Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:35, доклад

Описание работы

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не-обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы-ваются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза-ло бы в прошлом» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М.,1989. - с. 302.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Содержание работы

Введение 3
Виды памяти и их особенности 5
Индивидуальные различия памяти у людей 12
Теории и законы памяти 16
Формирование и развитие памяти 21

Файлы: 1 файл

ПСИХ.docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

 

Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени  стал известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов, - этот факт становился ещё более удивительным».

 

Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо разви-то. После однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствую-щий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15--16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).

 

Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое явление. В детстве она  имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у  художников и, по-видимому, является одним  из задатков к развитию соответствующих  способностей. Сферой профессиональ-ного применения такой памяти могут стать музыка, те виды деятель-ности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

 

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используются. Большой  отпечаток на этот процесс накладывает  профессиональная деятельность. Напри-мер, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Теории и законы памяти

Исследованиями памяти в  настоящее время заняты представи-тели разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер-нетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопро-сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси-хологии.

Собственно психологические  учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной  из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, бьла ассоциативная теория. Они возникла в XVII в., активно разра-батывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысло-вая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый мате-риал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механиче-ское: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в дан-ном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники  и развитием программирования (языков и приемов состав-ления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритми-ческому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали  проявлять повышенный интерес к  собственно психологическим исследованиям  памяти, потому что это открывало  возможности для совершенствования  языков програм-мирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообе-щающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг - это тоже своего рода сложнейшая элект-ронно-вычислительная и аналоговая машина.

У нас в стране эта концепция  получила свое дальнейшее разви-тие в культурно-исторической теории происхождения высших психи-ческих функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непо-средственной и опосредствованной. Согласно деятельностной тео-рии памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механиз-мов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А. А. Смирнов. Он устано-вил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодо-лением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных  теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, полу-чил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие зако-номерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо ор-ганизованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые  события в жизни, которые производят  особенно сильное впечатление  на человека, могут запоминаться  сразу прочно и надолго, и  по истечении многих лет с  момента первой и единственной  встречи с ними могут выступать  в сознании с отчетли-востью и ясностью.

2. Более сложные и менее  интересные события человек может  переживать десятки раз, но  они в памяти надолго не  запечатле-ваются.

3. При пристальном внимании  к событию достаточно бывает  его однократного переживания,  чтобы в дальнейшем точно и  в нужном порядке воспроизвести  по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно  правильно воспроизводить собы-тия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уве-ренным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспро-изведения событий и уверенностью в этой точности не всегда суще-ствует однозначная связь.

 

5. Если увеличить число  членов запоминаемого ряда до  коли-чества, превышающего максимальный объем кратковременной па-мяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после-однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличе-нии такого ряда возрастает и количество необходимых для его запо-минания повторений. Например, если после однократного запомина-ния в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспро-извести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторе-ний. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет рав-но 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того

 

же самого результата, а  в случае ряда из 36 слогов - 55 повто-рений.

 

6. Предварительное повторение  материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит  время на его усвоение в  том случае, если число таких  предварительных повторений не  превышает их количества, необходимого  для полного заучивания материала  наизусть.

 

7. При запоминании длинного  ряда лучше всего по памяти  вос-производятся его начало и конец («эффект края»).

 

8. Для ассоциативной связи  впечатлений и их последующего  воспроизводства особо важным  представляется то, являются ли  они разрозненными или составляют  логически связанное целое.

 

9. Повторение подряд заучиваемого  материала менее продуктив-но для его запоминания, чем распределение таких повторений в те-чение определенного периода времени, например в течение несколь-ких часов или дней.

 

10. Новое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше.

 

11. С усилением внимания  к запоминаемому материалу число  повторений, необходимых для его  выучивания наизусть, может быть  уменьшено, причем отсутствие  достаточного внимания не может  быть возмещено увеличением числа  повторений.

 

12. То, чем человек особенно  интересуется, запоминается без  всякого труда. Особенно отчетливо  эта закономерность проявляется  в зрелые годы.

 

13. Редкие, странные, необычные  впечатления запоминаются луч-ше, чем привычные, часто встречающиеся.

 

14. Любое новое впечатление,  полученное человеком, не ос-тается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ас-социативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

 

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две за-кономерности:

 

- память человека связана  с его личностью, причем таким  обра-зом, что патологические изменения в личности почти всегда сопро-вождаются нарушениями памяти;

 

- память у человека  теряется и восстанавливается  по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую  очередь страдают наиболее сложные  и недавно полученные впечатления;  при восста-новлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанав-ливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наибо-лее сложные и недавние.

 

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд  законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

 

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запомина-ния в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

 

Установка на запоминание  способствует ему, т. е. запоминание  лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой  соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рас-считана на запоминание и хранение информации в течение опре-деленного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

 

То, что в структуре  деятельности занимает место ее цели, пом-нится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктив-ность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности

 

Формирование и развитие памяти

Обратимся теперь к вопросу  о развитии памяти, т. е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребен-ка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая па-мять постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосред-ствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доми-нирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произ-вольное.

В развитии памяти в целом  можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей  по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям челове-чества.

Существенный вклад в  понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979. С. 118 . Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последо-вательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как  ее иногда называл П. П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3 - 4-летнего возраста в сравнительно элементарных фор-мах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростко-вом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается  со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает  своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев  от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая пер-вая по времени - это моторная, или двигательная, память. В гене-тическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский.

Однако многие данные, в  частности факты, свидетельствующие  о весьма ранней онтогенетической эмоциональной  откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигатель-ная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

Информация о работе Память