Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:29, отчет по практике
Цель:
- Диагностика креативности воспитанников и ее учет в педагогической деятельности педагога (воспитателя).
- Углубить и закрепить теоретические знания, связанные с осуществлением деятельности студента в должности педагога-психолога в образовательном учреждении, приобретенные им в процессе плановых учебных занятий и получить навык их практического применения;
- Сформировать устойчивые навыки использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1 Организация проведения научно-исследовательской работы ………..6
Программа исследования диагностики креативности по методу………………
Е.Торренса………………………………………………………………………….6
Глава 2 Описание практических задач………………………..............................10
2.1. Методы исследования………………………………………………………..10
2.2. Рекомендации для учителей по учёту креативности школьников………11
Заключение………………………………………………………………………..14
Список используемых источников………………………………………………16
Список сокращений……………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Организация проведения научно-исследовательской работы ………..6
Программа исследования диагностики креативности по методу………………
Е.Торренса……………………………………………………
Глава 2 Описание
практических задач………………………................
2.1. Методы
исследования………………………………………………
2.2. Рекомендации для учителей по учёту креативности школьников………11
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………16
Список
сокращений……………………………………………………
Приложения
1.1 Цели и задачи производственной практики
Цель:
- Диагностика креативности воспитанников и ее учет в педагогической деятельности педагога (воспитателя).
- Углубить и закрепить теоретические знания, связанные с осуществлением деятельности студента в должности педагога-психолога в образовательном учреждении, приобретенные им в процессе плановых учебных занятий и получить навык их практического применения;
- Сформировать устойчивые навыки использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.
Задачи:
- Показать на практике технологии, методы, приемы и средства работы педагога-психолога с различными категориями детей, а также с родителями и воспитателями;
- Проведение психологических исследований по соответствующей программе в интересах дальнейшей работы над ВКР;
- Приобретение практических умений и навыков планирования и организации деятельности педагога-психолога, а также навыков использования компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности.
В соответствии с программой профильного оздоровительно лагеря «Планета детства», которую реализовывали участники процесса, в лагере предполагалось наличие кабинета педагога-психолога, где располагался диагностический инструментарий, игры и игрушки для коррекционной и развивающей работы, учебная и учебно-методическая литература педагога-психолога. Участниками программы являлись обучающиеся общеобразовательных учреждений поселка Белый Яр. Возраст воспитанников лагеря был от 7 до 15 лет. Преимущество при зачислении в лагерь имели дети и подростки из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды1. Целью программы «Планета детства» являлась организация содержательного досуга и оздоровления детей и подростков в каникулярный период. Психолого-педагогическое сопровождение смены велось педагогом-психологом лагеря. Цель его работы заключалась в оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и в системе корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка. Так же в течение смены педагогом-психологом осуществлялся контроль над реализацией программы «Планета детства» в виде мониторинга адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
Практику проходила в
- Наблюдение (за психолого-педагогическим сопровождением детей в отряде «Непоседы»); Анкетирование детей в отряде в начале и по окончании смены.
- Тестирование (Диагностика невербальной креативности (тест Е.Торренса)
-Методы математической обработки данных.
Занимаясь выполнением научно-исследовательской составляющей производственной практики, мною было проведено анкетирование и тестирование детей, а также сформулированы цель, задачи и выдвинута гипотеза исследования.
- Объект исследования: развитие личности младших школьников.
- Предмет исследования: процесс развития креативности младших школьников.
- Гипотеза: творческое мышление детей младшего школьного возраста предполагает развитость беглости, гибкости, оригинальности и точности.
- Цель исследования: исследовать специфические особенности творческого мышления у детей младших классов.
- Методы исследования: Письменный опрос, стандартизированная диагностическая3 методика для исследования творческого и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста - тест креативности Е.Торренса. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Определяя понятие «креативные способности», я разделю мнение А.В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как «комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».4 И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.5
Краткий тест. Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности Е. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок». Тест Е. Торренса предназначен для испытуемых от 5 лет. Тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности6: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.Тесты включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 20 мин.
-Задание «Спросить и угадать «это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.
- Задание «Усовершенствование игрушки» одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.
- Задание «Необычное использование», это модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.
- Задание «Необычные вопросы» представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.
- Задание «Невероятные ситуации» требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание - одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.
Фигурные тесты состоят из двух заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 20 мин. в общей сложности.
- Задание «Нарисуй картинку» - оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается.
- Задание «Незавершенные фигуры» - сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.
3. Интерпретация результатов тестирования
- Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего, тем, что позволяет понять другие показатели.
- Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
- Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.
- Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие показатели - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.
2.1.Методы исследования
Опрос, как один из методов психологического исследования7. Письменный опрос позволяет охватить большое количество детей. Наиболее распространенная его форма — анкета. В исследовании принимали участие 25 ребят в возрасте от 7до 10 лет8. Первым этапом исследования было анкетирование детей для определения уровня реализации культурно-досуговой программы в течение лагерной смены. Анализ анкеты «Ожидание детей от пребывания в лагере»9 показал, что большинство детей приходят в лагерь, чтобы найти новых друзей, интересно и творчески провести время. Большинство детей активно участвуют в мероприятиях лагеря. При лагере действуют различные кружки, творческие мастерские, наиболее популярными из которых являются кружок бисероплетения, вязания крючком, «Юный художник». По окончании лагерной смены, было проведено повторное анкетирование «Подведение итогов работы лагерной смены»10 анализ анкет показал, что ожидания большинства детей от пребывания в лагере полностью оправдались. Из всех мероприятий, проведенных в рамках программы «Планета детства», приоритеты были расставлены детьми следующим образом11.
Вторым этапом исследования было тестирование детей по классическому методу диагностики креативности Е. Торренса, который помогает оценить отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.
В день тестирования, я попросила воспитателей (учителей) сесть за задние столы, достала детям подарки – сладости, дети расслабились и обрадовались. Дальнейшее мое общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление креативности в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала. Показатели, характеризующие творческое мышление, на которое я опиралась в своем исследовании следующие: беглость, точность, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Е. Торренса можно заметить, что баллы, набранные в результате тестирования, свидетельствуют о среднем уровне креативности в отряде 12. Исключение составляют трое воспитанников, уровень креативности которых выше среднего. Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечали на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности13 можно отметить, что среди факторов креативности, исследуемых по методике Е. Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%).
В связи с небольшим количеством времени за одну лагерную смену проанализированные данные нельзя считать полными и репрезентативными. В перспективе возможно проведение таких исследований в других учреждениях общего и дополнительного образования Верхнекетского района.
- Деятельность педагога (воспитателя) должна быть направлена на поддержку креативного школьника.
- Чтобы развивать креативность младших школьников, педагог (воспитатель) сам должен быть творческим. Все его усилия должны быть направлены на развитие личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей.
- Педагог (воспитатель) должен внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности младшего школьника. Он должен восхищаться идеей, мыслью, работой ученика (воспитанника) 15.