Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:26, отчет по практике
Задания: Задание 1: «Изучение преобладающей стратегии поведения ученика в конфликтной ситуации»
Задание 2: «Психологический анализ урока. Анализ словесных воздействий учителя»
Данное соотношение графически для наглядности.
На представленной диаграмме чётко видно, что для данного урока большую долю в содержании педагогического общения составляют указания и распоряжения (УР) - 35%. Из записей можно заключить, что они использовались для объяснения нового материала. С помощью данных средств учительница удерживала внимание учеников на изучаемом материале и побуждала их к активной деятельности. Не допуская того, чтобы ученики скучали и зевали на уроке, она внесла в объяснение нового материала элемент самостоятельной работы.
Также видим большой по объёму сегмент выражения удовлетворённости (ВУ) – 25%. Это говорит о том, что учительница хотела установить контакт с классом посредством позитивной оценки их шагов навстречу к сотрудничеству с педагогом и помощи ему в объяснении нового материала. У учеников тем самым сложилось дружественное отношение и к предмету, и к учителю и они всецело были готовы к продуктивному сотрудничеству.
Далее видим, что немного меньший объём составляет акцентирование мыслей учащихся (АМ) – 20%. Это достаточно большой показатель. Учителница, заботясь о том, чтобы ее слова не уходили в пустоту, а надолго отложились в памяти, использовала обратную связь в объяснении.
Обращение к мнению учащихся составляет 7,5%. Довольно высокий процент, тем более для такого типа урока, как объяснение нового материала. Нужно отдать должное учительнице, которая посредством данного приёма старалась также укрепить контакт с классом. Учительница тем самым хотела показать ученикам, что они не пассивный объект педагогической коммуникации, а, напротив, полноправный и активный её участник.
По процентному соотношению эта доля равна дисциплинирующим воздействиям (ДВ) – 7,5%. Нужно заметить, что все ученики в классе разные, и кто-то обязательно начнёт нарушать дисциплину. Это непременно нужно сразу пресекать, поставить непослушного ученика на место, чтобы другим было неповадно брать плохой пример с одноклассника. Важно не позволить ученикам «сесть себе на шею». В данном случае мы видим пример лёгкого дисциплинирующего воздействия. К счастью, это сразу же помогло и более радикальные меры не потребовались. Но, похоже, у учительницы установлен хороший контакт с детьми, т.к. процент воздействий всё же маленький (всего 3 за целый урок), причём два из них направлены на профилактику рабочей дисциплины в классе.
Принятие чувств (ПЧ) школьников составляет всего 2,5%. Это довольно хрупкий инструмент педагогического общения и им нужно пользоваться аккуратно, а главное с умом и исходя из самой ситуации. С этим нельзя перебарщивать. Если это ученик неуверенный в себе и слишком «зажатый», то его можно похвалить за скромный успех и утешить. Но этот ключик не подойдёт, например, для избалованного ребёнка или для того, кто привык всегда и во всём «стяжать лавры победителя».
Выражение недовольства (ВН), как видим, также составило лишь малый сегмент в педагогическом общении учителя, всего 2,5%. Оно нисколько не испортило картины урока, а лишь подстегнуло сознательных и добросовестных ребят к активности, а ленивых и непослушных заставило не расслабляться.
И, наконец, радует, что нулевое значение получилось на долю конфликтных взаимодействий. Я думаю, это свидетельствует о том, что ученики объективно воспринимают занимаемую ими позицию в учебном процессе и уважительно относятся к личности учителя. Педагог также ведёт себя толерантно и корректно в отношениях с учениками. Учительнице удалось установить хороший и дружественный контакт с классом.
В целом, данный урок очень понравился. Было видно авторское наполнение содержания и некая «изюминка» в проведении. Хотелось бы посоветовать лишь привлекать больше наглядности и активней эксплуатировать классную доску. Выписанные на доске важные даты и понятия никогда не помешают. Напротив, ученики, видя всё время их перед глазами, будут лучше запоминать, т.к. у некоторых хорошо развита зрительная память.
Работа над данным заданием дала мне новый ценный опыт в сфере педагогической деятельности, моего профессионального и личностного самосовершенствования и развития. Анализируя урок, учишься объективно оценивать себя самого в роли педагога и проведённые тобой уроки, с точки зрения того, как правильно и как должно быть, а не в зависимости от того, как ты хочешь или какое у тебя сегодня настроение. Хотя субъективный фактор, безусловно, играет большую роль в работе педагога. Учитель это и друг, и наставник, и строгий воспитатель, и пример для подражания в одном лице. Очень важно уметь находить в себе и в своей деятельности то, что ещё нужно доработать, скорректировать или исправить. Нужно критически относиться к себе и постоянно работать над своей личностью, всегда занимать активную социальную позицию. Только в этом случае можно добиться успеха и признания в своей работе.