей – появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате адаптивной активности – реализация творческого потенциала: достижение цели, воплощение идеи, выражение образа и т. д., т.е. создание творческого продукта. В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов – новая машина, механизм; у модельера – новый фасон одежды и т. д.

Интересен вопрос о том, как соотносятся  в деятельности индивида, в функционировании личности норма и творческая активность. Обычно эти качества противопоставляют друг другу. Но такое противопоставление верно только в том смысле, что излишняя регламентация, чрезмерно жесткое нормирование «сковывает индивидуальную активность и обедняет человеческие отношения» (Э.В.Соколов) [5].

Противопоставление творчества о норме не следует абсолютизировать. Внимательный анализ таких видов деятельности, творческий характер которых не подлежит сомнению, показывает, что строгое соблюдение нормы вполне совместимо с творчеством и, более того, часто служит его предпосылкой. Это ярко проявляется в исполнительском творчестве, где уже сам нотный текст или текст роли фиксирует некоторую требующую обязательного выполнения норму деятельности… Исполнитель должен безукоризненно владеть «художественной семиотической системой, чтобы закрепить с ее помощью синтез индивидуально неповторимого постижения произведения» (С.Рапопорт) [7].

Ф. Д. Батюшков [17] выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.

   М. С. Каган и А. М. Эткинд [8] пишут об общении как творчестве, а Е. Ю. Сидоркина [18] полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию. Такой подход к творчеству имеет право на существование.

 

1.3 Творческий потенциал личности

 

Психологи утверждают что к творчеству способны практически все люди. Однако уровень творческих достижений у людей бывает различным. Большинство высоких творческих достижений в той или иной области принадлежит лишь незначительной части людей так, в исследовании К.Денниса представителей разных областей деятельности (музыка, геология, химия, геронтология) было выявлено, что в каждой из них около половины достижений принадлежит десятой части соответствующих специалистов. Как правило, в каждой профессиональной группе «низшие» 50 % создают меньше, чем «верхние» 10 %. Отсюда: для достижения высоких творческих результатов, значимых для общества, возникает необходимость в поиске этих 10 % талантливых людей, обладающих, как говорят, творческим потенциалом. Однако поиск людей с высоким творческим потенциалом имеет и другое значение. А. М. Матюшкин пишет, что «научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей и учащихся. Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека», так как «психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество». [3]

Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20 %). По тестам на выявление общей одаренности данные несколько выше: талантливая часть населения составляет около 20 % (Хавингерст, 1958).

  В издании «Творчество» утверждается, что «поле значений понятия «креативность» шире понятия «творческий потенциал», так как феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы», и что «творческие способности» (интеллектуальные эстетические, коммуникативные и др.) – структурные компоненты креативности». Т. А. Барышева считает, что, наоборот, понятие «творческий потенциал» шире понятия «креативность», а креативность является лишь одной из творческих способностей, в которые входит и способность к конвергентному мышлению.

По существу творческий потенциал  в широком смысле – это структура  характеристик, присущих творческим личностям (креативам). При этом если творческий потенциал в узком смысле измеряем, то в широком смысле – только прогнозируем с учетом степени выраженности личностных особенностей. Поэтому выведение какого-то обобщенного показателя (коэффициента) творческого потенциала (креативности, как пишет Ю. А. Жигалов) весьма затруднительно [8].

Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению, в широком смысле – это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности (рис.1).

Если цели личности лежат вне  самой деятельности, если человек работает лишь ad gonorares или только для того, чтобы не потерять престиж, то деятельность (осуществляемая на уровне действия) выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Отмечая высокие способности такого человека, не следует говорить о его высоком творческом потенциале, поскольку творчество предполагает… увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью.

 

Рис.2.1. Схема компонентов творческого  потенциала  

В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности), а это, на наш взгляд, и есть творчество.

Информация о работе Особистісні фактори у розвитку та реалізації творчого потенціалу