Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:50, реферат
Тема моей работы – педагогические способности. Тема на сегодняшний день является очень актуальной, так учитель должен непременно быть наделён педагогическими способностями, развивать их и самосовершенствоваться в своей профессиональной деятельности. В своей работе я рассматриваю педагогические способности, анализ их структуры и развития. Ведь учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Понятие способностей…………………………………………………………………………..….4
Классификация способностей………………………………………………………….…….……6
Определение педагогических способностей………………………………………………...…...10
Структура педагогических способностей…………………………………………………...…...13
Заключение…………………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы………………………………………………………………..17
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.
Многоплановость
и разнообразие видов деятельности,
в которые одновременно включается
человек, выступает как одно из важнейших
условий комплексного и разностороннего
развития его способностей. В этой
связи следует обсудить основные
требования, которые предъявляются
к деятельности, развивающей способности
человека. Эти требования следующие:
творческий характер деятельности, оптимальный
уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и
Если деятельность
ребенка носит творческий, нерутинный
характер, то она постоянно заставляет
его думать и сама по себе становится
достаточно привлекательным делом
как средство проверки и развития
способностей. Такая деятельность всегда
связана с созданием чего-либо
нового, открытием для себя нового
знания, обнаружения в самом себе
новых возможностей. Это само по
себе становится сильным и действенным
стимулом к занятиям ею, к приложению
необходимых усилий, направленных на
преодоление возникающих
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.7
Определение педагогических способностей
Н. Д. Левитов
под педагогическими
Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:
1) способность
делать учебный материал
2) понимание учителем ученика;
3) творчество в работе;
4) педагогически волевое влияние на детей;
5) способность
организовать детский
6) интерес к детям;
7) содержательность и яркость речи;
8) ее образность и убедительность;
9) педагогический такт;
10) способность связывать учебный материал с жизнью;
11) наблюдательность;
12) педагогическую
требовательность (психологический
анализ педагогических
Поскольку организаторский компонент в педагогическом труде очень важен, для нас интересно исследование способностей к организаторской деятельности Л. И. Уманского. Он выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам:
1) способность
«заряжать» своей энергией
2) практически
психологический ум как
3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
4) способность
видеть недостатки в действиях
и поступках других людей (
5) психологический такт — способность установить контакт с другими людьми;
6) общий уровень
развития как показатель
7) инициативность;
8) требовательность к другим людям;
9) склонность
к организаторской
10) практичность;
11) самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;
12) наблюдательность;
13) самообладание;
14) общительность;
15) настойчивость;
16) активность;
17) работоспособность;
18) организованность.8
Если из всего
приведенного перечисления качеств, необходимых
для успешности педагогического
и организаторского труда, попытаться
извлечь «неважные», то сделать это
окажется почти невозможным. Все
важно. Более того, этот список можно
значительно увеличиться если все
перечисленное относится к
Два ряда фактов
свидетельствуют о наличии
Такие факты
говорят о наличии (или отсутствии)
специальных педагогических способностей.
Об этом же свидетельствуют данные
статистических измерений: корреляционная
зависимость между
В экспериментальных
исследованиях задатков и способностей,
проведенных А. А. Голубевой и
сотрудниками ее лаборатории (Институт
общей и педагогической психологии
АПН СССР), под задатками понимались
анатомо-физиологические
В связи со сказанным мы определяем способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т. е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней.
Творческие профессии, к которым относится и педагогическая, требуют и специфической чувствительности к способам наиболее экономного по времени и напряжению достижения искомого результата.
Структура педагогических способностей
В соответствии
общим определением способностей, педагогические
способности — это
Это определение педагогических способностей может быть отнесено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает.10
Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей: -во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, -во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении).
Рефлексия в
социальной психологии понимается как
осознание действующим
Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:
1) «чувство
объекта» — особая
2) «чувство,
меры или такта» —
3) «чувство
причастности» —
Уровень сформированности
рефлексивных педагогических способностей
обеспечивает формирование педагогической
интуиции, которая, в свою очередь, может
быть как «хорошей», то есть помогающей
продуктивно решать педагогические
задачи, так и «плохой», то есть «подсказывающей»
неверные решения. Известно, что интуиция
— это эвристический процесс,
состоящий в нахождении решения
задачи на основе ориентиров поиска, не
связанных логически или
Информация о работе Педагогические способности. Их структура и развитие