Отчет по практике в системе кадровой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:53, отчет по практике

Описание работы

Цель практики - формирование общего представления о психологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.
Практические задачи, решаемые за время прохождения практики:
- познакомиться с деятельностью учреждения;
- определить задачи психолога кадровой службы в учреждении;
- изучить профессиональные функции и должностные обязанности психолога;
- пронаблюдать за деятельностью психолога в учреждении и выявить особенности работы системы психологической службы;
- изучить деятельность психолога при найме персонала.
- изучить систему диагностики, используемой психологом в учреждении.

Содержание работы

Введение
. Краткая характеристика предприятия
. Роль психологии в организации работы кадровой службы учреждений социальной поддержки населения
.1 Профессиональные функции психолога Центра
.2 Деятельность психолога в кадровой службе Центра
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

псих. и кадры.docx

— 25.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

. Краткая характеристика  предприятия

. Роль психологии в  организации работы кадровой службы учреждений социальной поддержки населения

.1 Профессиональные функции  психолога Центра

.2 Деятельность психолога  в кадровой службе Центра

Заключение 

Список использованных источников

Приложение

Введение

 

Кадровая служба организации  является важным звеном в отношениях между нанимателем и работником. Работники кадровых служб разрабатывают  кадровую политику организации, осуществляют подбор и расстановку кадров, работу по подготовке и переподготовке кадров, контролируют соблюдение правил внутреннего  распорядка и состояние трудовой дисциплины, ведут необходимую документацию, а также выполняют другие важные функции. От эффективности работы кадровых служб во многом зависит психологический  климат в организации, а следовательно, и результативность деятельности организации в целом.

Вышесказанное определяет актуальность изучения деятельности психолога кадровой службы при найме персонала на предприятии, особенно это важно  в работе учреждений по социальному  обслуживанию населения.

Цель практики - формирование общего представления о психологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.

Практические задачи, решаемые за время прохождения практики:

- познакомиться с деятельностью  учреждения;

- определить задачи психолога  кадровой службы в учреждении;

- изучить профессиональные  функции и должностные обязанности  психолога;

- пронаблюдать за деятельностью  психолога в учреждении и выявить  особенности работы системы психологической  службы;

- изучить деятельность  психолога при найме персонала. 

- изучить систему диагностики,  используемой психологом в учреждении.

 

1. Краткая характеристика  предприятия

 

Специфика учреждений социального  обслуживания населения заключается  в социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Центр оказывает бесплатные социальные и медицинские услуги на дому гражданам частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию.

Центр имеет в своей  структуре различные подразделения  социального обслуживания, в том  числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Каждый специалист Центра имеет соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

 

2. Роль психологии  в организации работы кадровой службы учреждений социальной поддержки населения

 

.1 Профессиональные  функции психолога Центра

 

Сегодня профессия психолога  проникает во все новые сферы, построение системы управления персоналом с одновременным внедрением современных  кадровых технологий требует привлечения  к кадровой работе психологов. Необходимость  в этом диктуется также тем, что  успешная деятельность любой организации  или предприятия все чаще оказывается зависима от определенных психологических качеств по каждой должности. Провести эту работу по выявлению наличия и уровня развития необходимых психологических качеств может только специалист-психолог.

На должность психолога  принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности  «Психолог».

Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия людей, находящихся в трудной  жизненной ситуации:

проводит индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование;

составляет психолого-педагогическое заключение на основании проведенных  исследований;

применяет в своей деятельности современные научно-обоснованные методы психодиагностики и консультативных  методик.

Основными задачами психолога  Центра являются:

организация и осуществление  мероприятий, направленных на профессиональный психологический отбор кадров в  системе социальной защиты населения;

организация и осуществление  психологических обследований специалистов с целью выявления психологических  последствий профессиональной деятельности;

организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую  подготовку специалистов к выполнению профессиональной деятельности;

разработка методической базы для решения задач, стоящих  перед психологом учреждения.

Основные направления  работы психолога Центра:

мероприятия по психодиагностическому  обеспечению: участие в мероприятиях по профессиональному подбору и  отбору кандидатов, аттестационных мероприятиях;

психологическая подготовка: проведение лекционных, тренинговых занятий, учебно-методических семинаров для сотрудников;

проведение индивидуально-психологических  консультаций для руководителей  подразделений и сотрудников.

 

.2 Деятельность  психолога в кадровой службе  Центра

 

Наше учреждение относится  к социальной сфер, где интенсивно применяется труд социального работника всех уровней: социального педагога, специалиста по социальной работе и социального работника.

Наряду с соответствующей  квалификацией и профессионализмом  все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности  и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.

К «противопоказаниям» к  социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое  состояние. Кроме того, сведения личного  характера о клиентах, ставшие  известными сотрудникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.

Как видим, специфика деятельности Центра предъявляет серьезные требования к личности работника учреждения, т.к. не каждый человек способен работать в таком учреждении, поэтому и  необходим тщательный отбор сотрудников. Следовательно кадровая служба Центра - это потенциальное место работы психолога, т.к. в процессе деятельности по найму персонала психолог с более высокой степенью точности может оценить претендентов и отобрать наиболее соответствующих должности.

При подборе и отборе персонала  психолог учреждения социального обслуживания населения должен способствовать осуществлению  разработанной современной наукой системы мероприятий по подбору-отбору персонала, помогать работникам кадровой службы в определении потребности  предприятия в кадрах и разработке способов оценки кандидатов по позициям их профессиональных, личностных и  мотивационных качеств.

На практике работа психолога  по подбору-отбору персонала в Центр  социального обслуживания населения  осуществляется по алгоритму, который  включает следующие шаги:

определение потребности  в персонале;

определение направление  направления подбора;

непосредственный отбор;

проверку правильности осуществления  выбора.

При этом психолог проводит микроисследование для определения  характеристик требуемого сотрудника и составления портрета идеального кандидата. И далее совместно  с руководителем психолог анализирует  направление подбора, и проводит окончательный отбор.

Для того чтобы уменьшить  вероятность ошибок при отборе, на заключительной стадии работы, психолог отслеживает степень соответствия своих оценок рабочим характеристикам кандидата во время испытательного срока.

В практической работе при  приеме сотрудников психолог кадровой службы используют разнообразные приемы и методики, специальные вопросы. Прекрасные результаты дает и тестирование. К достоинствам тестов можно отнести  объективность, отсутствие зависимости  от личности исследователя и целевую  направленность - получение информации об определенных качествах, необходимых  для работы, а не о человеке вообще. С помощью тестов можно проверить  внимательность, память, эмоциональную  устойчивость, коммуникабельность - способность  работать в коллективе или общаться с клиентами, наличие управленческого  потенциала или аналитических способностей.

Кроме того , психолог учреждения проводит психодиагностику профессионально важных качеств сотрудников, которая позволяет определить ценность сотрудников; выявить оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Отметим наиболее распространённые методы оценки социального работника, которые применяются психологом:

Историковедческий (биографический) - анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика

Результат: заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера.

Интервьюирование (собеседование) - беседа с работником в режиме «вопрос - ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике.

Результат: вопросник с ответами.

Анкетирование (самооценка) - опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа.

Результат: анкета.

Социологический опрос - анкетный опрос работников разных категорий , хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные.

Результат: анкета социологической оценки.

Наблюдение - наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня.

Результат: отчет о наблюдении.

Тестирование - определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей».

Результат: психологический портрет.

Экспертная оценка - определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника.

Результат: модель рабочего места.

Критический инцидент - создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.)

Результат: отчет об инциденте и поведении человека.

 

Таким образом, психологическое  обеспечение кадровой работы является одновременно и необходимостью, и  непременным условием успешной работы с персоналом.

 

Заключение

 

Итак, за время прохождения  практики я познакомилась с работой  психолога Центра соцзащиты.

Ознакомилась с рабочим  графиком психолога и распределением его рабочего времени. Изучила основные направления и содержание деятельности психолога в деятельности кадровой службы. Изучила документацию: план работы психолога, журналы учета  различных видов психологической  помощи, другую обязательную документацию, особенности их оформления.

Поскольку основной задачей  в сфере работы с персоналом - это отработка процедуры отбора персонала, в ходе практики, я проводила наблюдение за работой психолога в процессе собеседования при подборе претендентов.

За время прохождения  практики закрепила теоретические  знания, полученные при изучении общих  психологических и специальных  дисциплин, научилась применять  их в работе психолога.

Закрепила умение наблюдать, конспектировать, и анализировать  психологические занятия. Овладела навыками планирования психологической  работы.

За время прохождения  практики получила навыки индивидуальной диагностической работы: обсуждала  план работы с психологом, самостоятельно осуществляла индивидуальную диагностику  клиентов, вырабатывала навык обобщения  результатов диагностики и написания  заключения.

В этом я вижу положительное  значение практики.

В процессе работы возникали  некоторые трудности, которые связаны  с недостаточностью практических навыков  психологической работы. Психолог Центра оказывала мне помощь в подборе  литературы, оказывала консультативную  помощь.

Список использованных источников

 

1.Анастази А. Психологическое  тестирование / А.Анастази, С.Урбина. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

2.Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического  психолога: Учеб. пособие / А.В.Батаршев. - М.: Дело, 2003. - 240 с.

.Гринберг Д. Управление  стрессом / Д.Гринберг. Пер с англ. Л.Гительман., М.Потапова. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.

.Дмитриева М.А. Психология  труда и инженерная психология / М.А.Дмитриева, А.А.Крылов, А.И.Нефтельев. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 134 с.

Информация о работе Отчет по практике в системе кадровой службы