Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:26, курсовая работа
Цель: Проанализировать подходы факторов в исследованиях, влияющих на развитие творческого потенциала личности.
Задачи: 1.Теоретический анализ подходов в исследовании творческого потенциала.
2.Определение личностных факторов в исследовании разных авторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала личности.
3.Формулирование выводов.
4.Оформление работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ 1 Теории творчества и творческий потенциал личности………….3
Теоретический аспект в изучении проблемы творчества…………3
Особенности творческой деятельности…………………………….4
Развитие креативности и творческого потенциала в онтогенезе…6
Психоаналитическая теория творчества…………………………...11
Когнитивная теория творчества……………………………………12
Взгляд на творчество представителей гуманистической
психологии…………………………………………………………........12
Теория развития творческой личности Г. С. Альтшуллер, В.М.Вильчек………………………………………………………...16
Выводы к разделу 1………………………………………………….....17
РАЗДЕЛ 2 Структура творческого потенциала и развитие его в онтогенезе…………………………...................................................................18
2.1 Развитие креативности и творческого потенциала в
онтогенезе …………………………………………………………………….18
2.2 Способности как составляющая творческого потенциала………21
2.3 Одаренность как составляющая творческого потенциала………22
Выводы к разделу 2……………………………………………………28
Выводы…………………………………………………………………..…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....30
Строго говоря, нет людей без какой-либо способности, но есть люди со слабо выраженными способностями. Эти люди при их качественной оценке называются неспособными, т. е. не обладающими возможностями добиться в чем-то высокого результата.
2.2 Одаренность как
составляющая творческого
В. М. Бехтерев писал, что наряду с
воспитанием для всякого
По поводу соотношения между этими понятиями существуют разные точки зрения. Талант (от греч. talanton – вес, мера, затем – уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. В издании «Творчество» талант отождествляется с гениальностью, а не с одаренностью. Есть ученые, которые талант понимают как реализованную одаренность, а последняя проявляется лишь как природная предпосылка таланта.
По мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935г., одаренность определяется комплексом свойств личности. И этому есть ряд веских доказательств. Одна из газет поведала о биологе, который опубликовал научный труд, включавший обширную библиографию – 300 названий, которую он продиктовал машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным ученым [35].
А. Р. Лурия в течение многих лет исследовал феноменальную память одного газетного репортера. Опыты показали, что этот репортер мог моментально запомнить и повторить громадные ряды слов и чисел в прямом и обратном порядке и начиная с любого звена этих рядов. Он воспроизводил их без всякого труда через месяц, год и даже через 16 лет после запоминания. Однако во всех других отношениях репортер был заурядным человеком, сменил за свою жизнь много профессий, но так ничего в ней и не добился.
Одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность и талант многие авторы считают синонимами. В «Словаре иностранных слов» талант определяется как «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности; одаренность». В обыденной речи предпочтение отдается слову «талант»: мы постоянно говорим – нереализованный талант, загубленный талант и т. п. Поэтому мной одаренность и талант рассматриваются как синонимы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности… Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей (В. И.Панов).
2.3 Модель одарённости творческого потенциала личности
Дж. Рензулли разработал «модель» одаренного ребенка. Он должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлеченность задачей и высокий творческий потенциал. Наличие только одного из этих компонентов не делает ребенка одаренным. Эта модель в дополненном или модифицированном виде используется во многих странах для диагностики одаренных детей.
Л. И. Ларионова включает в понятие одаренности три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д. Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовности личности, а также на положение В. Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью. Можно было бы дискутировать по поводу правомерности таких аналогий общего понятия одаренности с интеллектуальной активностью и духовными способностями. Но, думается, достаточно указать лишь на то, сколько средств и способов уничтожения человечества было создано безусловно талантливыми людьми.[36]
Многокомпонентный состав одаренности показан во многих исследованиях, в частности – применительно к музыкальной деятельности, где четко прослеживается вертикальная структура более частных и более общих компонентов (Д. К. Кирнарская, Ю. А Цагарелли), к интеллектуальной деятельности (М. А Холодная М. А.), к спортивной деятельности (Е. П. Ильин) [36].
Композитор А. К. Глазунов обладал чрезвычайно развитым слухом и великолепнейшей музыкальной памятью, удивлявшей даже гениев. Это была поистине «моцартовская» музыкальная одаренность. Но качество его опусов по силе композиторской фантазии и музыкально-эстетической новизне значительно уступало сочинениям многих современников, в частности сочинениям С. В. Рахманинова или А. Н. Скрябина, которые не блистали такими ошеломляющими, поистине экстраординарными слуховыми способностями. А. К. Глазунов так и остался крупным мастером, выдающимся музыкантом, однако не поднявшимся до уровня гениальности.
С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов понимали одаренность не как механическую совокупность способностей, а как новое качество, которое получается от взаимодействия и взаимовлияния входящих в нее компонентов. Об этом же, по сути, пишет и А. А. Мелик-Пашаев: «Обманчив путь изучения отдельных элементарных способностей «самих по себе»: сами по себе они не существуют как художественные способности и приобретают это качество лишь как моменты особого, свойственного художникам отношения к бытию, растворяясь и преосуществляясь внутри этого целого». Это абстрактное положение довольно спорно. Проверяли бы эстетическое отношение к действительности как обще-художественную, по Мелик Пашаеву, способность – и дело с концом. В действительности же необходимо выявлять и так называемые специальные способности, без которых никакое эстетическое восприятие не приведет к творческо-художественной одаренности. Да и не могут эти отдельные способности ребенка «раствориться внутри свойственного художникам отношения к бытию»: с отношениями не рождаются, их надо формировать[35,29].
Выводы к разделу 2
1.Творческий потенциал
следует рассматривать как
2.Способности тесно прикрепляются к задаткам
3.Одаренным человек является лишь в том случае, когда он имеет все три компонента - интеллект выше среднего уровня, сильную увлеченность задачей и высокий творческий потенциал.
ВЫВОДЫ
1. Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20 %).
2. Творческий потенциал в широком смысле – это структура характеристик, присущих творческим личностям (креативам). При этом если творческий потенциал в узком смысле измеряем, то в широком смысле – только прогнозируем с учетом степени выраженности личностных особенностей.
3. Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению, в широком смысле – это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности.
4. Развитие творческого потенциала может осуществляться несколькими путями: естественным и искусственным (созданием условий для пробуждения и развития творческого потенциала).
5. Основной путь формирования творчества заключается в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций и постановке творческих задач. Процесс творческого становления включает несколько этапов:
первый этап - общая творческая способность ( 3-5 лет);
второй этап – специализированная (13-20 лет).
Список использованных источников
1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобразительного творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6.
2. Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. М., 1983.
3. Богоявленская Д. Б. Этапы диагностики творческих способностей детей: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1.
4. Максимова С. В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации: Автореф.
5. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.
6. Бехтерев В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: С. О. Грузенберг. Гений и творчество. Л., 1924.
7. Рапопорт С. О вариантной множественности исполнительства: Музыкальное исполнительство. М., 1972. Вып. 7.
8. Каган М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4.
9. Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М., 1989.
10 Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. В кн.: Якобсон П. М.
11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М., 1965.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1950.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
15 Дружинин В. Н. Человек в развитии. В сб.: Наука – о человеке. М., 1988.
16. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80–84.
17. Батюшков Ф. Д. Творчество: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.,1901.
18. Сидоркина Е. Ю. Социально-психологические аспекты творчества в общении // Ананьевские чтения, 2000: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000.
20. Олехнович М. О. Творческий потенциал интеллектуального уровня ребенка // Ананьевские чтения, 1997: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
24. Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности: Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
26.
27. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3.
28. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
29. Теплов Б. М. Психофизиология индивидуальных различий. Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.
30. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
31. Тютюнник В. И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Автореф. дис. д-ра наук. М., 1994.
32 Фрейд З. Остроумие. М., 1999.
33 Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000.
34 Матюшкин А. М. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии.1984б. № 3.
35 Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. № 4.
36 Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1.
Информация о работе Особистісні фактори у розвитку та реалізації творчого потенціалу