Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:35, доклад

Описание работы

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не-обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы-ваются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза-ло бы в прошлом» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М.,1989. - с. 302.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Содержание работы

Введение 3
Виды памяти и их особенности 5
Индивидуальные различия памяти у людей 12
Теории и законы памяти 16
Формирование и развитие памяти 21

Файлы: 1 файл

ПСИХ.docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

Заключение

1. То, что мы можем выразить  словами, обычно запоминается  легче и лучше, чем то, что  может быть воспринято только  зрительно или на слух. Если, кроме  того, слова не просто выступают  как вербальная замена воспринятого  материала, а являются результа-том его осмысления, т. е. если слово не название, а понятие, содер-жащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем, над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

Если предметом запоминания  является текст, то наличие зара-нее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, от-веты на крторые могут быть найдены в процессе чтения текста, спо-собствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопро-сы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание  как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговре-менной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен, сколько тем, что при воспо-минании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запо-минания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам неболь-шой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги или ци-таты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть мо-жет, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.

Чем богаче и разнообразнее  стимулы-средства, которыми мы располагаем  для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в  нужный момент времени, тем лучше  произвольное припомина-ние. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических усло-вий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.

5. Чем больше умственных  усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную  структуру, тем легче она потом  припоминается.

 Организация запоминаемого  материала в подобного рода струк-туры способствует его лучшему воспроизведению потому, что значи-тельно облегчает последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужно-му результату. При предварительной структурной организации запо-минаемого материала вместе с ним в долговременную память закла-дывается и сама схема, с помощью которой материал был органи-зован. При его воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание также происходит по схемам.

В настоящее время разработано  и на практике используется немалое  количество разнообразных систем и  методов практического влияния  на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции  внимания, другие предполагают совершенствование  восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый мате-риал, пятые - на приобретении и активном использовании в процес-сах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержден-ных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процес-сами человека и его практической деятельностью.

6. Поскольку от внимания  к материалу непосредственно  зависит его запоминание, то  любые приемы, позволяющие управлять  внима-нием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в част-ности, базируется один из способов улучшения запоминания до-школьниками и младшими школьниками учебного материала, кото-рый стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизволь-ный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

 

7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмо-ции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с па-мятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоцио-нальный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтраль-ных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

 

8. Эмоциональные состояния,  сопровождающие процесс запоми-нания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавли-вается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания чело-век находится в приподнятом или подавленном настроении, то искус-ственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

 

9. На технике улучшения  восприятия материала базируются  различные приемы обучения так  называемому «ускоренному» чте-нию. Человека здесь учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь психолингвистиче-ские знания о смысловой структуре текстов.

 

10. Показано, что воображением  можно управлять. При наличии  продуманных и систематических  упражнений человеку становится  легче представлять видимое в своем воображении. А так как способ-ность что-либо зрительно представить положительно влияет на запо-минание, то приемы, направленные на развитие воображения у де-тей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковремен-ной и оперативной памяти в долговременную.

 

11. Привычка к осмысленному  восприятию материала также свя-зана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершен-ствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Исполь-зование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки - все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностя-ми и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т. п.

 

Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором эта-пе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифици-ровать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь-ники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.

 

Для лучшего запоминания  материала рекомендуется повторять  его незадолго до нормального  времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в  памяти, поскольку не будет сме-шиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

 

Однако в связи с  данной и другими рекомендациями по улучше-нию памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они под-ходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, при-думал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизнен-ного опыта.

 

Эффективность запоминания  иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает  тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми  событиями и их появление в  сознании порождает одновременное  припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Ин-терференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного мате-риала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.


Информация о работе Память