Память человека как объект исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни.
В данной работе рассматривается именно эта, прижизненная память.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Память человека.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Сознание - это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.

Независимо  от того, каких философских позиций  придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали  так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания.

1.1. Характеристика  видов памяти

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется тем, что память обуславливает все виды многообразной деятельности человека. Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения: двигательной, как память на различные движения и их системы, представляющую собой основу формирования практических и трудовых навыков: эмоциональный, определяемый как память на чувства Блонский П.П. Память и мышление. - М., 2006, с. 69..

В зависимости  от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание  и воспроизведение. Память можно  разделить на непроизвольную, характеризующуюся  отсутствием поставленной цели и  приемов запоминания, но при условии взаимодействия субъекта с предметами, и произвольную. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Недавние исследования позволяют выделить и оперативную память.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

Установлено, что  мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождаются заметными загадочными движениями соответствующих мышц. Опыт: если держать в руке нить с привязанным к её концу грузом и представить себе, что груз раскачивается, то груз постепенно начнет раскачиваться.

Все люди обладают двигательной памятью. Проявляется  она у каждого человека по-разному.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение  предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая отчетливо проявляются у всех людей, а развитие остальных подвидов образной памяти связанно с различными видами профессиональной деятельности. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством. Некоторые художники могут рисовать портреты по памяти. Композиторы Моцарт, Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, зависит от участия речи при запоминании Корсанов И.А., Корсанова Н.К. Наедине с памятью. - М., 2006, с. 166..

Словестно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Он специфически человеческий. У животных отсутствует словесно-логическая память.

В одних случаях  запоминается и воспроизводится  только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а словесное воспроизведение не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Запоминание смысла - запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от не существенных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит  от понимания самого материала. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя.

Произвольные  и непроизвольные виды памяти различаются  в зависимости от степени волевой  регуляции, от цели и способов запоминания  и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается само собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то эта память непроизвольная. Человек запоминает интересную книгу. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, производят волевое усилие, эта память произвольная.

Непроизвольная  память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка строится в основном на произвольной памяти и приобретается без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Человек пользуется в повседневной жизни кратковременной и долговременной памятями. Кратковременная память отличается от долговременной временем сохранения следа, емкостью и формой хранения следа. Емкость кратковременной памяти ограниченна и определяется как число элементов, которые человек может воспроизвести после предъявления материала без ошибок.

Факторы, которые  позволяют выявить кратковременную  память как особую ступень переработки  информации Блонский П.П. Память и мышление. - М., 2006, с. 114.:

1. Различный  характер ошибок припоминания  из кратковременной и долговременной  памятей. Здесь информация храниться  в акустической, в долговременной  в семантической форме;

2. Нарушение  перехода информации из кратковременной памяти в долговременную при поражении глубинных отделов мозга. При этом поражении у больного сохраняется долговременная память. Он может извлечь из неё необходимую информацию. Если прервать больного на несколько минут он уже не в состоянии воспроизвести недавние события.

3. Эффект «конца»  и «начала». Эффект начала, согласно  теории действенности, предполагающей  существование кратковременной  памяти и долговременной памяти  это результат припоминания из  долговременной памяти. Эффект конца  объясняется так: элементы стоящие в конце ряда находятся в кратковременной памяти, когда начинается воспоминание, испытуемый воспроизводит их из кратковременной памяти и частота воспоминаний очень высока.

Долговременная  память - это запоминание на длительный срок информации, имеющей значимую часть для человека. В когнитивной психологии сформирован ряд требований, которым должна отвечать долговременная память:

1. Воспоминания  из долговременной памяти всегда  представляют собой процесс решения  определенной задачи.

2. «Понимание» поступающей информации является характерной особенностью поведения, основанного на долговременной памяти.

3. Информация  храниться в долговременной памяти  преимущественно в семантической  форме.

4. Информация  в долговременной памяти организованна по принципу ассоциаций.

Ассоциативная психология была и остается одной  из самых важных концепций. Были выделены четыре предпосылки в исследовании ассоциативной психологии Гальперин  П.Л. Умственное действие как основа формирования мысли и образа// Вопросы психологии», 2007. - №6.

:

1. В раздражителях  содержится некоторая существенная  информация;

2. Функция периферической  нервной системы заключается  в разложении сложных физических  стимулов на отдельные ощущения.

3. Воспринятые  в памяти атомарные единицы  объединяются между собой, действуя по законам ассоциации.

4. Опытный испытуемый  может при помощи самонаблюдения  следить за своей собственной  деятельностью.

Главными принципами, объединяющими в сознании отдельные  элементы являются ассоциативными связями. Согласно законам ассоциации явления вспоминаются благодаря их связи с другими явлениями. Особое внимание следует обратить на так называемые процессы памяти, каждый из которых имеет свою специфику и подчиняется особым закономерностям. К их числу относят;

· Запоминание - протекающее в трех формах, запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявляемое несколько раз на несколько секунд;

· Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала.

Это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями  нашей деятельности. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно  то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он не включен в условия Корсанов И.А., Корсанова Н.К. Наедине с памятью. - М., 2006, с. 114..

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, что имеет для нас важное жизненное значение. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно, без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от человека специальных усилий.

Значительную  роль в непроизвольном запоминании  играет интерес преднамеренное запоминание (заучивание) - запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Сохранение - более или менее длительное удерживание в памяти некоторых сведений, имеющих две стороны.

Воспроизведение - представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях, узнавание как воспроизведение при опоре на восприятие. Воспроизведение ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

«В старом доме, - писал И.М. Сеченов, - где протекает  наше детство, полон картинами прошлого… события и лица, зарегистрировались в памяти вместе с окружающей их внешней обстановкой, образуют такую же не разрывную обстановку групп или ассоциаций, как заученные стихи, и такая группа может воспроизводиться намеком на любое из её звеньев» Сеченов И.М. «элементы мысли - Избранные философские и психологические произведения.» Москва, госполитиздат, 1947 г., стр. 449.

Индивидуальные  различия в процессах памяти выражаются в следующих особенностях.

Объем памяти - количественный показатель продуктивности мнемических процессов.

Одной из основных задач психологической науки  с самого начала было измерить доступный  человеку объем памяти. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который запоминают испытуемые.

Как отмечалось в первой части, задача измерения  объема памяти в ее более чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой памяти». Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. В среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных и бессмысленных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.

В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и  прочность запоминания зависят  от многих условий.

Успех запоминания зависит  от того, в какой степени материал осмысливается человеком Корсанов И.А., Корсанова Н.К. Наедине с памятью. - М., 2006, с. 121..

Точность  запоминания и воспроизведения - способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.

Прочность запоминания - максимальная длительность сохранения запоминаемого материала. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Чтобы быть продуктивным, повторение должно отвечать определенным требованиям. Важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие.

Информация о работе Память человека как объект исследования психологии