Отчет по практике в УО «СШ №15»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:59, отчет по практике

Описание работы

Учебно-ознакомительная практика ориентирована на: формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений; выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения; формирование умений и навыков в осуществлении практической деятельности; формирование профессионального мышления в практической деятельности.
Целями учебно-ознакомительной практики являются:
- закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик;
- ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имения Я.Купалы;
- приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик в соответствии с конкретным запросом.
Задачами учебно-ознакомительной практики являются:
- формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;
- подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин;
- освоение студентами практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности;
- получение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………………….3
1 Методические основы психодиагностического исследования….…………………..5
2 Анализ результатов психодиагностического исследования..……………………..8
Заключение…….……………………………………………………………………...….11
Список использованных источников…………………………………………………...13
Приложения………………………….…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

УОП_мотивация_Ш.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

 

Тема

Сущность и содержание работы тестера при проведении психологического исследования с использованием тестовых методик

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..…………………….3

1 Методические основы психодиагностического исследования….…………………..5

2 Анализ результатов психодиагностического исследования..……………………..8

Заключение…….……………………………………………………………………...….11

Список использованных источников…………………………………………………...13

Приложения………………………….…………………………………………………...14

Введение

 

Учебно-ознакомительная практика ориентирована на: формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений; выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения; формирование умений и навыков в осуществлении практической деятельности; формирование профессионального мышления в практической деятельности.

Учебно-ознакомительная практика предназначена для формирования ориентации обучающихся в реальных условиях деятельности, что позволяет студенту активнее осваивать учебные дисциплины и более целенаправленно участвовать в учебном процессе.

Целями учебно-ознакомительной  практики являются:

- закрепление, расширение  и углубление полученных теоретических знаний по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик;

- ознакомление с деятельностью  психолога в учреждениях образования  СШ №15 и ГрГУ имения Я.Купалы;

- приобретение первичных  профессиональных умений, навыков и опыта по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик в соответствии с конкретным запросом.

Задачами учебно-ознакомительной  практики являются:

- формирование представлений  студентов относительно своей  будущей профессиональной деятельности и специальности;

- подготовка студентов  к осознанному и углубленному  изучению общих профессиональных  и специальных дисциплин;

- освоение студентами  практических профессиональных  умений и навыков поведения  и общения в рамках избранной специальности;

- получение первоначальных  практических навыков в решении  конкретных проблем.

Практика проходила на базе УО «СШ №15» г.Гродно и в УО «ГрГУ имени Я.Купалы».

Во время практики выполнялись следующие виды работ  и задания:

  1. Знакомство с базой практики - ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имени Я.Купалы; планы, документы, регламентирующие деятельность психолога, отчетная документация, методическая база, диагностическая и коррекционная база;
  2. Подготовка материалов для проведения диагностики мотивации достижения успеха, избегания неудач и оценка готовности к риску: опросные листы, бланки ответов;
  3. Провести психологическое исследование мотивации в соответствии с запросом;
  4. По результатам исследования написать заключение и ознакомить с ним заказчика;
  5. Подготовка отчетной документации по результатам.

Основная часть

1 Методические основы психодиагностического исследования

На первой неделе практики была сформулирована цель, в соответствии с запросом, поступившим из социально-педагогической и психологической службы УО «ГрГУ имени Я.Купалы»: выявить уровни мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте.

В течение первой недели я ознакомилась с особенностями базы практики и спецификой деятельности психологов, осуществила отбор и подготовку методик для диагностики мотивации в подростковом и юношеском возрасте.

Организация экспериментального исследования

Для проведения исследования в качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены:

  1. Мотивация достижения успеха.
  2. Мотивация избегания неудачи.
  3. Готовность к риску.

Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.

Данный методический комплекс состоит  из 3-х диагностических методик:

  1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, представленная в приложении А;
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач Т. Элерса, представленная в приложении Б;
  3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, представленная в приложении В.

Столяренко Л.Д. так объясняет  комплексность исследования: «Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».

Исследования показали, что люди умеренно и сильно ориентированные  на успех, предпочитают средний уровень  риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех (при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху).

К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Исследования показали, что люди, сильно мотивированные на успех и имеющие высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию неудачи (защиту).

Люди с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными  случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые боятся неудач, предпочитают малый или большой риск потому, что неудача при этом не угрожает их престижу.

Ф. Буркард утверждает, что установка  на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыте неудач.

Усиливают установку на защитное поведение  два основных обстоятельства:

1 – когда без риска удается  получить желаемый результат;

2 – когда рисковое поведение  ведет к несчастному случаю, неудаче.  Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Описание методик:

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса. Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:

  • Низкая мотивация к успеху;
  • Средний уровень мотивации;
  • Умеренно высокий уровень мотивации;
  • Слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:

  • Низкая мотивация к защите;
  • Средний уровень мотивации;
  • Высокий уровень мотивации;
  • Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Методика диагностики степени  готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до –2.

Выделяется  пять уровней готовности к риску:

  • Излишняя осторожность;
  • Склонность к осторожности;
  • Средний уровень готовности к риску;
  • Склонность к риску;
  • Излишняя склонность к риску.

Особенности возрастной динамики мотивации  достижения успеха, избегания неудачи были определены в ходе проведения исследования с помощью качественного анализа, полученных результатов.

 

2 Анализ результатов психодиагностического исследования

Исследование ведущей мотивационной  тенденции проводилось в рамках двух возрастных периодов: подростковом и юношеском (по классификации Д.Б.Эльконина). Было выбрано четыре разновозрастных группы:

1 - ранний подростковый возраст;

2 - поздний подростковый возраст;

3 - ранний юношеский возраст;

4 – поздний юношеский возраст.

Исследование проводилось на базе 6 «А» класса, в составе 26-ти человек и 10 «Б» класса, в составе 24-х человек, школа №15 г. Гродно, также факультета психологии ГрГУ имени Я.Купалы I курса,  в составе 30-ти человек и IV курса, в составе 25 человек.

Анализ результатов исследования. Таблица первичных данных представлена в приложении Г.

Результаты диагностики мотивации  к успеху с помощью методики Т.Элерса, отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Мотивация к успеху в подростковом и юношеском возрасте

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к успеху

Низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

6 класс

16%

34%

38%

12%

10 класс

21%

30%

34%

15%

I курс

20%

31%

31%

18%

IV курс

16%

34%

29%

21%


 

Как показали исследования, низкий и  средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха: умеренно высокий уровень снижается, тогда как слишком высокий – возрастает.

Результаты диагностики мотивации  избегания неудач с помощью методики Т.Элерса, представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Мотивация избегания неудач в подростковом и юношеском возрасте

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию  неудач

Низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

6 класс

16%

44%

19%

21%

10 класс

22%

39%

22%

17%

I курс

17%

40%

23%

20%

IV курс

21%

26%

30%

21%


 

Как видно низкий и слишком высокий  уровни мотивации к избеганию  неудач изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению (кроме I курса, который совпадает с уровнем 10 класса). Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи – повышается.

Результаты диагностики степени  готовности к риску с помощью  методики Шуберта, отражены в таблице  2.3.

Таблица 2.3 – Степень готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте

Группа

Испытуемых

Склонность к риску

Излишняя осторожность

Склонность к осторожности

Средний

Склонность к риску

Излишняя склонность к риску

6 класс

4%

16%

50%

16%

14%

10 класс

0%

8%

46%

31%

15%

I курс

3%

3%

48%

33%

13%

IV курс

4%

0%

68%

21%

5%


Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того склонность к осторожности снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте. Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем (10 кл., I к, но в 6 кл. и на IV к – ниже, чем средний уровень). Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно на IV курсе.

Информация о работе Отчет по практике в УО «СШ №15»