Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:35, доклад
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не-обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы-ваются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза-ло бы в прошлом» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М.,1989. - с. 302.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Введение 3
Виды памяти и их особенности 5
Индивидуальные различия памяти у людей 12
Теории и законы памяти 16
Формирование и развитие памяти 21
Заключение
1. То, что мы можем выразить
словами, обычно запоминается
легче и лучше, чем то, что
может быть воспринято только
зрительно или на слух. Если, кроме
того, слова не просто выступают
как вербальная замена
Если предметом запоминания является текст, то наличие зара-нее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, от-веты на крторые могут быть найдены в процессе чтения текста, спо-собствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопро-сы к нему ставятся уже после его прочтения.
3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговре-менной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен, сколько тем, что при воспо-минании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запо-минания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам неболь-шой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги или ци-таты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть мо-жет, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.
4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припомина-ние. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических усло-вий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.
5. Чем больше умственных
усилий мы прилагаем к тому,
чтобы организовать информацию,
придать ей целостную,
Организация запоминаемого материала в подобного рода струк-туры способствует его лучшему воспроизведению потому, что значи-тельно облегчает последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужно-му результату. При предварительной структурной организации запо-минаемого материала вместе с ним в долговременную память закла-дывается и сама схема, с помощью которой материал был органи-зован. При его воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание также происходит по схемам.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый мате-риал, пятые - на приобретении и активном использовании в процес-сах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержден-ных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процес-сами человека и его практической деятельностью.
6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять внима-нием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в част-ности, базируется один из способов улучшения запоминания до-школьниками и младшими школьниками учебного материала, кото-рый стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизволь-ный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмо-ции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с па-мятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоцио-нальный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтраль-ных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
8. Эмоциональные состояния,
сопровождающие процесс запоми-
9. На технике улучшения
восприятия материала
10. Показано, что воображением
можно управлять. При наличии
продуманных и систематических
упражнений человеку
11. Привычка к осмысленному
восприятию материала также
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором эта-пе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифици-ровать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь-ники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.
Для лучшего запоминания
материала рекомендуется
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучше-нию памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они под-ходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, при-думал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизнен-ного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Ин-терференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного мате-риала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.