Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:51, реферат
Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, ψυχή — душа и λογία — учение) — отрасль психологической науки, относящаяся к прикладным областям знания. Предметом её является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга. Объект – нарушения психической деятельности, психические аномалии, объединяющие большой круг нервно-психических отклонений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности и нозологической природе, но общих по неглубокому уровню психических расстройств, граничащих с областями нормы и здоровья.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Философия»
Выполнила:
студентка ФТТС 2 курса 1 группы
Тернавская В.В.
Приняла:
Соловьёва И.И.
Вступление
Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, ψυχή — душа и λογία — учение) — отрасль психологической науки, относящаяся к прикладным областям знания. Предметом её является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга. Объект – нарушения психической деятельности, психические аномалии, объединяющие большой круг нервно-психических отклонений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности и нозологической природе, но общих по неглубокому уровню психических расстройств, граничащих с областями нормы и здоровья.
Являясь разделом общей психологии, патопсихология исходит из её теоретических положений и направлена на разрешение задач, поставленных перед ней практикой психиатрической клиники.
Патопсихология находится на стыке двух наук: психиатрии и психологии. Данные патопсихологии имеют значение для теоретических и практических вопросов обеих отраслей знания.
Как и всякая область психологической науки, патопсихология использует в основном метод эксперимента. Метод патопсихологического исследования зависит от тех принципиальных общепсихологических теоретических установок, на которых он базируется. Поэтому выбор конкретных путей психологического исследования является проблемой не только методического, но и методологического характера.
История патопсихологии
Исторический путь, который был пройден патопсихологической наукой, неразрывен с развитием психиатрии, неврологии, нейропсихологии и экспериментальной психологии.
До конца XIX века большинство психиатров мира не использовали данных психологии: бесплодность ее умозрительных интроспективных положений для нужд клиники казалась бесспорной. В психиатрических журналах 60-80-х годов прошлого века публиковалось немало работ по анатомии и физиологии нервной системы и фактически отсутствовали психологические статьи.
Интерес к психологии со стороны передовых
психоневрологов возник в связи с коренным
поворотом в ее развитии - организацией
в 1879 году В. Вундтом в Лейпциге первой
в мире экспериментально-
В конце XIX - начале XX века, когда при
крупных психиатрических
Многие отечественные и
Расстройства психики
В одной из первых обобщающих работ по патопсихологии «Психопатология в применении к психологии» (1903) швейцарский психиатр Г. Штерринг проводил мысль, что изменение в результате болезни того или иного элемента душевной жизни позволяет судить о его значении и месте в составе сложных психических явлений. Патологический материал способствует постановке новых проблем в психологии. Кроме того, патопсихологические явления могут служить критерием при оценке психологических теорий.
Таким образом, исследования
нарушений психической
Существенный вклад в развитие и становление зарубежной патопсихологии внесли исследования школы Э. Крепелина и появление в 20-х годах нашего столетия работ по медицинской психологии. Среди них: «Медицинская психология» Э. Кречмера (1927), трактующая с позиций конституционализма проблемы развития и нарушений психики, и «Медицинская психология» П. Жане (1923), посвященная вопросам психотерапии.
На формирование принципов отечественной патопсихологии оказала влияние работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), которая сблизила физиологию и психологию. Сам И.М. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии и даже собирался разработать медицинскую психологию, которую любовно называл своей «лебединой песней» (1952). Но обстоятельства не позволили ему осуществить свои намерения.
Преемником И.М. Сеченова в области разработки медицинской психологии стал В.М. Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник экспериментальной психологии и основоположник патопсихологии.
В своей работе «Объективная психология» (1907) он предлагал экспериментально исследовать различные виды деятельности: как больным производится отождествление впечатлений, определение несообразностей в рисунках и рассказах, сочетание словесных символов и внешних впечатлений, восполнение слогов и слов при пропуске их в тексте, определение сходства и различия между объектами, образование вывода из двух посылок и др.
Однако ошибка его заключалась в том, что он механически расщепил реальную деятельность: абсолютизировал ее внешние проявления и игнорировал психический образ, мотивационный компонент, позволяющий видеть в человеке субъекта деятельности.
Что касается патопсихологических
исследований, то представителями школы
В.М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-
Сохранили значение для современной науки и сформулированные В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).
В работах бехтеревской
школы отражен богатый
Основными принципами патопсихологического исследования в школе В.М. Бехтерева были: использование комплекса методик, качественный анализ расстройства психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.
Использование комплекса
методик, наблюдение за испытуемым по
ходу эксперимента, учет особенностей
его поведения вне
Принцип качественного анализа, выдвинутый в период увлечения многих исследователей измерительными методами (подход к нарушениям психики как к количественному уменьшению тех или иных способностей), стал традиционным в отечественной патопсихологии. Но теоретическая платформа ученого, особенно в период разработки рефлексологии, ограничивала анализ проявлением внешних особенностей деятельности. И зафиксированный объективный материал не доводился до подлинно психологического анализа.
Ценный и плодотворный принцип личностного подхода был тоже выдвинут В.М. Бехтеревым в период господства функционализма в мировой экспериментальной психологии. «…Все, что может дать объективное наблюдение над больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание» (1910). Но «объективный метод» В.М. Бехтерева противоречил возможностям этого принципа, и анализ оставался незавершенным.
На взгляды представителей школы В.М. Бехтерева оказал большое влияние заведующий психологической лабораторией Психоневрологического института А.Ф. Лазурский. Будучи учеником и сотрудником В.М. Бехтерева, он стал организатором собственной психологической школы, в которой разрабатывались главным образом вопросы индивидуальной и педагогической психологии, но идеи из этих отраслей переносились и в патопсихологию.
В клинику был внедрен разработанный А.Ф. Лазурским для нужд педагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений. Со специальной целью предлагались счетные задачки, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных в тесте букв, слогов и др.
Таким образом, патопсихология уже в истоках имела все признаки, необходимые для утверждения ее научной самостоятельности в качестве отрасли психологической науки: предмет исследования - нарушения психики; методы - весь арсенал психологических методов; концептуальный аппарат - аппарат психологической науки. Другое дело - какое содержание вкладывалось в понятие психики представителями различных психологических течений.
В школе В.М. Бехтерева связь с психиатрией осуществлялась через участие в воссоздании психопатологического синдрома, характерного для разных психических заболеваний. Патопсихологические методы использовались в детской и судебной экспертизах. В.М. Бехтерев и Н.М. Щелованов писали, что данные патологической психологии позволяют почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников, дабы выделить их в специальные учреждения для отсталых.
В.М. Бехтерев не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. От нормы - к патологии, чтобы возвратить больному нервно-психическое здоровье, - таким должен быть путь мыслей психиатра. Поэтому и в практике подготовки невропатолога и психиатра, и в научных психиатрических поисках школы В.М. Бехтерева психология нормального человека занимала почетное место.
Разносторонние конкретные исследования и разработка элементарных теоретических основ позволяют считать вклад школы В.М. Бехтерева в патопсихологию отправным пунктом формирования данной отрасли в России.
Вторым крупным центром
С.С. Корсаков и его сотрудники явились организаторами и участниками Московского психологического общества. Его школа внесла ценный вклад в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Знаменитый «корсаковский синдром» дал представление о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти на краткую и долговременную. В работе «К психологии микроцефалии» С.С. Корсаков писал об отсутствии у идиотов «направляющей функции ума», которая делает человеческие действия осмысленными и целесообразными (1894).
Как правило, ведущие психоневрологи
предреволюционной России были проводниками
передовых идей психологии и содействовали
ее развитию в научно-организационном
направлении. Они являлись членами
научных психологических
На становление патопсихологии как особой области знаний большое влияние оказали идеи выдающегося советского психолога Л.С. Выготского. В своих исследованиях Л.С. Выготский установил следующее:
· мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животных;
· развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания;
· поражение одних и тех же - зон коры больших полушарий головного мозга имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития.