Педагогическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Цель данной работы - понять специфику педагогической деятельности. Актуальность данной работы заключается в том, что предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Понятие «педагогическая деятельность» (ПД), субъекты и объекты ПД…….............................................................................................................. 4
2.Функции ПД (управление, воспитание, обучение, развитие, психологическая подготовка)…………………………………………………6
3.Компоненты ПД (проектировочный, организаторский, познавательный,
коммуникативный, исследовательский)……………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….16
ТЕСТ………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Психология КРи тест.docx

— 131.63 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Российской  федерации


Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Центр по работе с филиалами и  дистанционному обучению

 

 

 

 

Кафедра: Социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Психология

Вариант № 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

Шеховцова К.Н.

Курс:

3

Группа:

23

Специальность:

Финансист

Зачетная книжка №:

1219328

Адрес электронной почты:

zkv4-fil87@mail.ru

Контактный телефон:

89144062805


 

 

 

 

Хабаровск  2013

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 1.Понятие «педагогическая деятельность» (ПД), субъекты и объекты ПД…….............................................................................................................. 4

2.Функции  ПД  (управление,  воспитание,  обучение,  развитие,  психологическая подготовка)…………………………………………………6

 3.Компоненты  ПД  (проектировочный,  организаторский,  познавательный,

коммуникативный, исследовательский)……………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….16

ТЕСТ………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Взрослое поколение граждан  всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая.

Но передать всю культуру посредством  педагогической деятельности невозможно. Для этой деятельности отбирается необходимая  и обязательная для овладения частькультуры, представляющая некоторую совокупность духовного и практического опыта в форме знаний и умений пользоваться ими, в форме высших нравственных качеств.

Человек, владеющий этой частью культуры, и является целью педагогической деятельности. Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.

Педагогическую деятельность может  осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.

Цель данной работы - понять специфику  педагогической деятельности.

Актуальность  данной работы заключается в том, что предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

 

 

ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  ПД, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПД.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает всю  совокупность отношений, возникающих  в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной  организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.

 

Практическая  педагогическая деятельность состоит  из двух видов: учебной и воспитательной.

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

В последнее  десятилетие в педагогической печати, научно-популярной педагогической литературе, в педагогической пропаганде, в официальных  выступлениях руководителей органов  образования часто и настойчиво проводится мысль о субъект-субъектном взаимодействии участников педагогической деятельности и отвергается субъект-объектное  взаимодействие как признак авторитарно-командного стиля отношений. Эта идея продиктована желанием видеть в воспитаннике не просто пассивный и послушный  объект, а личность деятельную, активную, ищущую. Эта мысль стала особенно актуальной в конце 80-х годов с  появлением целой плеяды педагогов-новаторов, а потом и их единомышленников. Они заявили о педагогике сотрудничества, что нашло горячую поддержку  у профессиональных педагогов в  разных уголках страны.

 

 

ФУНКЦИИ ПД (УПРАВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА).

Личность, организующая и реализующая  учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Учитель - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В  основе профессиональной педагогической деятельности лежит: равная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта - целеполагание. Цель - ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы  координировать действия по линии совпадения цель - результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование.

Оно выражается в умении учителя  предвидеть результаты своей деятельности  в имеющихся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проектировочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование - педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь - нормальное решение организационной задачи в современных условиях.

Сущность информационной функции  ясна, как говорят математики, из определения. Учитель - главный источник информации для обучаемых. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем этапеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли . Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные. любого педагогического проекта учитель выполняет

Требования к учителю - это императивная система профессиональных качеств, определяющих  успешность педагогической деятельности. Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей.

Педагогические способности - качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия - красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей.

Выделены главные группы способностей:

1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и т. п.

3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Самые важные качества, которые должны быть присущи педагогу человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм и многие другие.

Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности.

Учитель - это всегда активная, творческая личность. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт - это соблюдение чувства меры в общении с учащимися.

Такт - это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция и другие качества. Научная увлеченность - обязательное учительское качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития. Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры.

Информация о работе Педагогическая деятельность