Память, долговременная память, кратковременная память, оперативная память, сохранение, воспроизведение, забывание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – сравнить показатели объема кратковременной памяти в оптимальном состоянии и после интеллектуальной и физической нагрузок.
Задачи – теоретическое изучение памяти, подбор методики исследования объема кратковременной памяти, исследование объема кратковременной памяти после интеллектуальной и физической нагрузки, провести анализ полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ 4
1.1.Понятие памяти 4
1.2. Взгляды известных психологов на природу памяти 5
1.3. Виды памяти 9
1.4. Основные процессы и механизмы памяти 15
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Сбор данных 23
2.3. Анализ полученных результатов 28
ВЫВОДЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Файлы: 1 файл

Курсова. Память.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

 

Оценка уровня кратковременного запоминания в состоянии интеллектуальной усталости.

Коэффициент объема кратковременной  памяти

Уровень кратковременного запоминания

Количество испытуемых

10

Очень высокий

0

8-9

Высокий

1

7

Средний

7

5-6

Низкий

3

3-4

Очень низкий

1


 

По результатам третьего этапа исследования, которые приведены в таблице 2.3, можно сказать, что как и на предыдущем этапе, никто из испытуемых не показал очень высокий уровень кратковременного запоминания.

 

Рис. 2.3. Объем кратковременной памяти в условиях интеллектуальной усталости.

 

Все три этапа исследования были проведены с интервалом, примерно, 7 дней. Вся процедура проводилась строго по инструкции и согласно всем требованиям.

 

2.3. Анализ полученных результатов

 

 

Исследование предполагало поэтапное проведение методики с  одной и той же выборкой. Основной целью исследования было сравнение  полученных результатов, на примере  студенческой группы ДЛ-107. На первом этапе предполагалось определить объем кратковременной памяти в оптимальных условиях. Эта процедура осуществлялась с целью выявления первоначальных показателей, для того чтобы установить контрольный уровень. Этот уровень был необходим для сравнения с последующими результатами. Согласно таблице 2.1, большее количество респондентов (примерно 65%) имеют высокий уровень кратковременного запоминания, один человек (8%), имеет очень высокий уровень, три человека (23%) – средний. В оптимальных условиях, никто не набрал низкий или очень низкий уровень.

Второй этап был направлен  на получение данных такого же характера, но в условиях физической усталости. Как указывалось выше, исследование проходило только тогда, когда испытуемые сами оценили свое состояние как физическая усталость. Ведь состояние усталости, в целом, это понятие субъективное.

Теперь, когда у нас  есть два набора данных мы можем  сравнить показатели объема кратковременной памяти в оптимальных условиях и в состоянии физической усталости. С графика, приведенного ниже (рис. 2.4.), можно увидеть, что в состоянии физической усталости, никто, из респондентов, не набрал очень высокий уровень. Более того, уменьшилось количество студентов, набравших высокий уровень. Если на первом этапе исследования таких было практически 70%, то на втором – примерно 41%.

По данным графика  можно сказать, что основное количество испытуемых набрало средний уровень. Также, видно, что появились респонденты, которые набрали низкий уровень. Если взять во внимание разницу в показателях на графиках первого и второго этапов исследования, то можно сказать, что физическая усталость повлияла на результаты, полученные на втором этапе.

Третий этап исследования был направлен на определение  объема кратковременной памяти в условиях интеллектуальной усталости. Под интеллектуальной усталостью понимается субъективное состояние респондентов, при котором они сами оценивают свою умственную работоспособность, как не оптимальную, не продуктивную. В результате проведения третьего этапа исследования были получены следующие результаты. По прежнему, никто, из опрошенных, не набрал очень высокий уровень. Более того, в пять раз уменьшилось количество испытуемых с высоким уровнем. Основная масса набрала средний уровень. Самое основное то, что увеличилось количество студентов набравших низкий уровень. Также, появился один респондент, с очень низким уровнем.

На основе полученных результатов, после сравнения показателей, на примере группы ДЛ-107, можно сказать, что показатели второго и третьего этапов, резко отличаются от показателей первого этапа исследования. Резкое уменьшение количества респондентов с высоким уровнем, увеличение показателей по низкому и очень низкому уровнях.

На основе выполненной  работы, можно сказать, что и физическая и интеллектуальная усталость, в некоторой степени влияют на объем кратковременной памяти. Для того, что бы установить есть ли связь между этими явлениями, нужно использовать математические методы, но данная работа не предполагала установление связи. Основной целью курсовой было сравнение показателей.

Рис. 2.4. Объем кратковременной  памяти на всех этапах исследования.

ВЫВОДЫ

1. На основе изученной литературы мы пришли к выводу, что важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

В научной литературе существует множество  различных определений памяти, все  они сводятся к тому, что память это запоминание, сохранение и воспроизведение опыта.

2. Исследуя проблему, мы пришли к выводу, что память – сложный психический процесс отражения образов, понятий путем запоминания, сохранения и воспроизведения актуализированных образов, понятий и представлений.

Память (англ. Memory) – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта. Физиологической  основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных  связей в мозге. Временные связи  и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии в индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

Память – процесс  запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим, будущим, и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

3. Нет единого, постоянного определения памяти. Разные авторы по-разному интерпретируют это понятие.

4. В основном память классифицируют по характеру психической активности: двигательная (моторная), эмоциональная, словесно-логическая, образная. По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная. По продолжительности сохранения материала: оперативная, долговременная, кратковременная.

5. Выделяют следующие функции памяти:

 Запоминание –  это процесс запечатления и  последующего сохранения воспринятой  информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное)

Сохранение – процесс  активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения  им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта.

Забывание – активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Это естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют  из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем  более или менее надежно удерживаются.

6. Изучив теоретические аспекты памяти, нами был подобран следующий инструментарий. Методика Джекобсона, которая направлена на исследование объема кратковременной памяти. Выбранная методика оказалась эффективной. Она помогла наглядно увидеть, изменение показателей на каждом этапе исследования.

7. Цель практического исследования, сравнить показатели объема кратковременной памяти в оптимальном состоянии и после интеллектуальной и физической нагрузок, достигнута. Я определила объем кратковременной памяти в разных состояниях и сравнила полученные результаты. На основе полученных результатов, на примере группы ДЛ-107, можно сказать, что физическая и интеллектуальная усталость повлияли на объем кратковременной памяти.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский – М., 1964. – 636 c.
  2. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти / Р.М. Грановская. – М.: Изд-во МГУ,1974. – 546 c.
  3. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М., 1991. – 456 c.
  4. Жмуров В.А. Психопатология / В.А. Жмуров. – Ниж. Новгород, 2002. – 653 c.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.В. Зейгарник. – М.: Академия, 2005. – 650 c.
  6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М., 1981. – 356 c.
  7. Ильина М.К. Психология памяти / М.К. Ильина. – Новосибирск, 2000. – 456 c.
  8. Клацки Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. – М., 1978. 435 c.
  9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Издательство московского университета, 1968. – 88 с.
  10. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: Издательство московского университета, 1976. – 253 с.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 564 c.
  12. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973. – 330 c.
  13. Общая психология. Учебное пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского – М.: «Просвещение», 1970. – 432с.
  14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
  15. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2002. – 816 с.
  16. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2002. – 816 с.
  17. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584с.
  18. Репкин В.В. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала / В.В. Репкин, А.С. Ячина – Харьков, 1985. – 451 c.
  19. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии / С.Я. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 573 c.
  20. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/д: Феникс, 1999. – 349 c.
  21. Хомская Е.Д Нейропсихология: 4-е издание / Е.Д Хомская – СПб.: Питер, 2005. – 670 c.
  22. Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  А

Методика Джекобсона

Первый набор

 

5241

96023

254061

7842389

34682538

598374623

6723845207

Второй набор

 

7106

89934

856086

5201570

82744525

715843413

1524836897

 

Третий набор

 

1372

64805

725318

0759438

52186355

132697843

3844528716

 

Четвертый набор

 

7106

89934

856086

5201570

82744525

715843413

1524836897


 


Информация о работе Память, долговременная память, кратковременная память, оперативная память, сохранение, воспроизведение, забывание