Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:59, отчет по практике
Учебно-ознакомительная практика ориентирована на: формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений; выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения; формирование умений и навыков в осуществлении практической деятельности; формирование профессионального мышления в практической деятельности.
Целями учебно-ознакомительной практики являются:
- закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик;
- ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имения Я.Купалы;
- приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик в соответствии с конкретным запросом.
Задачами учебно-ознакомительной практики являются:
- формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;
- подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин;
- освоение студентами практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности;
- получение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем.
Введение……………………………………………………………..…………………….3
1 Методические основы психодиагностического исследования….…………………..5
2 Анализ результатов психодиагностического исследования..……………………..8
Заключение…….……………………………………………………………………...….11
Список использованных источников…………………………………………………...13
Приложения………………………….…………………………………………………...
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
|
Тема |
Сущность и содержание работы тестера при проведении психологического исследования с использованием тестовых методик |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
|
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
Введение…………………………………………………………
1 Методические основы психодиагностического исследования….…………………..5
2 Анализ результатов психодиагностического исследования..……………………..8
Заключение…….……………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения………………………….………………………
Учебно-ознакомительная практика ориентирована на: формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений; выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения; формирование умений и навыков в осуществлении практической деятельности; формирование профессионального мышления в практической деятельности.
Учебно-ознакомительная практика предназначена для формирования ориентации обучающихся в реальных условиях деятельности, что позволяет студенту активнее осваивать учебные дисциплины и более целенаправленно участвовать в учебном процессе.
Целями учебно-ознакомительной практики являются:
- закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик;
- ознакомление с деятельностью
психолога в учреждениях
- приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик в соответствии с конкретным запросом.
Задачами учебно-
- формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;
- подготовка студентов
к осознанному и углубленному
изучению общих
- освоение студентами практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности;
- получение первоначальных
практических навыков в
Практика проходила на базе УО «СШ №15» г.Гродно и в УО «ГрГУ имени Я.Купалы».
Во время практики выполнялись следующие виды работ и задания:
На первой неделе практики была сформулирована цель, в соответствии с запросом, поступившим из социально-педагогической и психологической службы УО «ГрГУ имени Я.Купалы»: выявить уровни мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте.
В течение первой недели я ознакомилась с особенностями базы практики и спецификой деятельности психологов, осуществила отбор и подготовку методик для диагностики мотивации в подростковом и юношеском возрасте.
Организация экспериментального исследования
Для проведения исследования в качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены:
Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.
Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик:
Столяренко Л.Д. так объясняет комплексность исследования: «Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».
Исследования показали, что люди умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех (при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху).
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Исследования показали, что люди, сильно мотивированные на успех и имеющие высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию неудачи (защиту).
Люди с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые боятся неудач, предпочитают малый или большой риск потому, что неудача при этом не угрожает их престижу.
Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыте неудач.
Усиливают установку на защитное поведение два основных обстоятельства:
1 – когда без риска удается получить желаемый результат;
2 – когда рисковое поведение
ведет к несчастному случаю, неудаче.
Достижение же безопасного
Описание методик:
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса. Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до –2.
Выделяется пять уровней готовности к риску:
Особенности возрастной динамики мотивации достижения успеха, избегания неудачи были определены в ходе проведения исследования с помощью качественного анализа, полученных результатов.
Исследование ведущей
1 - ранний подростковый возраст;
2 - поздний подростковый возраст;
3 - ранний юношеский возраст;
4 – поздний юношеский возраст.
Исследование проводилось на базе 6 «А» класса, в составе 26-ти человек и 10 «Б» класса, в составе 24-х человек, школа №15 г. Гродно, также факультета психологии ГрГУ имени Я.Купалы I курса, в составе 30-ти человек и IV курса, в составе 25 человек.
Анализ результатов
Результаты диагностики
Таблица 2.1 – Мотивация к успеху в подростковом и юношеском возрасте
Группа испытуемых |
Уровень мотивации к успеху | |||
Низкий |
средний |
умеренно высокий |
слишком высокий | |
6 класс |
16% |
34% |
38% |
12% |
10 класс |
21% |
30% |
34% |
15% |
I курс |
20% |
31% |
31% |
18% |
IV курс |
16% |
34% |
29% |
21% |
Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха: умеренно высокий уровень снижается, тогда как слишком высокий – возрастает.
Результаты диагностики
Таблица 2.2 – Мотивация избегания неудач в подростковом и юношеском возрасте
Группа испытуемых |
Уровень мотивации к избеганию неудач | |||
Низкий |
средний |
умеренно высокий |
слишком высокий | |
6 класс |
16% |
44% |
19% |
21% |
10 класс |
22% |
39% |
22% |
17% |
I курс |
17% |
40% |
23% |
20% |
IV курс |
21% |
26% |
30% |
21% |
Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудач изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению (кроме I курса, который совпадает с уровнем 10 класса). Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи – повышается.
Результаты диагностики
Таблица 2.3 – Степень готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте
Группа Испытуемых |
Склонность к риску | ||||
Излишняя осторожность |
Склонность к осторожности |
Средний |
Склонность к риску |
Излишняя склонность к риску | |
6 класс |
4% |
16% |
50% |
16% |
14% |
10 класс |
0% |
8% |
46% |
31% |
15% |
I курс |
3% |
3% |
48% |
33% |
13% |
IV курс |
4% |
0% |
68% |
21% |
5% |
Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того склонность к осторожности снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте. Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем (10 кл., I к, но в 6 кл. и на IV к – ниже, чем средний уровень). Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно на IV курсе.