Отчет по практике на базе школы №2 г. Киров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:07, отчет по практике

Описание работы

Цель данной практики - углубить и закрепить научно-теоретические знания по выбранной специальности, ознакомиться с системой практической работы психолога.
На период прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении по данной тематике, научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомиться со спецификой работы психолога в образовательных учреждениях разного типа.
3. Определить основные характеристики и качества, необходимые для работы школьного психолога.
4. Сформировать положительное отношение к профессии психолога.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….. 3
1. Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике ………………………………………………………………………………………….. 5
2. Рабочее место психолога школьного учреждения и его оценка…………...8
Заключение……………………………………………………………………… 11
Список используемых материалов…………………………………………….. 13
Список сокращений…………

Файлы: 1 файл

Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы (вуза, фирмы, организации, учреждения).doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………..……….. 3

1. Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике ………………………………………………………………………………………….. 5

2. Рабочее место психолога школьного учреждения и его оценка…………...8

Заключение……………………………………………………………………… 11

Список используемых материалов…………………………………………….. 13

Список сокращений…………………………………………………….………...14

Приложения……………………………………………………………….……....15

Введение

Практика – одна из важнейших  составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Я проходил учебно-ознакомительную  практику на базе школы №2 г. Киров.

Цель данной практики - углубить и  закрепить научно-теоретические  знания по выбранной специальности, ознакомиться с системой практической работы психолога.

На период прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:

1. Углубить и закрепить теоретические  знания, полученные при изучении  по данной тематике, научиться применять эти знания на практике.

2. Познакомиться со спецификой работы психолога в образовательных учреждениях разного типа.

3. Определить основные характеристики и качества, необходимые для работы школьного психолога.

4. Сформировать положительное отношение к профессии психолога.

В процессе ознакомительной практики мне необходимо овладеть следующими умениями:

- Умение составлять специфические характеристики, необходимые для работы психолога.

- Проводить анализ документации школьного психолога.

- Анализировать и обобщать передовой психологический опыт и личный практический опыт.

Для выполнения отчета, была изучена  учебно-методическая литература, периодическая  печать, нормативно-правовая база, разливная  документация, применяемая педагогом-психологом школы, диагностический и дидактический материал.  

Практическая значимость: Учебно-ознакомительная  практика поможет начинающему педагогу-психологу  познакомиться с основами работы практического психолога и может  быть применима в дальнейшей практической деятельности молодого специалиста.

Основная часть

1 Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике

Я проходил практику в учебном заведении - средняя школа, находящаяся в  г. Киров. Данное учреждение дает возможность  получать базовое и среднее образование  по индивидуальным и типовым программам. В школе для всестороннего развития учеников по многим дисциплинам проводятся факультативные занятия, работают различные клубы и кружки по интересам. В 2010 - 2011 учебных годах в школе проходило обучение 397 детей. В каждой школе существуют дети, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога, данная школа не исключение, здесь: 3 ученика стоят на внутришкольном учете и 6 учеников под наблюдением органов попечительства и опеки, а также 8 детей - дети из неблагополучных семей, есть ученики из группы риска.

Отделением психолого-педагогической школьной помощи осуществляет диагностика психического развития детей и их отклонений, выявляются причины и трудности в адаптации детей в школе, выявляются отклонения поведения учеников; проводятся консультации относительно выбора типа учебных классов и школы, форм индивидуального воспитания и обучения, отношений детей и родителей в семье, а также различных трудностей в жизни подростков; проводится групповая и индивидуальная психолого-педагогическая коррекция психических процессов и поведения учеников; проводится психотерапевтическая работа на начальных стадиях психических отклонений у подростков и детей, при травме психики ребенка, которые стали жертвами правонарушений и преступлений, природных, социальных или технологических катастроф, а также других травмирующих детскую психику событий, оказывается помощь в ресоциализации и реадаптации подростков.

 

Обязанности педагога-психолога в образовательных  учреждениях

Специалист  такого профиля осуществляет свою деятельность в: домах ребенка, детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, школах, внешкольных учреждениях, детских домах, высших и средних учебных заведениях, професионально-технических учебных заведениях, гимназиях, лицеях, специализированных учреждениях - с малолетними правонарушителями, особо одаренными детьми, детьми с особенностями физического и умственного развития, детских оздоровительных комплексах, диагностико-реабилитационных центрах и иных образовательных учреждениях.

Одной из основных обязанностей педагога-психолога является забота о психическом здоровье ребенка, создание развивающей благоприятной психологически комфортной атмосферы. Также необходимо регулярно проводить обследования подростков для контроля их психологического развития, воспитания и процесса обучения. Определять детей, которые нуждаются в помощи психолога и вести их контроль и учет. Проводить требуемые психолого-педагогические диагностирование детей, давать нужные рекомендации и подготавливать психологические заключения.

Вести просветительскую деятельность среди  детей, преподавателей и родителей. Вести консультационную деятельность, планировать и организовывать профконсультации и профориентационные  исследования. Обеспечивать психопрофилактическую  работу и выявлять детей, которые находятся в зоне психологического риска. Оказывать специализированную помощь семьям для эффективного воспитания детей, решать внутрисемейные конфликты и налаживать благоприятный для ребенка микроклимат. Проводить психокоррекционную деятельность для устранения отклонений в развитии и воспитании детей.

Осуществлять  работу в развитии способностей ребенка, формировать психологическую культуру личности, вести обучение правильному, адекватному взаимоотношению с  окружающими, решать межличностные и деловые конфликты, оказывать необходимую помощь в экстремальных ситуациях. Создавать благоприятный психологический климат в коллективе и учебных группах.

Заниматься  научно-методической работой, формировать  банк данных о достижениях практической и научной деятельности психолога, психологических обследованиях детей, студентов и педагогов, новых методиках диагностики. Разрабатывать и апробировать новые коррекционные и диагностические  программы и методики. Принимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, разработке предложений и решений, обучающих учебников, тестовых методик и программ и т.д. Принимать участие в аттестации педагогических кадров и собеседованиях при приеме на работу, участвовать в конкурсных комиссиях.

Взаимодействовать с региональными  психологическими  службами, центрами диагностики и реабилитации, учреждениями повышения квалификации, переподготовки и подготовки психологов.

 

Принципы  работы психологической службы для  образовательных учреждений.

Для достижения целей, требований и ожиданий практической деятельности школьной психологической службы, для внесения существенного вклада в усовершенствование и поднятие эффективности деятельности педагогической системы, следует основывать работу психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

Для построения и организации школьной психологической службы следует  учитывать основные принципы:

а) принцип целостности рассчитывает, что психологическая службу в школе ориентирована на школу как систему в целом. По отношению к деятельности этой службы подразумевается, что данная служба охватывает своим вниманием около 75% учащихся школы. При такой нацеленности деятельность психологической службы будут заметными и смогут кардинально влиять на жизнедеятельность образовательного учреждения как целого механизма;

б) принцип профессионально-педагогической активности подразумевает активную роль педагога в работе школьной психологической  службы. Индивидуальная психолого-педагогическая работа ведется с учащимися педагогами, а не школьными психологами, при этом педагог пользуется психологическими исследованиями учащихся, предоставленные ему школьным психологом. Этот принцип за основу берет охват психологической службой максимального числа учащихся школы, а также предоставляет педагогов не как узкопрофильного учителя-предметника, а как профессионального работника в области развития и воспитания личности учащихся школы;

в) принцип взаимосодействия подразумевает  слаженную деятельность школьной администрации, учителей и психолога как единого  целого, как элементов подсистемы «психологическая служба», а не простого взаимодействия. Такое взаимосодействие направлено на достижение общих педагогических целей, всей педагогической системы целиком и фокусировку полезного результата деятельности подсистемы школьной психологической службы;

г) принцип достаточной ограниченности относится к выбору психодиагностических методик и создания целостной, инвариантной  системы методик и методов изучения личностей учеников. Методики, которые будут выбраны должны быть максимально экономичными и будут позволять выполнить экспресс-диагностику, что позволит сделать психологическую службу школы полезной для большинства педагогов и применима во всех учебных классах. Выбранная система методик должна быть максимально полной, для осуществления психодиагностических исследований основных подструктур личности детей: личностные свойства, процессы, мотивация, эмоциональная сфера.

2 Рабочее место психолога школьного учреждения и его оценка

Пространство кабинета школьного психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.

На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного  кабинета школьного психолога. Кроме того, в литературе можно встретить отдельные рекомендации по светоцветовому оформлению кабинета, использованию в нем музыкальных средств или дополнительных средств дизайна интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных условий работы психолога в образовательных учреждениях.

Кабинет психолога представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Адекватность и полноценность  функционирования кабинета школьного психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

Основной задачей кабинета является обеспечение психологических условий  для оптимального психического развития учащихся, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях школьного учреждения.

Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается в:

- поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;

- разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;

- выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки школьников.

Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность создания его на базе школьного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данной школы, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.

Кабинет психолога расположен на втором этаже школы. Ввиду того, что кабинет психолога небольших размеров и делится на двоих с музыкальным руководителем он имеет только рабочую зону.

Помещение кабинета имеет окраску светлых тонов и оборудован следующим образом:

Рабочий стол психолога – 1 шт.

Стул – 2 шт.

Шкафы – 3 шт.

Дополнительные средства дизайна  – живые цветы и искусственный  цветок, зеркало и кружевная занавеска.

На столе, расположенном возле  окна, находятся канцелярские принадлежности, план и папки с диагностическими материалами на текущий день.

В шкафах храниться вся документация психолога, учебно-методические материалы, дидактический материал и наглядные  пособия.

В дальнейшем материальное обеспечение рабочего места психолога необходимо расширять техническими средствами специального назначения, а также комплексом психодиагностических средств.

Важным компонентом профессиональной дельности психолога в образовательном  учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.

Заключение

Начинающего педагога к мастерству  приводит  совершенствование педагогической  техники, выработанные навыки. Это значит, – совершенствование умения понимать воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической  психологии;  речевых умений: знать особенности языка,  знать,  как воспринимается  твоя  речь,  как она развивается; умение выразить свое отношение к поступку,  к человеку,  свое эмоциональное отношение; и в то же  время  овладение  навыками  самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.

Все эти качества помогает развить  именно практика, она является непременным  условием формирования грамотного специалиста. Мало иметь только теоретические  знания, нужно уметь их получать (нужные именно для твоей профессии) и применять.

Информация о работе Отчет по практике на базе школы №2 г. Киров