Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определения понятиям «внимание» и «темперамент», охарактеризовать их свойства, типы, виды и функции;
- провести экспериментальное исследование на предмет выявления типов темперамента и уровня внимательности;
- проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по повышению внимания у дошкольников в зависимости от типа темперамента.

Содержание работы

Введение. 2
1. Психологическая характеристика процессов внимания и темперамента. 4
1.1. Внимание и его психологические свойства. 4
1.1.1. Понятие «внимание» и его свойства. 4
1.1.2. Функции и виды внимания. 10
1.1.3. Развитие внимания. 13
1.2. Темперамент в структуре личности. 17
1.2.1. Типы темпераментов. 17
1.2.2. Свойства темперамента. 21
1.2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 25
1.2.4. Темперамент и личность. 26
2. Проведение исследования зависимости внимания от темперамента у дошкольников. 28
2.1. Описание использованной методики. 28
2.2. Результаты исследования. 32
3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников с различными типами темперамента. 35
Заключение. 37
Список литературы.. 38

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 16.76 Кб (Скачать файл)

Тема: Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников

Содержание

Введение. 2

1. Психологическая  характеристика процессов внимания  и темперамента. 4

1.1. Внимание  и его психологические свойства. 4

1.1.1. Понятие  «внимание» и его свойства. 4

1.1.2. Функции  и виды внимания. 10

1.1.3. Развитие  внимания. 13

1.2. Темперамент  в структуре личности. 17

1.2.1. Типы темпераментов. 17

1.2.2. Свойства  темперамента. 21

1.2.3. Темперамент  и индивидуальный стиль деятельности. 25

1.2.4. Темперамент  и личность. 26

2. Проведение  исследования зависимости внимания  от темперамента у дошкольников. 28

2.1. Описание  использованной методики. 28

2.2. Результаты  исследования. 32

3. Методические  рекомендации по повышению внимания  у дошкольников с различными  типами темперамента. 35

Заключение. 37

Список литературы.. 38

Приложение 1. Список детей. 39

Приложение 2. Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой. 40

Приложение 3. Бланк  теста Бурдона на устойчивость внимания. 43

 

Введение

Внимание – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется  в направленности и сосредоточенности  психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря  работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима  и важна для него [1]. Природа  внимания проявляется в том, что  выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в  коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных  раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

В последнее время педагоги и  воспитатели при работе с детьми стараются использовать личностно-ориентированный  подход, который опирается на особенности  нервной системы, темперамента каждого  ребенка [3].

Именно они определяют степень  активности ребенка, возможности адаптации  к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д.

Так как определенный тип темперамента присущ ребенку с момента рождения, крайне важно на ранних годах жизни определить – какой это тип, чтобы в дальнейшем организовать специфичный процесс воспитания и обучения.

Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.

В качестве объекта исследования выступает  зависимость внимательности от темперамента. Предмет исследования – процесс  формирования внимательности у дошкольников согласно типу темперамента.

В соответствии с целью, объектом и  предметом были поставлены следующие задачи исследования:

- дать определения понятиям  «внимание» и «темперамент», охарактеризовать  их свойства, типы, виды и функции;

- провести экспериментальное исследование  на предмет выявления типов  темперамента и уровня внимательности;

- проанализировать полученные  результаты и предложить рекомендации  по повышению внимания у дошкольников  в зависимости от типа темперамента.

В соответствии с темой работы была выдвинута следующая гипотеза: внимательность дошкольников зависит от типа темперамента.

В качестве метода исследования были выбрано тестирование (определение  темперамента у дошкольников по Т.А. Блюминой и тест Бурдона на устойчивость внимания).

Источниковой базой исследования стало дошкольное образовательное учреждение № 5


Информация о работе Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников