Память и ее расстройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:09, доклад

Описание работы

Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память является одним из познавательных процессов. Однако не будет преувеличением и утверждение, что память является основой психической жизни личности. Это обусловлено тем, что все остальные психические процессы невозможны вне процессов памяти. Например, без сохранения следов прошлых воздействий каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек не смог бы ориентироваться в окружающей среде.

Файлы: 1 файл

Память.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)


Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память является одним из познавательных процессов. Однако не будет преувеличением и утверждение, что память является основой психической жизни личности. Это обусловлено тем, что все остальные психические процессы невозможны вне процессов памяти. Например, без сохранения следов прошлых воздействий каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек не смог бы ориентироваться в окружающей среде.

Мышление также не может осуществляться без процессов памяти, так как оно предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями, необходимо хранить их в памяти.

Кроме того, память обеспечивает целостность человеческого Я, осознание себя как личности с определенным отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями. Действительно, никакое актуальное действие невозможно вне процессов памяти, ибо выполнение любого, даже самого элементарного действия обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Возьмем, к примеру, чтение. Для того чтобы понять смысл текста, необходимо хотя бы некоторое время помнить то, что только что прочитано. Таким образом, роль памяти не может быть сведена только к тому, что было в прошлом.

Роль и значение памяти наиболее ярко проявляются тогда, когда происходят нарушения запоминания, сохранения или воспроизведения индивидом его опыта.

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и её запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

 

 

Классификация видов памяти

 

Принято классифицировать память по следующим основаниям.

 

1.Характер психической активности, преобладающей в деятельности.

По этому основанию выделяют следующие виды памяти: образная, словесно-логическая, эмоциональная.

Образная память - это память на представления. Представления - это образ предмета или явления, не воздействующий в данный момент на органы чувств. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т.д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.

Уровень развития образной памяти может быть неодинаковым для различных модальностей. Поэтому в образной памяти выделяют зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную и вкусовую память.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко представить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.

Преобладание у человека одного из названных видов образной памяти легко прослеживается в обучении. Если человек лучше запоминает, читая про себя, значит, у него лучше развита зрительная память. Она может быть настолько сильно развита, что, припоминая, обучаемый «видит» страницу, на которой написан нужный ему материал. Если человек лучше запоминает, когда прослушивает новый материал, у него слуховой тип памяти. Зрительно-двигательная память хорошо развита у людей, которые грамотно пишут, но не знают грамматических правил. В профессиональной деятельности зрительная память развита у художников, слуховая – у музыкантов, двигательная – у спортсменов.

Работник юридического труда должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.

           Словесно-логическая память свойственна только людям. Содержанием ее являются наши мысли. Чаще всего словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти, от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.

Эмоциональная память – это память на эмоции и чувства. Так как эмоции тесно связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, то эмоциональная память имеет большое значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как регулирующие сигналы. Они либо побуждают к действию, либо удерживают от действий, если эти действия вызывали в прошлом отрицательные переживания.

Эмоциональная память – наиболее сильный вид памяти. Каждый по своему опыту знает, что от давно прошедших и основательно забытых событий, книг, кинофильмов остается только впечатление, чувство. Бывает, что человек совсем не помнит, о чем кинофильм, но уверенно говорит, понравился он ему или нет.

Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.

 

2.Продолжительность закрепления и сохранения материала.

По этому основанию выделяют три  вида памяти: кратковременную, оперативную и долговременную. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для оперативной и следственной работы.

Кратковременная память характеризуется непродолжительным сохранением материала после его восприятия. Процессы кратковременной

памяти неустойчивы и обратимы. Субъективно кратковременная память переживается как что-то, еще «стоящее перед глазами», «звучащее в ушах».

В последнее время интерес к проблемам кратковременной памяти заметно вырос. Это связано с изучением процессов, происходящих на самой начальной стадии запоминания, еще до закрепления следов внешних воздействий. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. В системе кратковременной памяти гипотетически выделяется три блока: сенсорная память, первичная память и вторичная память. Перевод информации из одного блока в другой осуществляется с помощью таких операций, как фильтрация материала, его опознание, перекодирование и повторение. Конечной целью работы всей системы является хранение информации и воспроизведение ее в нужный момент времени в соответствии с требованиями стоящей перед человеком задачи.

Оперативная память включает мнемические процессы, обслуживающие непосредственные действия личности человека.

Любое сложное действие мы выполняем по частям. При этом удерживаем в памяти некоторые помежуточные результаты до тех пор, пока они необходимы для выполнения данной деятельности. По мере продвижения к конечному результату этот промежуточный материал может забываться. Объем материала, которым при этом оперирует человек, может быть различным. Он называется оперативной единицей памяти и оказывает существенное влияние на успешность выполнения той или иной деятельности. Считается, что объем оперативной памяти взрослого человека составляет 7+/-2 смысловые единицы. (Пример: работа диспетчера в аэропорту.)

Долговременная память – наиболее важная и сложная система памяти. Если емкость кратковременной и оперативной памяти имеет предел,  то емкость долговременной памяти, по-видимому, практически неограниченна. Весь приобретенный опыт, все знания человека хранятся в долговременной памяти.

Главные проблемы, стоящие перед исследователями долговременной памяти,- это введение в долговременную память нового материала (запоминание), а также поиск и извлечение необходимой информации в нужное время (воспроизведение). Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее именно тех сведений, которые

требуются в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее человек достаточно быстро вспоминает необходимый материал в самых различных ситуациях.

 

3. Зависимость от целей деятельности. В соответствии с этим основанием выделяют непроизвольную и произвольную память.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение в том случае, когда отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, движимые определенной целью что-то запомнить, выучить. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

На основе непроизвольной памяти, без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная по объему и жизненному значению часть нашего опыта. Однако, начиная со школы, в деятельности человека возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучивать и припоминать то, что необходимо.

Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.

 

4. Степень осмысления запоминаемого материала. По этому основанию выделяют два вида памяти: механическую и смысловую (логическую).

Механическая память – это память как функция только повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память – вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых связей понятий. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше, чем механической.

Четкое разграничение этих двух видов памяти представляет собой сложную задачу. Намеренное запоминание любого материала требует какого-то понимания, какой-то работы мысли. В то же время и логическое запоминание какой-либо теоремы или текста предполагает использование повторения.

 

5. Степень использования материала, хранящегося в памяти. По этому основанию выделяют память-знание и память-владение.

Очевидно, что целью человека в любой области должно быть достижение владения соответствующим материалом, то есть память-владение. (Типичный пример – овладение иностранным языком.)

 

Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека. Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая практическая деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.

Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.

 

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним ; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

Еще во П веке до н.э. величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассоциация» означает «присоединение», «связь», «союз». В данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлого. Представления могут связываться на основании трех принципов.

Согласно первому, восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда-то переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциации по смежности). Так, человек, вспоминая улицу, на которой он жил, и здание школы в ее конце, невольно возвращается мыслью к своей старой учительнице, которая учила его в начальных классах и которой давно уже нет на свете. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве.

Согласно второму, восприятия или представления вызывают образы, на них в чем-либо похожие (ассоциации по сходству). Так, в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» один из героев Чечевицын вызывает у маленькой Маши преимущественно гастрономические ассоциации. Маша при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила: «А у нас чечевицу вчера готовили».

Существуют ассоциации по контрасту. Восприятия или представления могут вызывать образ, в чем-либо противоположный, более или менее контрастирующий с имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщник и друг Чечевицына Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на самовар и сказал: «А в Калифорнии вместо чая пьют джин». Это типичная ассоциация по противоположности.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации – ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо – это, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась, необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь  определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).

Информация о работе Память и ее расстройства