Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:09, доклад
Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память является одним из познавательных процессов. Однако не будет преувеличением и утверждение, что память является основой психической жизни личности. Это обусловлено тем, что все остальные психические процессы невозможны вне процессов памяти. Например, без сохранения следов прошлых воздействий каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек не смог бы ориентироваться в окружающей среде.
Организованность и целенаправленность всякой серьёзной деятельности в человеческом обществе придает памяти, и в частности процессам воспроизведения, избирательный и намеренный характер.Обыкновенно люди вспоминают именно то, что требуется воспроизвести в данном жизненном положении, что имеет значение для успешного удовлетворения их потребностей. Однако нередко то, что надо воспроизвести по ходу деятельности, не возобновляется сразу же в виде чувственных образов, слов или движений. Торможение, вызванное посторонними впечатлениями и утомлением, препятствует воспроизведению. В этом случае оказывается,что у человека нет готовности воспроизвести заведомо знакомый материал. Последний временно или надолго забыт.
При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забытого материала. В психоанализе забывание объяснялось действием защитного механизма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания. Забывание связано с эффектами проактивного и ретроактивного торможения. Проактивное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроактивное торможение – результат негативного влияния последующей деятельности.
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается всё ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Для того чтобы допрос был проведен успешно, следователю нужно уметь разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях её процесса, то есть в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Указанные две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле её продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности. Готовность памяти допрашиваемого к воспроизведению также будет зависеть от знаний и жизненного опыта.
Ещё в 1922 году А.Ф.Кони в своей работе «Память и внимание» описывал закономерности памяти, которые должен учитывать в следственной практике работник юридического труда.
«В основу всякого показания кладется воспоминание о виденном, слышанном или испытанном в форме рассказа, опирающегося на запечатлевшее воспоминание внимание. Отсюда ясно, какую роль в показаниях играют способность останавливать свое внимание на окружающем и происходящем и свойства характера памяти с ее видоизменениями под влиянием времени и личности рассказчика.
Не следует ли подвергнуть тщательной проверке степень развития внимания свидетеля и выносливость его памяти?- и лишь узнав, с каким вниманием и памятью мы имеем дело, вдуматься в сущность и подробности даваемого этим свидетелем показания, от которого иногда всецело зависит справедливость приговора и судьба подсудимого… Ведь память с течением времени искажает запечатленные вниманием образы и дает им иногда совершенно выцвесть. Память по большей части слабо удерживает то, на что было обращено неполное и недостаточное внимание. Эта своего рода «усушка и утечка» памяти вызывает ее на бессознательное восстановление образующихся пробелов и таким образом, мало-помалу, в передачу виденного и слышанного прокрадываются вымысел и самообман».
Следователь должен очень ответственно и внимательно подходить к оценке свидетельских показаний. «Экспериментальная психология употребляет многоразличные способы для выяснения вопросов, касающихся объема, продолжительности и точности памяти. Существуют методы исследования памяти, путем возбуждения ее к сравнению, к описанию, к распознаванию». Необходимо проводить экспертизу внимания и силы памяти свидетеля.
Среди общих свойств свидетелей, которые отражаются не только на восприятии ими впечатлений, но и на способе их передачи, видное место занимает,
-во-первых – темперамент свидетеля. Кант различал два темперамента чувства (сангвинический и меланхолический) и два темперамента деятельности (холерический и флегматический). Зная типическое настроение, свойственное тому и другому темпераменту, представляется возможным представить себе и отношение свидетеля к обстоятельствам, им описываемым, и понять, почему и какие именно стороны в этих обстоятельствах должны были привлечь его внимание и остаться в его памяти, когда многое другое из нее улетучилось.
Во-вторых, в оценке показания играет большую роль пол свидетеля. Замечена разница между степенью внимания и памяти у мужчин и женщин. Чувствительность к боли, обоняние, слух и в значительной степени зрение у мужчин выше, чем у женщин, и, наоборот, любовь к жизни, выносливость, вкус и вазомоторная возбудимость у женщин выше. У женщин гораздо сильнее, чем у мужчин, развита потребность видеть конечные результаты своих деяний и гораздо менее развита способность к сомнению, причем доказательства их уверенности в том или другом более оцениваются чувством, чем анализом. Отсюда преобладание впечатлительности перед сознательною работою внимания соответственно ускоренному ритму душевной жизни женщины. Установлено, что мужчинам время кажется длиннее действительного на 35 процентов, женщинам же на 111 процентов, а время играет такую важную роль в показаниях.
В-третьих – возраст свидетеля влияет на его показание. Внимание детей распространяется на ограниченный круг предметов, но детская память удерживает иногда некоторые подробности с большим упорством. Ближайшие факты помнятся детьми сильнее отдаленных. Наоборот, память стариков слабеет относительно ближайших обстоятельств и отчетливо сохраняет воспоминание отдаленных лет юности и даже детства. Многие старики с большим трудом могут припомнить, где они были, кого и где видели накануне или несколько дней назад и отчетливо, с подробностью, способны рассказать о том, что им пришлось видеть или пережить десятки лет назад.
В-четвертых, большой осторожности при оценке показания требует поведение свидетеля на суде, отражающееся на способе передачи им своих воспоминаний. Надо слушать, что говорит свидетель, совершенно исключая из оценки сказанного то, чем оно сопровождалось.
В-пятых, некоторые физические недостатки, делая показание свидетеля односторонним, в тоже время, так сказать, обостряют его достоверность в известном отношении. Так, например, известно, что у слепых чрезвычайно тонко развивается слух и осязание. Поэтому все, что воспринято ими этим путем, приобретает характер особой достоверности.
При оценке свидетельских показаний и при производстве допроса необходимо принимать в расчет причины, заслоняющие в памяти или устраняющие из области внимания отдельные, связанные между собой части события, о котором приходится свидетельствовать. Сюда относят сильные приливы чувства, вызванные сложным процессом внутреннего переживания скорби, утраты, разочарования и т.п.
Некоторые люди обращают исключительное и даже болезненное внимание на какую-нибудь отдельную часть тела человека, и в особенности на его уродливость.Есть люди, одаренные слуховой памятью, которые не в силах удержать в памяти чье-либо лицо и в то же время с чрезвычайной ясностью во всякое время способны представить себе голос того же самого человека со всеми его оттенками, вибрацией и характерным произношением. Свидетель, который обращает внимание на глаза, описав их цвет, разрез и выражение, станет в тупик или ответит очень неопределенно, если его спросить о росте или о цвете волос обладателя этих самых глаз. Свидетель, отлично изучивший телосложение горбуна, будет не в силах припомнить об одежде, цвете его волос или глаз.
Некоторых людей чувство ужаса или отвращения заставляет избегать взглядов на предмет, возбуждающий такое чувство. На других же, наоборот, такие именно предметы имеют гипнотизирующее влияние. Взгляд постоянно обращается к тягостному и отталкивающему зрелищу и невольно, с пытливостью и необыкновенной изощренностью, впитывает в память подробности, возмущающие душу и вызывающие чувство мурашек по спине и нервную дрожь в конечностях. Гиперэстезия (обостренность) внимания, привлеченного картинами, внушающими ужас и отвращение, вызывает роковым образом анэстезию (притупленность) внимания к другим побочным, и в особенности последующим впечатлениям. Один и тот же предмет, отталкивая от себя внимание одного свидетеля, приковывает к себе внимание другого.
К индивидуальным особенностям отдельных свидетелей, влияющим на содержание их показаний, относятся пробелы памяти, пополнить которые невозможно самым напряженным вниманием. Сильная в общем память не только может быть развита односторонне и представлять собой проявление слухового, зрительного или моторного типа, но даже являясь памятью смешанного типа, давать на своей прочной и цельной ткани необъяснимые разрывы относительно специального рода предметов. В эти, если можно так выразиться, дыры памяти проваливаются чаще всего собственные имена и числа, но нередко то же самое делается и с целым внешним образом человека. У некоторых людей одновременно стираются в памяти и личность и имя, а в то же время с чрезвычайной отчетливостью остаются действия, слова, тон и звук речи, связанные с этим именем и личностью. Показания свидетелей с такой дырявой памятью с первого взгляда могут казаться странными и даже не внушать к себе доверия, так как, не зная этих свойств памяти некоторых людей, бывает трудно понять, каким образом человек, передавая, например, в мельчайших подробностях чей-либо рассказ со всеми оттенками, складом и даже интонациями речи, не может назвать имени и фамилии говорившего, или же поставленный с ним с глазу на глаз не может сказать, кто это такой?.. А между тем свидетель глубоко правдив и в подробностях своей передачи, и в своих ссылках на «не помню». Был судебный деятель, одаренный очень сильной смешанной памятью и тем не менее совершенно «беспамятный» на имена и на лица. Ему необходимо было много раз подряд видеть какое-нибудь лицо, чтобы узнать его при встрече, причем малейшее изменение – отросшая борода, очки, надетая шляпа, другой костюм, делали этого встречного новым и незнакомым лицом. То же повторялось с именем и фамилией.
Расстройства памяти.
Память – одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения весьма распространены. Знания о наиболее распространенных расстройствах памяти необходимы юристу в его следственной практике. Типичные расстройства памяти наглядно демонстрируют её зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека.
Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, человек и не подозревал, что все это «помнит». В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.
Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Человек непреодолимо вспоминает (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»).
Гораздо чаще встречается ослабление функции памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Её причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.
При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни.
Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.
Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Б.В.Зейгарник): человек то хорошо запоминает, но спустя короткое время не может это сделать. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы мозга, после интоксикаций, как проявление общей умственной истощаемости. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.
Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредован- ные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т.е. подсказки не помогают в этом случае, а мешают.
Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.
Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.
Память – это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей памятью. Укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Зная основные закономерности памяти, следователь может использовать следующие приемы её развития:
1) Повторение заученного. Работник юридической профессии должен периодически освежать в памяти всё, что было им усвоено в процессе деятельности (перечитывать и перелистывать источники, продумывать полу- ченную информацию и т.д.).
2) Целенаправленные упражнения. Все виды памяти можно развить пу- тем специальных упражнений: а) заучивание цифрового материала; б) заучива- ние прозы и стихов; в) запоминание образов.
3) Тренировка наблюдательности.
Чтобы запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Она спо- собствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т.д.
4) Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник юридического труда должен соблюдать гигиену памяти:
а) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, алкоголь).
б) при интенсивной умственной работе (чтение, составление документов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10-12 минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;