Отчет по практике на базе ООО Стоматологическая клиника «Спектр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:05, отчет по практике

Описание работы

Цель работы – сбор, изучение и обработка эмпирического материала для дальнейшего написания выпускной квалификационной работы. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы изучения влияния уровня тревожности на склонность руководителя к риску;
определить психологические особенности влияния уровня тревожности на склонность руководителя к риску;

Файлы: 1 файл

Введение (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Но при этом некоторые испытуемые со средним уровнем тревожности демонстрировали высокий уровень склонности к риску (№6 и № 10). Возможно, такой результат связан с гендерными различиями испытуемых – эти руководители были женщинами. Также этот результат мог быть получен в результате повышенной тревожности в условиях тестирования.

Для уточнения полученных данных и с целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена методика «Локус контроля» Дж. Б. Роттера. Эта методика позволяет определить уровень субъективного контроля личности. Результаты приведены в таблице № 4 (Приложение 4).

Результаты, полученные при проведении данной методики, позволили определить, что большинство испытуемых (67 %) имеют интернальный локус контроля, то есть для них характерен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Эта группа руководителей считает, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. 33 % руководителей из 15 имеют высокий показатель по шкале «Экстернальность», то есть для них характерен низкий уровень субъективного контроля. Такие руководители не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

При этом у всех испытуемых, имеющих высокую степень готовности к риску, наблюдается низкий уровень субъективного контроля и высокий уровень тревожности.

Таким образом, проведенный количественный и качественный анализ особенностей влияния уровня тревожности на склонность руководителя к риску позволил нам сделать следующие выводы:

1. У большинства испытуемых  умеренный уровень тревожности (47 %). Эти руководители демонстрируют  оптимальный индивидуальный уровень  «полезной тревоги», так как определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной личности. 20 % руководителей из 15 испытуемых продемонстрировали низкий уровень тревожности, что говорит об уверенности в себе, в своих силах и методах принятия управленческих решений. И у 33 % руководителей был выявлен высокий уровень тревожности, как реактивной, так и личностной. Личностная тревожность данной группы руководителей характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

2. К риску склонны 47 % руководителей из 15 испытуемых. 33 % руководителей демонстрирую средний уровень склонности к риску, то есть адекватно оценивают создавшуюся ситуацию и действуют по обстоятельствам, не рискуя без необходимости. И у 20 % испытуемых был выявлен низкий уровень готовности к риску, что говорит о том, что эти руководители слишком осторожны, и даже в тех ситуациях принятия решения, где риск является минимальным, они действуют нерешительно.

3. Большинство испытуемых (67 %) имеют интернальный локус контроля, то есть для них характерен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. 33 % руководителей из 15 имеют высокий показатель по шкале «Экстернальность», то есть для них характерен низкий уровень субъективного контроля.

4. У всех испытуемых, имеющих  высокую степень готовности к  риску, наблюдается низкий уровень  субъективного контроля и высокий  уровень тревожности.

 

 

Заключение

 

Целью нашего исследования было изучение влияния уровня тревожности на склонность руководителя к риску.

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

В качестве гипотезы в нашем исследовании выступило предположение о том, что личностные особенности руководителя, такие, как тревожность и локус контроля, будут оказывать влияние на склонность руководителя к риску. В исследовании принимали участие руководящий состав ООО Стоматологическая клиника «Спектр» в г. Белгороде. Всего в исследовании приняли участие 15 руководителей различных звеньев и рангов, как мужчин, так и женщин. Проведенный количественный и качественный анализ особенностей влияния уровня тревожности на склонность руководителя к риску позволил нам сделать следующие выводы. У большинства испытуемых умеренный уровень тревожности (47 %). Эти руководители демонстрируют оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги», так как определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной личности. 20 % руководителей из 15 испытуемых продемонстрировали низкий уровень тревожности, что говорит об уверенности в себе, в своих силах и методах принятия управленческих решений. И у 33 % руководителей был выявлен высокий уровень тревожности, как реактивной, так и личностной. Личностная тревожность данной группы руководителей характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

К риску склонны 47 % руководителей из 15 испытуемых. 33 % руководителей демонстрирую средний уровень склонности к риску, то есть адекватно оценивают создавшуюся ситуацию и действуют по обстоятельствам, не рискуя без необходимости. И у 20 % испытуемых был выявлен низкий уровень готовности к риску, что говорит о том, что эти руководители слишком осторожны, и даже в тех ситуациях принятия решения, где риск является минимальным, они действуют нерешительно. Большинство испытуемых (67 %) имеют интернальный локус контроля, то есть для них характерен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. 33 % руководителей из 15 имеют высокий показатель по шкале «Экстернальность», то есть для них характерен низкий уровень субъективного контроля. У всех испытуемых, имеющих высокую степень готовности к риску, наблюдается низкий уровень субъективного контроля и высокий уровень тревожности.

 

Список использованных источников

 

  1. Анцыферова, Л. А. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу / Л. А. Анцыферова // Вопросы психологии. - 1973. – № 4. – С. 173 – 180.
  2. Барышникова, И. В. Интегративный подход к исследованию Я-концепции личности в отечественной психологии : автореф. дис. … канд. психол. наук / И. В. Барышникова. – М., 1999. – 26 с.
  3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 165 с.
  4. Бодалев, А. А. О психологическом понимании «Я» человека / А. А. Бодалев // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 12–17.
  5. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова и др. – М., 1991. – С. 3–26.
  6. Брушлинский, А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. – 1996. – № 6. – С. 30-41.
  7. Варламова, Е. П. Жизненный путь как творческий акт / Е. П. Варламова, Ю. Н. Михайлова // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1999. – Вып. 3. – С. 45–61.
  8. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. – М. : Изд-во РАГС, 2001. – Кн. 5. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста.
  9. Ермолаева, Е. И. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е. И. Ермолаева // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19, № 4. – С. 80-87.
  10. Забродин, Ю. М. Профессиональное становление : от профобразования к профессиональной карьере / Ю. М. Забродин. – Омск, 1993.
  11. Иващенко, А. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии / А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова // Мир психологии. – № 2. – 2002. – С. 17-29.
  12. Климов, Е. А. Психология профессионала. / Е. А. Климов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
  13. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е. Ю. Коржова. – СПб. : Изд-во РГПУ : Союз, 2002. – 334 с. – (Практ. психология).
  14. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1999. – 486 с. – (Фундамент. психология).
  15. Лисовская, Е. Б. Самоактуализирующаяся личность / Е. Б. Лисовская // Научно-техническая революция и социальная психология: Материалы межгородской практической конференции. – М. : Наука, 1981. – С. 35 – 39.
  16. Ломов, Б. Ф. О комплексном изучении человека / Б. Ф. Ломов // Познание человека. – М. : 1988. – 326 с.
  17. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999. – 425 с.
  18. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу. // Психология личности. Тексты. – М. : Смысл, 1998. – 349 с.
  19. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  20. Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод. пособие / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Л. М. Митина и др.] ; под ред. Л. М. Митиной/ Л. М. Митина. – М. : МПСИ : Флинта, 1998. – 179 с.
  21. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности / В. С. Мухина. – М., 1985 – 156 с.
  22. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности : формы, механизмы и стратегия / А. А. Налчаджян. – Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1988. – 263 с.
  23. Общая психодиагностика : основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования : учеб. пособие / под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 303 с. : ил.
  24. Пеньков, В. Е. Профессионально-личностная устойчивость будущего учителя / В. Е. Пеньков. – Белгород : Изд-во БелГУ, 1998. – с. 116 с.
  25. Пряжников, Н. С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников; Рос. акад. образования. Моск. психолого-социал. ин-т . – М. : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 392 с.
  26. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. – М. : Ин-т практ. Психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 256с. – (Б-ка школьного психолога).
  27. Психология самосознания / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : БАХРАХ-М , 2000. – 672 с. – (Хрестоматия по социальной психологии личности).
  28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1999. – 712 с. : ил.
  29. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – М. : Наука, 1997. – 191 с. – (Памятники психологической мысли).
  30. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  31. Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. – Т. 9 – №5. – 1998. – С. 120–128.

 

 

Приложение 1

 

Методика «Готовность к риску» (опросник RSK Г. Шуберта).

 

Данный тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла - полностью согласен, уверенное «ДА»;

1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

0 баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

-1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»

-2 балла - уверенное «НЕТ».

Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Результаты теста:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от - 10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования на основе данного теста дают следующие результаты:

  • с возрастом готовность к риску падает;
  • у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
  • у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
  • у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
  • с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
  • в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

 

Приложение 2

 

Методика диагностики общего уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина.

 

Методика диагностики общего уровня тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (высказывания 1 – 20) и личностную (высказывания 21 – 40) тревожность. Показатели общей тревожности подсчитываются по формулам:

РТ = ∑1 + ∑2 + 35, где ∑1 – сумма цифр по вопросам № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ∑2 – сумма цифр по вопросам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20.

ЛТ = ∑1 + ∑2 + 35, где ∑1 – сумма цифр по вопросам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат оценивается так: до 30 – низкая тревожность, 31 – 45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

 

Приложение 3

 

Методика «Локус контроля»

 

Инструкция испытуемому. Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. Обведите кружком одну из букв — «а» или «б».

Обработка результатов осуществляется по ключу в соответствии с двумя основными измерениями локуса контроля личности:

№ 1. Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29a.

№ 2. Интернальнсть: 2б, За, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10a, 11a, 12a, 13a, 15a, l6б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22a, 23б, 25б, 26a, 28a, 29б. (Ru = Re x 60/23 + 20)

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Информация о работе Отчет по практике на базе ООО Стоматологическая клиника «Спектр»