Отчет по ознакомительной практике в Лицее №9

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:04, отчет по практике

Описание работы

Цели практики:

формирование представлений о содержании деятельности педагога-психолога в учреждении среднего образования;
изучение основных видов документации педагога-психолога;
развития профессиональных навыков взаимодействия с обучающимися разного возраста;
освоение элементов отдельных видов деятельности психолога системы образования (психологической диагностики, психологического просвещения);
формирование основ профессиональной рефлексии.

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

Факультет психологии и  социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

 

 

 

ОТЧЕТ

по ознакомительной  практике

 

 

 

Отчет подготовлен

студентом 1 курса 

направления «Психолого-педагогическое образование»

профиля «Психология  образования»

Якуниным Николаем Андреевичем

 

 

 

доц.  каф. психологии образования и развития

Жулановой И.В.

 

 

 

 

Волгоград, 2013

 
 Я –Якунин Николай Андреевич проходил практику в Лицее №9 под руководством проф. каф. психологии образования и развития Жуланову Ирины Викторовны и руководителем от учреждения педагога-психолога Лосевой Марины Александровны в качестве педагога-психолога.

 

Раздел 1.

 

Цели  практики:

 

  • формирование представлений о содержании деятельности педагога-психолога в учреждении среднего образования;
  • изучение основных видов документации педагога-психолога;
  • развития профессиональных навыков взаимодействия с обучающимися разного возраста;
  • освоение элементов отдельных видов деятельности психолога системы образования (психологической диагностики, психологического просвещения);
  • формирование основ профессиональной рефлексии.

 

Задачи:

-Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.

-Приступая к  практике, ознакомится с правилами  внутреннего распорядка учреждения  и принятия к исполнению.

-По итогам  практики 28.04.2013 г. представить для зачета отчетную документацию:

- дневник, в котором отражены основные этапы работы (по дням) 
- отчет, обобщающий результаты практики и содержащий краткую характеристику проделанной работы


 

Краткая характеристика образовательного учреждения:

 

Лицей № 9 был постороен 1889 году. Лицей № 9 является бюджетным образовательным учреждением. Представляет из себных 2 учебных корпуса. Неоднакратно получала звание «Школа года России» и награждалась дипломом «Школа века». Творческие дела лицеистов и учителей отмечаются дипломами, грамотами, подарками. В прошлом году лицей занял первое место в рейтинге образовательных учереждений города Волгограда.

  В школе имеются кабинеты:

физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, математики ,изобразительного искусства, черчения ,начальных классов, индивидуальной работы, спортивный зал, столярная и слесарная мастерские,

мастерские по обслуживающему труду, библиотека и читальный зал, комнаты отдыха и игровые.

В школе работают как опытные педагоги со стажем до 30лет, так и молодые.

 

  • Анализ документации психолога: 
     
    Документация и формы отчетности психолога-педагога:

  1. Годовой план работы.

Годовой план работы психолога-педагога составляется в соответствии с годовым  планом учебного заведения и отражает основные составляющие деятельности психолога-педагога, к которым относятся:

  1. Работа с педагогическим коллективом (планирование и организация мероприятий, которые включают в себя компоненты диагностики и профилактики);
  2. Работа по развитию интересов и способностей учащихся (планирование и организация мероприятий, включающих в себя профилактические, коррекционные, профориентационные и диагностические компоненты);
  3. Работа с подростками, требующих особого внимания педагогов и психологов (задержанное психическое развитие, интеллектуальная пассивность, педагогическая запущенность, подростковые неврозы легкой степени и др.). Работа осуществляется строго в рамках компетентности психолога-педагога;
  4. Работа педагога-психолога с семьей (планирование и организация мероприятий, включающих в себя психопрофилактические, консультационные, психолого-просветительские компоненты);
  5. Работа по профориентации, профдиагностике и профессиональному росту учащихся;
  6. Организационная работа психолога-педагога (взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, милиции, народных судов, диагностико-реабилитационных центров, психологических центров и т.п.).

 

Примерная форма  годового плана:

№ п/п

Направления и виды работы

Формы работы

Участники

Ответственные

Сроки

Примечания

             

 

  1. План работы психолога на неделю.

Необходимо для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей. Помогает предусматривать в плане работы на неделю основные направления деятельности. 
 
Примерная форма:


День недели

Продолжительность (ч)

Педагогические работники

Учащиеся

Родители

Понедельник

       

Вторник

       

Среда

       

Четверг

       

Пятница

       

Суббота (при шестидневной рабочей неделе)

       

  1. Журнал работы психолога-педагога.

Журнал работы – это тот документ, который может быть предоставлен только специалисту-психологу, когда нужна его консультативная помощи или же он проверяет деятельность психолога-педагога этого учебного заведения.

 
В журнале отражается: 

  1. психодиагностическая работа (результаты диагностики и интерпретация полученных количественных данных, характеристики, справки, направления коррекционной работы и т.п.);
  2. консультационная работа (индивидуальная или групповая);
  3. учет коррекционных и развивающих занятий (индивидуальных и групповых)

4. Программы  проводимых занятий.

      •      

Занятия проводятся по профилактике, просвещению и коррекции.

Оформляются в свободной форме  с обязательным указанием целей  занятий.

    •       5. Годовой отчет психолога-педагога о проведенной работе.

 Годовой отчет предъявляется руководителю, либо специалисту-психологу, работнику психологического центра, имеющего целью проверку работы педагога-психолога.

Оформляется в свободной форме. Годовой отчет должен отражать все выполненные психологом виды работ в соответствии с годовом планом, а также внесенные изменения и дополнения.

    •      6. Перечень имущества и оборудования психологического кабинета.

Данный документ имеет своей целью обеспечение необходимых  условий  для оказания психологической помощи и

деятельности психолога-педагога.

  • Хорошо освещенная, небольшая по размеру комната. Желательно находящаяся в стороне от административного, музыкального, медицинского или физкультурного блока;
  • Запрещено использовать в качестве кабинета для психолога-педагога учительскую, а так же деление методического или логопедического кабинета;
  • Рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха для персонала;
  • Цветовое сочетание должно быть не ярким и не подавляющим. Использовать спокойные оттенки зеленого, голубого, бежевого и желтого;
  • Обязательно наличие комнатных растений (кроме кактусов);
  • Использование декоративных животных и птиц не рекомендуется; 
    - Основной принцип: ничего лишнего;
  • Кабинет обязательно должен объединять несколько функциональных зон: зону отдыха, рабочую, зону взаимодействия с детьми, зону консультирования.

        7. Нормативно-правовая база психолога-педагога (2002г.).

Нормативно-правовые документы - основа для работы психологической службы школы, потому что именно ими регламентируется Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.

  • Положение о службе;
  • Письмо об использовании рабочего времени;
  • Должностные обязанности;
  • Закон об образовании;
  • Семейный кодекс;
  • Гражданский кодекс;
  • Всеобщая декларация прав ребенка;
  • Основные гарантии прав ребенка. Положение правительства;
  • Конвенция о правах ребенка.

       8.Специальная документация психолога-педагога.

Специальная документация обеспечивает содержательные и процессуальные стороны  профессиональной деятельности педагога-психолога.

  • Психологические заключения;
  • Коррекционные карты;
  • Протоколы диагностических обследований, бесед и интервью;
  • Карты истории развития;
  • Психологические характеристики;
  • Выписки их психологических заключений и карт развития.
 

 

Интервью с  психологом:

 

ФИО Психолога: Лосева Марина Александровна.

 

Цель интерьвью: Формирование представлений о содержании деятельности педагога-психолога в учреждении среднего образования.

 

  • вопросы интервью, подготовленные до прохождения практики

 

  1. Как вы выбрали свою профессию?
  2. Как реализуются в профессиональной деятельности основные виды работы психолога?
  3. Какие опасности существую в профессионально деятельности психолога?
  4. Что вам помогает принять правильное решение в трудных ситуациях?
  5. О каких основных своих достижениях вы могли бы рассказать?
  6. Желели ли вы, что выбрали именно путь психолога?
  7. -Если бы вы могли вернуться в прошлое и выбрать снова профессию, какую бы вы выбрали. Вы выбрали бы психолога?
  8. Как вы думаете, в чем заключаются важнейшие качества психолога?
  9. Какие Вы видите плюсы и минусы в работе психолога?
  10. Ваше самое большое переживание в работе психолога?
  11. Какой бы вы могли дать совет начинающим специалистам психологам?

Развернутый текст  интервью.

 

-Как вы выбрали  свою профессию?

-В свое время у  меня случились не большие  трудности в жизни, я не знала,  как их разрешить и решила  пойти на психолога. Но предварительно у  меня уже было педагогическое образование. И я знала, что это такое.

-Как реализуются в  профессиональной деятельности  основные виды работы психолога?

-Сначала скажу основные  виды деятельности психолога:  консультативная работа, диагностическая  работа,  коррекционно-развивающая работа и методическая работа. Как они реализуются, даже не знаю, по плану они реализуются. Есть определенный план работы и запрос от администрации, от классных руководителей, от родителей. В соответствии можно поменять план. Если допустим у меня было забито 12 консультаций приблизительно на год, то вполне возможно администрация может, прибавит мне эти запросы. Также коррекционно-развивающая работа. Реализуются по плану и по запросу.

Какие вы используете  интересные технологии и методы работы?

Т.к. я являюсь педагогом-психологом начальной школы, дети вроде бы уже  не маленькие, но в тоже время не большие. И вот что бы им облегчить  период адаптации есть такая замечательная  технология как Сказкотерапия. Она  позволяет снизить у них тревожность, повысить адаптационный период. И Недирективная игровая терапия, она также связана и со Сказкотерапией и помогает мне решить многие проблемы. Песочная терапия, но песок я сейчас использую намного меньше, потому что помещение сократили.

  -В чем она заключается?

-Песочная терапия  снимает тревожность, агрессию  детей. Это работа с эмоционально-волевой  сферой ребенка: страхи и развод  родителей. Есть такой знаменитый  автор, который разработал эту  методику Зинкевич-Евстигнеева.  Я в основном использую волшебную страну Зодиакалию, я читаю сказку, они выбирают себе роль, и мы там уже строи замок, король будет принцесса, ведьма будет, и проигрываем эту сказку. Просто играет, когда недирективный игровой подход. Я просто говорю, выберите те игрушки, которые нравятся. Ребенок делает то, что он хочет.

-Какие опасности существую  в профессионально деятельности  психолога?

-Если психолог не  владеет нормативными документами,  то может быть опасность, какая  угодно. Могут родители в суд  подать, если вы не знаете своих должностных обязанностей. Психолог руководствуется законами и работает только с разрешением родителей.

-Что помогает принять  правильное решение в трудных  ситуациях?

-Опыт, прежде всего,  только опыт. Иногда не только  не хватает знаний, а  и не  хватает опыта в какой-то ситуации.

Молодому специалисту  нужно консультироваться у более  опытных?

Не только консультироваться. А есть такое понятие- в каждом районе есть модераторы. Вы подходите  к модератору и вот та ситуация, которая вызывает у вас сложность  и он вам подскажет, как выйти из этой ситуации. Или прочитать какую-то литературу уже для себя.

-О каких основных  своих достижениях вы могли  бы рассказать?

-Самое главное достижение  для меня конечно, это когда  был всероссийский конкурс педагога-психолога  2012. Для меня это было огромное профессиональное достижение, где я стала призером, заняла треть место и была очень довольна.

-Если бы вы могли  вернуться в прошлое и выбрать  снова профессию, какую бы вы  выбрали. Вы выбрали бы психолога?

-Навряд ли бы я  выбрала психолога. Несмотря на то, что вторая профессия, мне тоже очень близка. Она тоже лечит людей, но не душу. Психолог лечит душу, а я бы все-таки хотела б лечить самих людей. Наверно я бы выбрала хирурга.

-А какого именно  хирурга в плане сферы?

-Скорее всего, хирурга, который работает с мозгом. Нейрохирург.

Не думали совместить профессию психолога и врача, как дополнение?

Как дополнение выбрала  бы клинического психолога, но уже совместить –     нет.

-Как вы думаете,  в чем заключаются важнейшие  качества психолога?

-Прежде всего, что  бы не было самоутверждения.  Если видите, что клиент чем-то  подавлен, и вы начинаете что-то  предугадывать, говорить за него. Это внимательно всегда выслушать,  это спокойствие психолога самого. Забыть с каким настроением  ты пришел и всегда работать только на клиента, на детей. Психолог должен быть спокойным, уравновешенным, умеющим слушать и ни в коем случае за счет клиента не самореализовываться. Самое главное понятие для психолога, конечно, быть всегда опрятным, тактичным, улыбчивым, имеющим чувство юмора. Потому что иногда очень важно нашим клиентам из негатива быстренько ввести в позитив за достаточно короткое время.

Информация о работе Отчет по ознакомительной практике в Лицее №9