Отчет по практике в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:16, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: проведение методик и игр с учениками школы.
Задачи практики:
- знакомство со спецификой работы школьного психолога;
- изучение методики преподавания психологии в школе;
- формирование умения общения с учащимися, педагогами и родителями;
- проведение анкетирования, психологических тренингов;
- планирование занятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методы и методика преподавания психологии…………………………5
1.1 Задачи преподавания психологии в школе…………………………….5
1.2 Педагогические технологии и их роль в преподавании психологии…8
2. Общение в процессе преподавания психологии ……………………….11
2.1 Игра как форма профессионального обучения психологии…………11
2.2 Исследование адаптации учеников 5 класса к обучению………….....12
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованных источников………………………………………..16
Приложения

Файлы: 1 файл

tiukhova_otchet_po_praktike.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Методы и методика преподавания психологии…………………………5

1.1 Задачи преподавания психологии  в школе…………………………….5

1.2 Педагогические технологии и  их роль в преподавании психологии…8

2. Общение в процессе преподавания психологии ……………………….11

2.1 Игра как форма профессионального  обучения психологии…………11

2.2 Исследование адаптации учеников 5 класса к обучению………….....12

Заключение……………………………………………………………………15

Список использованных источников………………………………………..16

Приложения…………………………………………………………………..17

Введение

 

Я, ………………..филиала НАЧОУ ВПО Современной Гуманитарной Академии, проходила педагогическую практику в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12", по адресу г. Вологда, ул. Северная, д. 6А.                                  

Школа открыла свои двери в октябре 1978г. В ней обучаются 1057 учащихся, 35 классов.

Преподавательский состав - 63 человека. Руководит школой с 2009 года директор Житкова Ольга Сергеевна.

В школе работает сплоченный, творческий, профессиональный коллектив.

Обязанности педагога-психолога в школе исполняет Носова Наталья Владимировна, учитель имеющий 2 квалификационную категорию.

Продолжительность практики: 5 недель, 220 часов.

Срок прохождения практики: с 20.10.2014 по 23.11.2014.

Школа является социальным институтом, поэтому для начинающего психолога школа - хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, опыт решения всевозможных психологических задач. Именно поэтому выбранная мною тема - «Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин».

Цель практики: проведение методик и игр с учениками школы.

Задачи практики:

- знакомство со спецификой работы  школьного психолога;

- изучение методики преподавания  психологии в школе;

- формирование умения общения  с учащимися, педагогами и родителями;

- проведение анкетирования, психологических  тренингов;

- планирование занятий;

За время прохождения практики мною было выполнены следующие виды работ:

1. Я ознакомилась с основными  видами занятий психолога в  МОУ СОШ №12;

2. Присутствовала на учебных занятиях по истории и литературе;

3. Участвовала в проведении психологического  исследования на адаптацию к средней школе с учениками 5Д класса.

Основная часть

1 Методы и методика преподавания психологии.

 

1.1 Задачи преподавания психологии в школе

В настоящее время урок психологии не входит в число обязательных дисциплин общего образования. Психология преподается пока как дополнительный, экспериментальный предмет. Преподавание психологии ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и дидактические требования к данному предмету со стороны Комитета образования, не решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.

Развитие психологической службы системы образования закономерно повлекло за собой непосредственное включение психолога в учебный процесс. На сегодняшний день проведение уроков психологии является важным аспектом работы школьного психолога. Однако сама эта работа протекает по преимуществу стихийно в силу отсутствия единства позиций, точек зрения на цели, задачи и средства преподавания психологии в школе. Между тем введение в школьную программу нового учебного предмета "Психология " требует обязательного, специально разработанного научно-методического обеспечения. Подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические знания в области психологии.

К основным задачам преподавания психологии в школе относятся:

     - развитие эмоционального интеллекта  учащихся;

    -  обретение психологической  направленности ума. А именно: замечать  то, что раньше не замечали, размышлять  о том, о чем пока мало думали  или не имели возможности думать из-за недостатка специальных средств (слов, терминов);

    - приобщение подрастающего поколения  к культуре, пробуждение в нем  тяги к добру и потребности  в самосовершенствовании, в овладении  средствами для формирования  собственной личности;

    -  формирование гуманистического  мировоззрения и психологической  культуры учащихся;

- способствовать раскрытию и развитию  способностей, овладению навыков  самоанализа, пониманию чувств и  мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному  и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты; подвести учащихся к осознанию неоднозначности теорий, объясняющих многие сложные явления, возможности сосуществования противоречивых, на первый взгляд взаимоисключающих, точек зрения на различные аспекты многомерной реальности;

             -  обеспечить формирование психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития;

    -  научить учеников ставить  задачи саморазвития и искать средства их решения

Исходя из сказанного, возникает вопрос: а нужно ли ребенку 10–12 лет рефлексивное, системное знание?  Безусловно, нужно, но только тогда, когда оно необходимо ребенку для решения его собственных проблем. Следовательно, психологией можно заниматься только с теми, у кого к началу занятий уже сформировался собственный запрос на такое знание.

Работа школьного психолога в школе № 12 подразделяется на работу с учащимися, педагогами и родителями. Работа  с учащимися включает различного рода факультативы, лекции, конкурсы, стенную печать и др.

Для работы с учителями и родителями одной из форм выбран психологический лекторий. Психологический лекторий, эта форма психологического просвещения весьма продуктивна для учительской аудитории, поскольку в силу большой загруженности учителя не могут выделить достаточного времени для чтения и глубокого анализа новой психологической литературы.

Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

Методика преподавания решает следующие задачи:

Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.

Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии.

Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.

Методы проблемного обучения - акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп, активных методов обучения, предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Словесные методы обучения психологии - источником знаний и умений является устное или печатное слово.

Наглядные методы обучения психологии - источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Практические методы обучения психологии - источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися.

Методы закрепления изученного материала - закрепление изученного материала.

1.2  Педагогические технологии и их роль в преподавании психологии

Педагогическая технология - это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений путём раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования.

Понятие педагогической технологии может быть представлено тремя аспектами:

Научно - технологическим: здесь педагогические технологии - часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание, методы обучения и воспитания, проектирует педагогический процессы;

процессуально - технологическим: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания методов и средств для достижения планируемых результатов воспитания, обучения и развития;

процессуально - действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Структура педагогической технологии определяется: концептуальной основой; содержанием обучения; процессуальной частью - технологическим процессом.

Критериями технологичности педагогическая технология выступают: концептуальность, системность, управляемость,  корректируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость, визуализация.

Монотехнологий , которые использовали бы только какой-либо единственный фактор, метод, принцип нет. Педагогическая технология всегда комплексна. Своим акцептом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии

Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления.

Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения.

Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп, активных методов обучения, предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Использование разнообразных средств обучения в преподавании психологии

Основные средства обучения:

Учебник и учебное пособие.

Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются учебник, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.

Технические средства обучения - это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную.

По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы:

1) информационные

2) контролирующие.

 

 

2 Общение в процессе преподавания психологии

 

2.1 Игра как форма профессионального  обучения психологии

Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.

В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения, особенно профессионального.

Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким.

Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего, эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности  –  учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает не только умения применять знания, но и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе этой профессии. Традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы.

Цель – усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач:

1) иллюстрация профессиональной ситуации;

2) понимание сущности ее (причин  проблемы, мотивации поведения участников  и др.);

3) формирование навыка принятия  решений.

Теоретические положения полезно отделять от иллюстрирующих примеров пространственно.

2.2 Исследование адаптации учеников 5 класса к обучению в средней  школе

В момент прохождения практики в параллели 5-х классов проводилось психологическое исследование, которое позволило узнать об особенностях протекания процесса адаптации

детей к средней школе, о степени и особенностях приспособления детей к новой социальной ситуации.

Оно включало в себя различные методики для выявления группы риска:

- Цветовой тест (тест Люшера);

- Диагностика тревожности (тест Филлипса);

- Социометрия;

Информация о работе Отчет по практике в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12"