Отношение людей к цвету при шизофрении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:55, реферат

Описание работы

Цель работы: понять, что представляет собой заболевание шизофрения. Изучить цветовые предпочтения больных вышеуказанным заболеванием, и понять, как цвет влияет на диагностику нарушений эмоциональной сферы людей с психологическими отклонениями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Цветовой символизм в истории и культуре человека……………………..5
Отношение людей к цвету при шизофрении………………………………6
Клиническая картина шизофрении и цветовые выборы больных………..9
Эмоциональные нарушения больных шизофренией…………………......14
Симпатия и антипатия к цветам при шизофрении……………………….19
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

реферат валеология.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Цветовой символизм в  истории и культуре человека……………………..5

Отношение людей к цвету  при шизофрении………………………………6

Клиническая картина шизофрении и цветовые выборы больных………..9

Эмоциональные нарушения  больных шизофренией…………………......14

Симпатия и антипатия  к цветам при шизофрении……………………….19

Заключение………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие из нас в детстве  развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот  синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное  занятие?

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная  наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее  при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения  и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые  находятся между источником излучения  и глазом человека, а также в  поле его зрения. Субъективно человек  может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты  цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической  и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие  ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы  представляли бы интерес. Однако для  большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.). 

Наука, для которой они  могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией  цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Исследования восприятия и отношения к цвету при  различных формах психической патологии  представляют особый интерес. С одной  стороны, они способствует более  глубокому пониманию закономерностей  цветового воздействия на психику, генезиса и содержания цветовой символики, а с другой, — патопсихологических  механизмов психических нарушений, прежде всего, аффективной сферы  человека. Кроме этого, цвет может  быть использован в качестве средства ранней диагностики психических  отклонений.

Цель работы: понять, что представляет собой заболевание шизофрения. Изучить цветовые предпочтения больных вышеуказанным заболеванием, и понять, как цвет влияет на диагностику нарушений эмоциональной  сферы людей с психологическими отклонениями.

Задачи:

1. Определить, что символизирует цвет для больного.

2. Выяснить отражают ли цветовые симпатии психических больных психопатологическое содержание болезни.

3. Понять существуют ли какие либо специфические цветовые предпочтения у больных шизофренией и, если да, то какими факторами они определяются.

  В настоящей работе я попытаюсь ответить на эти вопросы, связанные с проблемой "цвет — психическая патология человека".

 
  

Цветовой символизм  в истории и культуре человека  

Проблема цветового символизма является одной из центральных при  изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового  символа, его содержание, отношение  к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные  различия в цветовой символике —  вот одни из главных вопросов этой проблемы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно ознакомится в работе Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» (1984)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение людей к цвету при шизофрении.

В 20-х годах прошлого столетия психиатры обратили внимание на неадекватность цветовой палитры рисунков больных шизофренией.

Первые данные о восприятии и отношении к цвету у больных  шизофренией были получены психиатрами  при наблюдениях за цветовой гаммой одежды больных, а также их художественной продукции.

Цвета одежд больных производили  впечатление либо чего-то нелепого, неадекватного и вычурного (нередко, благодаря желтому цвету), либо —  монотонности и маловыразительности. Аналогичные два варианта цветовой гаммы наблюдались и в рисунках больных, что было расценено рядом  психиатров как свидетельство отсутствия какой-либо специфики в отношении  к цвету, общей для всех больных  шизофренией.

Произвольность и неадекватность использования красок в рисунке, вот, пожалуй, то, что признавалось общим  для всех больных шизофренией. На это указывает, например, L. Navratil (1921).

J. Bobon (1957) выделил два признака неадекватности палитры рисунков больных шизофренией: краски в рисунках не соответствуют реальной действительности; светотени распределены нереалистично. Также могут наблюдаться как «взрывы яркости», так и монотонная, тусклая расцветка, либо полный отказ от использования красок в рисунке ( J. Bieber., J.K. Herkimer — 1948; M.A. Landry — 1959).

Э.А. Вачнадзе (1972) сообщает, что в рисунках больных шизофренией  преобладают темные, мрачные, безжизненные краски, объясняя это эмоциональным  оскуднением больных.

Согласно P. Hartwich (1971), который тщательно замерял площадь, занятую в рисунке той или иной краской, больные предпочитали использовать при рисовании фиолетовую, желтую и белую краски.

Подобные результаты указывают  на то, что взаимосвязи между шизофренией  и отношением больного к цвету  носят многоуровневый характер. В  целом, для шизофрении характерно неадекватное отношение к цвету, но конкретная форма данной неадекватности определяется клинической картиной болезни.

Большинство исследователей связывало характер палитры рисунков больных с эмоциональными расстройствами, преобладающими в их клинике на момент обследования. Так H. Pfister (1934) при гебефренической форме шизофрении наблюдал как калейдоскопическую пестроту красок, так и своеобразную мрачность палитры рисунков больных, что однозначно соответствовало их эмоциональному статусу в те периоды, когда они рисовали.

Изменение палитры в зависимости  от смены эмоционального состояния  отмечено и С.А. Болдыревой (1974) у детей, страдающих щизофренией. В ее интересной монографии, посвященной рисункам детей, больных шизофренией, приводится случай с мальчиком 6 лет, рисующим черным цветом свалки и помойки, в период депрессивного состояния. При смене депрессии манией мальчик стал рисовать цветущую землю, изображая все красным цветом.

Цвет в рисунках больных  отражает не только эмоциональную патологию  при шизофрении, но и тематику бредовых и галлюцинаторных переживаний, выступая в качестве их символа или  знака.

Главную роль, при этом, играют все те же три «основных» цвета, составляющие «цветовой архетип» человека — белый, черный и красный.

Преобладание в рисунке  того или иного цвета зависит  от содержания психопатологической  продукции и отношения к ней  самого больного.

Так, преобладание в рисунках больного черного цвета указывает  на устрашающие галлюцинаторные  и бредовые переживания. Черные образы символизируют для него зло, насилие, опасность, смерть, болезнь и т.д. (Н.К. Суворова — 1970; С.А. Болдырева — 1974).

Красный также, нередко, связан с галлюцинациями и бредом. Например, J. Jakab (1959) наблюдал в рисунках больного символическую связь между красным цветом и бредовыми идеями воздействия электрическим током. С.А. Болдырева указывает на то, что дети, страдающие шизофренией, часто используют для отображения своих галлюцинаторных образов красную краску, особенно, если галлюцинации сопровождаются психомоторным возбуждением (1974).

Использование белого, в  том числе, и намеренное не закрашивание больших областей белого листа бумаги чаще всего отмечается у больных, бред и галлюцинации которых носят  преимущественно религиозный характер, склонных к построению метафизических систем, увлекающихся нетрадиционными  философскими и психологическими учениями.

Можно предположить, что  цветность рисунка больного шизофренией  может служить индикатором наличия  продуктивной симптоматики — бреда, галлюцинаций и т.д. В то время, как отсутствие интереса к цвету, на что указывает С.А. Болдырева, свидетельствует о злокачественном протекании болезненного процесса, характеризующегося негативной симптоматикой или выпадением определенных психических функций.

 

 

 

 

Клиническая картина шизофрении и цветовые выборы больных

Клиническими факторами, оказывающими влияние на цветовые выборы больных шизофренией, являются тип течения болезни, срок или давность заболевания, а также ведущий психопатологический синдром. Высокоспецифичные для шизофрении эмоциональные расстройства — неадекватность, амбивалентность и тупость проявляются не в самих цветовых предпочтениях, а в характере отношения больного к акту цветового выбора. 
 Грубо прогредиентные варианты шизофрении, например, непрерывно-прогредиентная параноидная шизофрения, характеризующаяся практическим отсутствием ремиссий и тотальными личностными изменениями, обнаруживают выраженные отличия в сравнении с малопрогредиентными. У первых тенденция предпочтения ярких и светлых оттенков теста Люшера носила особо утрированный характер. Цветовые выборы больных малопрогредиентной шизофренией имеют более сбалансированный вид. Степень прогредиентности шизофрении и выраженность основной тенденции цветовых выборов при данном заболевании находятся между собой в прямой зависимости.

Давность заболевания  сглаживает основную тенденцию цветовых предпочтений больных. При рассмотрении связи между цветовыми выборами больных и выявляемыми у них на момент обследования психопатологическими синдромами обнаруживаются, по меньшей мере, две ее стороны.

Условно, их можно  охарактеризовать, как количественная и качественная. При сравнении больных, у которых выявлялись синдромы параноидного круга (параноидный, галюцинаторно-параноидный, депрессивно-параноидный и др.), с больными, в клинической картине болезни которых на первый план выступали неврозоподобные, психопатоподобные или апато-абулические расстройства, обнаруживается, что для первых основная тенденция цветовых предпочтений при шизофрении носит существенно более выраженный характер. Различия между синдромами параноидного и непараноидного типа были особенно наглядными в отношении к красному цвету. Красный и его оттенки особо предпочитались больными с параноидными расстройствами. В таблице 8-ми цветов среднее ранговое место красного у них составило 2.8, в то время как у больных без параноидных расстройств — 3.9 (различия достоверны на 5% уровне; Р < 0.05).

Данный факт имеет  существенное значение. Учитывая символику  красного цвета и характер его  психофизиологического воздействия  на человека, можно сделать вывод, что «психология параноика», если можно так выразиться, — это  «психология красного цвета» или  «красного состояния».

С красным цветом связывается все самое активное, сильное и энергичное — от неописуемой  радости до дикого гнева. Предпочтение красного означает либо стремление к  этим «красным» состояниям, либо их переживание. Находиться в «красном состоянии» — это, по крайней мере, означает быть «ослепленным». Такой  человек фиксирован на определенных, очень значимых для него идеях  и чувствах, упорно стремится к  их реализации, не обращая внимания на какое-либо сопротивление. Красный  — действие, которое во что бы то ни стало должно осуществиться, освободившаяся энергия, которую практически, нельзя погасить, раз и навсегда сделанный  выбор, лишенный сомнений. В этом —  рок «красных состояний», которые  становятся неподвластны человеку и  влекут его за собой до тех пор, пока цель не будет достигнута, либо встречная преграда не окажется сильнее и тогда последует «взрыв». Принципы красного, как символа силы, — «все или ничего», «победа или смерть» и т.д.

Предпочтение красного параноидными больными сигнализирует  о том, что их «психическая энергия» вышла из под контроля. Они становятся зависимыми от своих «красных состояний», определяющих как их поведение, так и отношение к окружающему. Это означает установку на непримиримую борьбу, поиск врагов, признание лишь крайних мер и отрицание компромиссов. «Красное состояние» ищет борьбу и сопротивление и, если не находит этого в реальном мире, то обращается к иллюзорному.

Информация о работе Отношение людей к цвету при шизофрении