Педагогические способности. Их структура и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:50, реферат

Описание работы

Тема моей работы – педагогические способности. Тема на сегодняшний день является очень актуальной, так учитель должен непременно быть наделён педагогическими способностями, развивать их и самосовершенствоваться в своей профессиональной деятельности. В своей работе я рассматриваю педагогические способности, анализ их структуры и развития. Ведь учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Понятие способностей…………………………………………………………………………..….4
Классификация способностей………………………………………………………….…….……6
Определение педагогических способностей………………………………………………...…...10
Структура педагогических способностей…………………………………………………...…...13
Заключение…………………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Копия реферат по психологии.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

Известно  также, что интуиция проявляется  в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически  входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще  неизвестной информации). «Хорошая»  интуиция проявляется в том, что  педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных  свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его  к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции  слабостей, отрицательных качеств  учащихся, акцентирование которых уводит, как правило, от искомых результатов  или даже «толкает» к противоположным.

Рефлексивные  педагогические способности тесно  связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктивных, коммуникативных  и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко  входить в новые педагогические системы или общественное производство.

Естественно, педагог может сформировать у  учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку  соответствующих педагогических стратегий  воздействия. Способности эти следующие:

1. Гностические  способности к исследованию объекта,  процессов и результатов собственной  деятельности и способам ее  перестройки на основе этого  знания.

2. Проектировочные  способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач  в расчете на формирование  искомых качеств в личности  ученика, знаний, навыков, умений»  необходимых в его дальнейшей  деятельности.

3. Конструктивные  способности к способам композиционного  построения занятий, которые бы  вызвали у учащихся интеллектуальный, эмоциональный и практический  отклик.

4. Коммуникативные  способности установления с учащимися  и развития педагогически целесообразных  взаимоотношений на основе завоевания  у них авторитета и доверия.

5. Организаторские  способности — способности включения  учащихся в различные виды  деятельности, превращения коллектива  в инструмент воспитательного  воздействия на каждую отдельную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию,. саморазвитию.

Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отождествлению себя с учащимися и чувствительностью  к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям), хорошей интуицией, которая является важной характеристикой, творческого  мышления, проявляемой в предвосхищении искомого педагогического результата уже при выборе стратегий воздействия, а также свойствами личности, ее способностью к благотворному внушению.

Педагогическая  неспособность проявляется в  том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в  процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к  объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей  достижения искомых результатов  способности человека выступают  в качестве важнейшей предпосылки  успешности педагогического труда.

По уровню результативности деятельности можно  судить об уровне способностей.

Заключение

Педагогические  способности не только условие эффективной  педагогической деятельности, но и  во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности  проявляются, формируются и развиваются  в общей структуре психологических  свойств, отношений и действий учителя. Как показывают опыт и специальные  исследования, целенаправленное формирование и развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально. Так, важнейший элемент перспективных  свойств личности – наблюдательность – развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического  опыта, так и в результате специальных  усилий педагога. Он в состоянии  развить свою социально-психологическую  наблюдательность, т.е. способность  не только подмечать у учеников различные  черты характера и склонности, но и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в  соответствии с ситуацией и т.д. Тем более поддаются развитию многие вспомогательные свойства личности, входящие в структуру педагогических способностей: владение словом, воображение  и фантазия.

Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует  педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется  за кардинальные преобразования и сам  в этом деле является наглядным примером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б. Г. “Очерки психологии” - Л., 1945. – с. 158.
  2. Кузьмина Н. В. “Способности, одаренность, талант учителя” - Л., 1985. – с. 32.
  3. Немов Р.С. Психология.-М.: Просвещение, 1990. - 301с
  4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Составитель А.А. Радугин. М., Издательство «Центр», 1997
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. –

с. 712

  1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.- с. 536.
  2. Уманский Л. “Как стать организатором”

 

1 Ананьев Б. Г. “Очерки психологии”

       2 Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

      3 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

4 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

5 Кузьмина Н. В. “Способности, одаренность, талант учителя”

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

7 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

8 Уманский Л. “Как стать организатором”

9 Уманский Л. “Как стать организатором”

10 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

11 Кузьмина Н. В. “Способности, одаренность, талант учителя”

 


Информация о работе Педагогические способности. Их структура и развитие