Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа
Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни.
В данной работе рассматривается именно эта, прижизненная память.
При активном повторении происходит оживление связей. Оно связано с осмыслением материала.
Скорость запоминания - время,
необходимое для точного
Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью. По скорости запоминания и скорости забывания можно различать следующие характерные индивидуальные особенности в проявлениях памяти.
Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, «стирания», затормаживание связей.
Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Забывание становится тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Как доказано опытами И.П.Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшее количество повторений, чем для их начального образования. Кроме этого, угасшие рефлексы могут при определенных условиях растормаживаться Блонский П.П. Память и мышление. - М., 2006, с. 56..
Этим объясняются отдельные факты неожиданного воспроизведения того, что казалось давно забытым. В принципе, забывание - явление целесообразное. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Забывание протекает неравномерно. Забывание происходит быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующее за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание происходит также и в ранние годы. В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением сле5дов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.
Данные индивидуальные особенности памяти не являются чем-то прирожденным, твердо устанавливаемым. Они складываются в жизненной практике и в процессе обучения. Индивидуальные особенности выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.
Наилучшей считается память человека, который легко, быстро и прочно запоминает много различных единиц информации и сохраняет это в памяти так долго, как это нужно.
Психолог А.Л.Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, в большом объеме. Он мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, бессмысленные слова. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью.
Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни запоминают лучше то, что могут увидеть, другие - то, что могут услышать, третьи - то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный виды памяти Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. - М., 2007, с. 90..
· Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть.
· Человек слухового типа памяти предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо.
· Человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал.
Чаще всего
встречается смешанный тип
Информация о работе Память человека как объект исследования психологии