Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель – сравнить показатели объема кратковременной памяти в оптимальном состоянии и после интеллектуальной и физической нагрузок.
Задачи – теоретическое изучение памяти, подбор методики исследования объема кратковременной памяти, исследование объема кратковременной памяти после интеллектуальной и физической нагрузки, провести анализ полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ 4
1.1.Понятие памяти 4
1.2. Взгляды известных психологов на природу памяти 5
1.3. Виды памяти 9
1.4. Основные процессы и механизмы памяти 15
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Сбор данных 23
2.3. Анализ полученных результатов 28
ВЫВОДЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. В-третьих, если материал, в целом, не представляет труда, для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении
наблюдается явление
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения – оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.
Формы воспроизведения:
узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
воспоминание – осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
припоминание – представляет
реминисценция – отсроченное
эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.
Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них – время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.
Для уменьшения забывания необходимо:
Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).
Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти [12, c. 342-356; 13, c. 350-367].
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
2.1. Организация исследования
Объект исследования – кратковременная память студентов группы ДЛ-107.
Предмет исследования – объем кратковременной памяти после интеллектуальной и физической нагрузки.
Цель исследования – сравнить показатели объема кратковременной памяти в оптимальном состоянии и после интеллектуальной и физической нагрузок.
Задачи исследования – подобрать методику исследования кратковременной памяти, провести исследование среди студентов группы ДЛ-107, проанализировать полученные результаты, сделать вывод на основе результатов.
Исследование проходило с помощью методики Джекобсона (приложение А), направленной на изучение объема кратковременной памяти. Преимущества этой методики в том, что она проста в использовании и позволяет проводить исследование с группой в 8-16 человек.
В качестве испытуемых были выбраны студенты группы ДЛ-107, в количестве 12 человек. Эта выборка дала возможность проведения исследования с одними и теми же испытуемыми в разных условия, которых требовала данная работа.
Исследование проходило с 11.10.2010 по 16.10.2010 и носило поэтапный характер. Суть его в следующем – мною были выбраны дни учебного процесса, которые предполагали наибольшую интеллектуальную и физическую нагрузку. Таковыми являлись предаттестационные дни. Я выбрала день, на который было назначено наибольшее количество самостоятельных, контрольных и прочих видов работ, предполагающих предварительную подготовку к ним. Для исследования объема кратковременной памяти после физической нагрузки, мною был выбран день, на который планировалась сдача нормативов по физическому воспитанию.
2.2. Сбор данных
Как указывалось выше, исследование носило поэтапный характер. Я разделила его на три этапа. Так как работа предполагала сравнение показателей, то я решила, что нужно установить первоначальный уровень с которым, в дальнейшем, я планировала сравнивать результаты.
Первый этап был направлен на определения объема кратковременной памяти испытуемых в оптимальных условиях. Для проведения первого этапа исследования, я выбрала день, который носил характер наименьшей интеллектуальной и физической нагрузки. Такой день был выбран самыми испытуемыми, когда они сами оценили свое состояние, как оптимальное.
Респонденты были расположены в комфортных условиях, каждый имел в распоряжении лист бумаги, форматом А4, и ручку, как и предполагало исследование. Сама процедура проходила в четыре этапа, с определенным набором чисел, для каждого из этапов.
На зачитывание каждого набора чисел отводилось, примерно, от 3 до 5 минут. Между каждым элементом ряда была пауза 1 с. Между каждым набором чисел – 5-6 мин.
Первый этап исследования показал следующие результаты, приведенные в таблице 2.1. Наглядно это показано на рис. 2.1.
Таблица 2.1
Оценка уровня кратковременного
запоминания в оптимальном
Коэффициент объема кратковременной памяти |
Уровень кратковременного запоминания |
Количество испытуемых |
10 |
Очень высокий |
1 |
8-9 |
Высокий |
8 |
7 |
Средний |
3 |
5-6 |
Низкий |
0 |
3-4 |
Очень низкий |
0 |
С таблицы видно, что в оптимальном состоянии, наибольшее количество испытуемых имеет высокий уровень объема кратковременной памяти.
Рис. 2.1. Объем кратковременной памяти в оптимальном состоянии
Второй этап был направлен на определение объема кратковременной памяти после физической нагрузки. Та же выборка была протестирована после пары физического воспитания, на которой было сдано два норматива. Как и на предыдущем этапе, вся процедура второго этапа исследования была проведена строго по инструкции. И только тогда, когда состояние респондентов было оценено ими самыми, как физическая усталость. В результате были получены следующие показатели, которые показаны в таблице 2.2, а также изображены на рис. 2.2.
Таблица 2.2
Оценка уровня кратковременного
запоминания в состоянии
Коэффициент объема кратковременной памяти |
Уровень кратковременного запоминания |
Количество испытуемых |
10 |
Очень высокий |
0 |
8-9 |
Высокий |
5 |
7 |
Средний |
6 |
5-6 |
Низкий |
1 |
3-4 |
Очень низкий |
0 |
По данным этой таблицы можно сказать, что нет испытуемых, которые набрали очень низкий уровень.
Рис. 2.2. Объем кратковременной памяти в условиях физической усталости.
Третий этап исследования,
соответственно, был направлен на
определение объема кратковременной
памяти после интеллектуальной нагрузки.
Здесь, считаю нужным уточнить, что
имеется ввиду под
В результате проведения третьего этапа исследования, были получены следующие показатели, указанные в таблице 2.3 и на рис. 2.3.
Таблица 2.3