Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:26, отчет по практике
Задания: Задание 1: «Изучение преобладающей стратегии поведения ученика в конфликтной ситуации»
Задание 2: «Психологический анализ урока. Анализ словесных воздействий учителя»
Отчет по психологии
ФИО студента: Лошманова Анна Игоревна
Факультет: Исторический
Курс: 3
Группа: И-32
Место прохождения практики: МБОУ СОШ №8 г. Калуги;
Задания: Задание 1: «Изучение преобладающей стратегии поведения ученика в конфликтной ситуации»
Задание 2: «Психологический анализ урока. Анализ словесных воздействий учителя»
В классе 16 человек и еще двое на надомном обучении. Из них десять- девочки. Самым старшим ученикам 13 лет, самым младшим-11. В классе есть новенькая девочка- Настя. Подавляющая часть детей в классе воспитываются в полных семьях.
Неполные семьи |
Кол-во 4 |
Многодетные семьи |
2 (Раджабова,Цатурян) |
Малообеспеченные |
2 (Картанова,Тихомирова) |
Задание 1в «Изучение преобладающей стратегии поведения ученика в конфликтной ситуации.
Для своего исследования я выбрала двух учеников Тихомирову Алину и Щевьева Даниила. Оба ученика учатся в пятом классе, школы №8 города Калуга.
Гипотетический этап
Дневник наблюдений .
Первый ученик- Тихомирова Алина.
место наблюдения |
Наблюдаемые факты |
Стратегия поведения в конфликтной ситуации |
Перемена |
Предложила свою миниатюра на 23 февраля, миниатюры других учеников отвергала. Активно высказывала свою позицию и настаивала на своем предложении |
Соперничество |
Перемена |
Кл. руководитель: Алина, будешь выступать вместе с Настей. Алина: Почему я должна с ней выступать. Пусть другой с ней выступает! |
Соперничество |
На уроке литературы |
Учитель: Алина не разговаривай с Вероникой. Алина: Это не я. Я не разговариваю. |
Соперничество |
Перемена |
Наира : Алина давай вместе подготовим домашнюю работу на завтра. Ты подготовишь доклад по истории, а я по биологии Алина: Хорошо. Договорились |
Компромисс |
Урок математики |
Вероника: Алина дай списать четвертый пример Алина: нет. Не дам. Решай сама |
Соперничество |
Урок русского языка |
Учитель : Алина покажи мне тетрадь с домашней работой. Алина: я ее не сделала. Учитель: За домашнею работу я ставлю тебе двойку. Алина: почему сразу двойку? Другим не ставите! |
Соперничество |
Перемена |
Умужат, бегая, сильно толкнула Алину. Алина промолчала и продолжила читать учебник. |
Избегание |
Урок природоведения |
Алина: Вероника, верни мне мою ручку, которую я тебе давала неделю назад. Вероника : не могу, я ее потеряла, но могу дать в замен другую Алина: жалко, ну ладно ни чего не поделаешь. Давай другую ручку. |
Компромисс |
Урок литературы |
Учитель: Алина, сходи за классным журналом. Алина: Сейчас принесу |
Уступка |
Перемена |
Вероника уронила тетрадку Алины, Алина молча, подняла тетрадь. |
Избегание |
Алина Т. за период наблюдения стала участником 10 конфликтных ситуаций. Причем в пяти из них была зафиксирована стратегия соперничества, один раз она уступила, два раза в конфликтной ситуации проявила стратегию избегания, также два раза стратегию компромисса. Стратегия сотрудничества у Алины Т. за время моего наблюдения не была замечена.
Графическая выраженность
стратегий поведения в
Гипотеза: Алина Т. в конфликтных ситуациях будет преимущественно демонстрировать стратегию соперничества, в меньшой степени ей будут присущи стратегии избегания и компромисс.
Щевьев Даниил.
Время и место наблюдения |
Наблюдаемые факты |
Стратегия поведения в конфликтной ситуации |
Урок математики |
Учитель: Даня, сотри пожалуйста с доски Даниил(лениво): хорошо, сейчас сотру. |
Уступка |
Перемена |
Марк поставил подножку Даниилу, тот практически упал, но в ответ ничего не сделал |
Избегание |
Перемена |
Кл. руководитель: Даниил, на концерте к 8 марта выучишь поздравления и будешь выступать вместе с Настей. Даниил( недовольно): ну ладно. |
Уступка |
На уроке математики |
Сосед по парте не принес на урок математики линейку и карандаш. Попросил это у Даниила. Даниил согласился и дал ему принадлежности |
Уступка |
Перемена |
Марк : Данька, ты знаешь как решать четвертый пример? Даниил: знаю Марк: Дай списать?! Даниил: нет, сам думай! |
Соперничество |
Урок литературы |
Учитель: Щевьев, отсядь от Саидова на другую парту! Даниил: Хорошо, сейчас пересяду |
Уступка |
Перемена |
Марк столкнул учебник Даниила, Даниил, молча, поднял учебник. |
Избегание |
Перемена |
Тимур: Даня, давай ты поможешь мне подежурить сегодня, а я тебе помогу подежурить завтра. Даниил: хорошо. Договорились. |
Сотрудничество |
Урок математики |
Учитель: Даниил. Быстро пересядь на свое место. И больше не пересаживайся! Даниил: Хорошо сейчас пересяду |
уступка |
Урок истории |
Учитель: Даниил ,перестань уже болтать. Даниил: Я вообще молчу. Это все он! |
Соперничество |
Даниил Щ. за период наблюдения стал участником 10 конфликтных ситуаций. Причем в пяти из которых он уступил, два раза в конфликтной ситуации проявила стратегию избегания, два раза стратегию соперничества и один раз стратегию сотрудничества. Стратегия компромисса у Даниила Щ. за время моего наблюдения не была замечена.
Графическая выраженность
стратегий поведения в
Гипотеза: Даниил Щевьев в конфликтных ситуациях будет преимущественно демонстрировать стратегию уступку, в меньшой степени стратегию соперничества, избегания и сотрудничества.
Диагностический этап.
В качестве специальной
исследовательской процедуры
Обработка результатов
Подсчитать количество сырых баллов по каждой стратегии (за каждое совпадение ответа с ключом присваивается 1 балл). Затем перевести сырые баллы в накопленные частоты. Для этого полученные по каждой стратегии баллы нужно умножить на 5.
Алина Т.
Стратегия |
Сырой балл |
Накопленные частоты, в % |
Соперничество |
8 |
40% |
Уступка |
4 |
20% |
Избегание |
1 |
5% |
Компромисс |
4 |
20% |
Сотрудничество |
3 |
15% |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что преобладающей стратегией поведения Алины Т. в конфликтной ситуации будет стратегия соперничества, в меньшей степени избегание и компромисс и сотрудничество . Это совпадает с поставленной гипотезой.
Даниил Щ.
Стратегия |
Сырой балл |
Накопленные частоты, в % |
Соперничество |
3 |
15% |
Уступка |
10 |
50% |
Избегание |
3 |
15% |
Компромисс |
2 |
10% |
Сотрудничество |
2 |
10% |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что преобладающей стратегией поведения Даниил Щ. в конфликтной ситуации будет стратегия уступки, в меньшей степени соперничество, избегание и сотрудничество. Это совпадает с поставленной гипотезой.
Конструктивный этап.
Алина Т. в большинстве случаев конфликтной ситуации использует стратегию поведения – соперничество. Это на мой взгляд обосновано тем, что она занимается спортом. А в спорте характерно соперничество: сильней, быстрей, выше. Возможно это и влияет на поведение в конфликтной ситуации, она не хочет уступать. Т. е. ее главная цель настоять на своем мнении, мнение других она учитывать не хочет, что является огромным минусом для нее, потому что расхождение мнений иногда может привести к нехорошим последствиям: конфликтами с одноклассниками и учителями. Задачей классного руководителя является объяснить Алине, что существуют другие стратегии поведения в конфликтной ситуации например сотрудничество, компромисс, уступки и что всегда нужно прислушиваться к мнению других, ведь один человек не всегда может все учесть.
Даниил Щ. В большинстве конфликтных ситуаций применяет стратегию уступки, т.е. в большинстве случаев он жертвует своим мнением, в дальнейшем это может отразиться на его жизни, учебе в университете и работе. Хоть Даниил и занимается спортом, соперничество, которое обычно присуще большинству людей, которые связаны со спортом, не наблюдалось. Он в редких случаях применяет стратегию соперничества. На мой взгляд он просто не уверен в себе, и его одноклассники это прочувствовали и в большинстве случаев пользуются этим. Классному руководителю стоит обратить на это на это особое внимание. Рассказать ему о других стратегиях. Также можно обратится к школьному психологу, который поможет Даниилу, разобраться в себе.
Я выбрала это задание, потому что оно на мой взгляд имеет большое значение для работы в школе. И при выполнении его можно максимально точно построить гипотезу и увидеть стратегию учеников в конфликтной ситуации, что на много облегчает гипотетический этап работы. Было очень интересно сравнить мои предположения с проведенном тестом.
В целом затруднения работа не вызвала, единственный этап, который вызвал у меня затруднения это конструктивный этап. Так как на этом этапе нужно была давать рекомендации для педагога по осуществлению педагогического сотрудничества в конфликтных ситуациях. На мой взгляд студент III курса не может дать точных и правильных рекомендации. Лишь предложить некоторые варианты решения проблемы.
Благодаря этой работе я научилась более точно определять стратегию поведения учеников в конфликтной ситуации. Что в дальнейшем позволит мне выбирать более благоприятную стратегию в конфликтной ситуации, как для работы в школе так и в жизни.
Единственный минус этого задания, то что наблюдения ограничиваются школой, что на мой взгляд очень мало для выполнения этого задания, так как люди в другой обстановке могут вести себя по другому. Т.е поведение каждого зависит от ситуации и окружающей обстановке.
В целом это задание очень важно. Так как каждый должен с умом подходить к конфликтной ситуации.
Задание 2: «Психологический анализ урока. Анализ словесных воздействий учителя»
МОУ СОШ «школа № 8» г. Калуги.
1) Учитель: Капустина Вера Борисовна
2) Класс: 5 «А»
3) Учебный предмет: история
4) Тема: «В афинских школах и гимнасиях»
Поведение, действия |
Позиции анализа | ||||||||
Учитель |
учащийся |
АМ |
ПЧ |
ВУ |
ОМ |
УР |
ВН |
ДВ |
КВ |
Вошл в класс. «Здравствуйте, ребята. Садитесь». Проходит к учительскому столу и берёт в руки классный журнал. «Кого нет сегодня?» |
Ребята присаживаются на свои места. Ребята говорят фамилии тех, кто отсутствует. «Нет Левена и Веселковой». |
|
+ |
||||||
«Мне очень понравилось то, как вы написали самостоятельную работу. Я выставлю за эту работу оценки в журнал. Те, кто получил тройки, не расстраивайтесь. Вы можете их исправить, работая на уроке. За активность и правильные ответы, я буду ставить хорошие оценки» |
Внимательно слушают. |
+ |
+ |
||||||
«Тема нашего сегодняшнего урока: «В афинских школах и гимнасиях. Записываем». Тема записана на доске |
Ребята записывают тему в своих тетрадях. |
+ |
|||||||
Ребята! Откройте, пожалуйста,
1-й форзац учебника. Вы уже знаете,
где находится Древняя Греция,
найдем ее на карте. Она расположена
на юге Балканского полуострова. Совершенно верно, Данил. Молодец. Демократия в Греции
создала условия, способствующие расцвету
и развитию культуры. Главная задача
греческой культуры – воспитать всесторонне развитого
человека. Молодец, Данил, я рада, что ты это понимаешь. Детей из зажиточных семей совсем не приучали к работе. Ведь у родителей были рабы, которые должны были услуживать во всем и взрослым, и детям, и малыш с раннего возраста привыкал смотреть с презрением на труд, считая, что неприлично работать ему, сыну свободного гражданина. С детства внушали ему, что трудиться должен раб, а его задача - развивать свой ум и укреплять тело, чтобы быть достойным членом Народного собрания, государственным деятелем, храбрым воином, полководцем. Вы знаете, чем занимались рабы-педагоги? А чему ? «Это не так. Если ни у кого больше нет по этому поводу соображений, открываем страницу 173 учебника. Прочитайте и выпишите определение термина «педагог» и его функции. На это у вас есть 7 минут. |
Ученики задумались. Затем, один из них ответил: «в Южной Греции»
Затем снова внимательно слушают. И опять этот же ученик поднимает руку и отвечает: Это личность развитая умственно, морально и физически)
Один из учеников отвечает:Учили? Он же:математике,русскому.
Открывают учебники. Сосредоточенно читают параграф и выписывают требуемое в тетрадь.
|
+ |
+ |
+ |
|||||
«Итак, ваше время закончилось. Давайте посмотрим, что у вас вышло. Желающие ответить есть? А потом все вместе будем дополнять, если необходимо». «Давай ты нам скажешь, Марк».
Очень хорошо, молодец. Но, ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает. Тимур, чего не хватает?
Молодец! Совершенно верно. «Итак, у всех вас в тетрадях должно быть это записано». |
Почти полкласса учеников подняли руки.
Марк называет то, что он выписал: 1) педагог- в
переводе с греч.-« 2)педагог ежедневно водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты .
Ученик поднимает руку. «Не хватает пункта про то, что дома он обучал ребенка хорошим манерам. |
+ |
+
+ |
+
+ |
|
||||
Школа. Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки. В школах учили писать, читать и считать. Дети овладевали игрой на флейте, искусством хорового пения. Настя, подумай для чего нужна была музыка? «Молодец,Насть, правильно. Во всех древних государствах нужны были грамотные люди. Но потребность в них была особенно велика в городах-государствах Греции, например в Афинах. Подумайте, чем это объясняется..
Правильно.
|
Трое учеников поднимают руки.
Настя: Воодушевлять при битвах
Несколько учеников поднимают руку. Отвечает Умужат: 1) при демократии большинство
граждан занимали различные Один из учеников стал активно отвлекать своего соседа по парте от урока. |
+
+ |
+ |
|
|||||
«Марк, скоро конец четверти. И не в твоих интересах получать плохие оценки. Их у тебя итак достаточно много». |
Ученик перестал баловаться и стал слушать объяснение учителя. |
+ |
|||||||
Выдерживает короткую паузу и продолжает объяснять. Школу, которую посещали мальчики, держал учитель, которому родители платили за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали всякого, кто работал за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение девяти лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам приходилось усваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенимали их ремесло. Письменно Сравните положение учителей тогда и сейчас.Кто сегодня может стать педагогом? Палестра. Перед вами рисунок «В
палестре».(стр.174) |
Внимательно слушают.
Записывают сравнение
Открывают указанную страницу и рассматривают рисунок |
|
+
+ |
+ |
|||||
( прошла минута) Устраивает фронтальный опрос.
Софья, давай ты.
«Молодец. Отлично!». Все согласны с этим? Теперь по такому же принципу вы письменно опишите о рисунок со страницы 175. Учитель тем временем выставлял ученикам оценки в журнал за домашнюю работу. (спустя 5 мин.) Заканчиваем. Посмотрим, что у вас получилось. Настя, произнеси нам чётко кто это и что он выражает.
Хорошо, Настя! Умница.
Теперь послушаем, что вы узнали о палестре. Наира, расскажи нам. А все остальные слушают и дополняют. Да, правильно. Прервись на минутку.
«Ребят, а вы знаете, что обозначает термин «палестра»? Очень жаль. От слова «Пале»-борьба. Обратите внимание,что именно борьбой и занимались старшие дети. В хорошую погоду-под открытым небом,а в ненастье-под крышей.
И, Наира, скажи, для чего в палестрах стояли статуи атлетов? |
Ученики поднимают руки.
На рисунке изображен учитель и ученики 1).двое мальчиков тренируются в борьбе. 2) Учитель с палкой в руке готов ударить любого, нарушившего правила
Смотрят изображение и выписывают.
Ребята поднимают руки. Девочка отвечает: 1)изображена статуя мужчины 2) это копьеносец. Скульптор показывает,каким должен быть каждый юноша:физически сильнымготовым к подвигу.
С 12 лет мальчики начинали посещать еще одну школу,где занимались борьбой,бегом,метанием копья.
Нет!
Ученики молчат, внимательно слушают.
Девочка отвечает: Для того,чтобы ученики видели к чему им надо стремиться. Еще эти скульптуры показывали,чем именно там занимаются. |
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+ |
+
+ +
+
+
+ |
+ |
|||
Гимнасии В гимнасиях перед известными слушателями выступали известные ученые.. Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии. Сейчас мы с вами начертим и заполним таблицу в которой напишем различных ученых и их взгляды. Я на доске, а вы в тетрадях, которую будем заполнять вместе с вами. Чертит на доске форму таблицы. Слушает ответы учеников по заполнению таблицы. Если что-то не получается, задаёт наводящие вопросы. «Ребята, вы все молодцы. Со всеми заданиями справились очень хорошо, правда, кое-что из предыдущего материала уже успели забыть. Но, я уверена, вы восполните эти пробелы». «Запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 39 и вопросы после него. +Греческий ученый Протагор утвержлал,что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают ее посещать. Предположите,почему ученики из бедных семей не могли учиться долго.Я хочу услышать ваше мнение на этот счёт «Тем, кто сегодня активно работал на уроке, я поставлю пятёрки в журнал. Так держать! Ещё раз всем спасибо за работу». |
Ученики перечерчивают её себе в тетрадь.
Все заняты работой.
Ребята записывают задания в дневники. |
+
|
+
+ |
+ |
+
+ |
||||
Количество аспектов анализа |
8 |
1 |
10 |
3 |
14 |
1 |
3 |
0 |