Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:32, отчет по практике

Описание работы

Целью данной практики было:
Закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и получение новых в ходе практики.
Освоение существующих технологий и процедур получения психологической информации.
Развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения задач психологической работы.
Развитие навыков и умений использования методов профориентации и профотбора.
Развитие устойчивости навыков использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов 5
2. Работа, проведенная в процессе практики. 9
Заключение

Файлы: 1 файл

Отчет по производ. практике ..doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Петрозаводский

Вид работы

Отчет по производственной практике

Название дисциплины

 

Тема

Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов

Фамилия студента

Груздева

Имя студента

Екатерина

Отчество студента

Юрьевна

№ контракта

08003090701008

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                     3                                                                                                                 

Основная часть                                                                                                           5                                                                                                    

1.     Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов                                                                                        5                                                                     

2. Работа, проведенная в процессе  практики.                                                         9                                                     

Заключение                                                                                                               13                                                                                                     

Приложение                                                                                                             15                                                                                                     

Введение

В период с 12 июля по 15 августа2013 года  я проходила психолого-педагогическую практику на базе ГАОУ СПО РК «Сортавальский колледж».

Целью данной практики было:

Закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и получение новых в ходе практики.

Освоение существующих технологий и процедур получения психологической информации.

Развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения задач психологической работы.

Развитие навыков и умений использования методов профориентации и профотбора.

Развитие устойчивости навыков использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.

Формирование профессиональной позиции психолога, его мировоззрения, стиля поведения, привычки выполнять требования этического кодекса общения и взаимодействия с заказчиком, специалистом-смежником и руководителем.

Задачи производственной практики:

Изучить организацию социально-психологической работы психолога учебного заведения, а так же накопленного опыта психологической работы со студентами, педагогами и служащими.

Обследование и консультирование  по вопросам психологии личности и психологии групп: социально-психологическим особенностям формирования и функционирования групп; характеру проявления групповых явлений и их учету в повседневной деятельности.

Разработать план-конспект для проведения мероприятия по повышению психолого-педагогической компетенции персонала по вопросу проблема профессиональной направленности студента.

Апробирование инструментария и методов работы, полученных в процессе обучения: сбора информации; способов обработки данных; методов анализа информации: приемов проведения диагностики.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при поступлении в учебное заведение не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса. Создание  и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, формирование профессиональной направленности.

В ходе практики мною был изучен теоретический материал по заданной теме: методы формирования профессиональной направленности студентов, психологические методы развития профессиональной направленности. Изучены методики и проведены исследования по выявлению и формированию профессиональной направленности студентов. Проведен анализ результатов исследования и сделаны выводы.

 

 

Основная часть

  1. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов  

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе.

Профессиональное самоопределение личности – это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. Его эффективность обусловливается степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью  его способностей к адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Рост уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития.

Вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания стал предметом пристального внимания отечественных и зарубежных психологов во второй половине ХХ века.

В зарубежной психологии появляются структурная (Д. Миллер), мотивационная (В. Врум) и теория индивидуальности (Л. Тайлер). В данных теория закрепляется положение о том, что личность – это сложная, постоянно развивающаяся система. Немалое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального становления.

В произведениях отечественных психологов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального роста студентов:

- развитие профессиональной направленности  и необходимых способностей;

- выработка жизненной позиции  и конкретизация жизненных планов;

- повышение уровня самостоятельности  и ответственности;

- рост уровня притязаний в области  будущей профессии;

- повышение уровня инициативности и творчества;

- этическое, эстетическое и духовное  развитие;

- вырабатывание психологической готовности к профессиональной деятельности.

В профессиональной направленности личности проявляется положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, стремление совершенствовать свою подготовку, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, работая в области выбранной профессии.

Профессиональная направленность полагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности. Все эти черты и компоненты служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (или неустойчивостью), преобладанием общественных или личностных мотивов.

Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А. А. Ростуновым, на примере студентов ССУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.

 

Формировать профессиональную направленность у студентов, значит укреплять у них позитивное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление  и в дальнейшем повышать свою квалификацию.

Воспитание интереса и любви  к выбранной профессии достигается путем формирования у студентов правильного  представления об общественном значении и содержании работы в будущей сфере деятельности, и закономерностях ее развития. Это может происходить следующим образом.

Формировать у студентов уверенность в своей профессиональной пригодности и сознательного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренных учебным планом  учебного заведения. Вырабатывать у студентов стремление следить за всеми прогрессивными достижениями в деятельности ведущих специалистов. Развивать умения направлять самовоспитание в пользу работе, постоянно пополняя свои знания.

Профессиональное самоопределение студента  обеспечивается созданием особых педагогических условий, содействующих его профессиональному росту.

Одним из основных способов формирования профессиональной направленности студентов  является научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного освоения научных знаний и их творческого применения.

Научно-исследовательская деятельность рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов1. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческому применению полученных во время обучения знаний, умений и навыков. Помогает овладеть методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит понимание студентами необходимости профессионального  самообразования и самосовершенствование. Прямое участие в научных исследованиях важно не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность предопределяет потенциал профессионального развития личности студента.

Условиями для профессиональной компетентности студентов посредством научно-исследовательской деятельности являются:

Обеспечение возможности активного участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

Осуществление подготовки преподавателей к взаимодействию со студентами.

Внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций по ведению научно-исследовательской деятельности.

Осуществление данных условий возможно при решении следующих задач:

Определение критериев и уровней сформированности профессиональной компетенции через научно-исследовательскую деятельность.

Разработка  и внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетенции через научно-исследовательскую деятельность.

Разработка программы по работе с преподавательским составом по формированию субъект-субъектных отношений между ними и студентами.

Процесс формирования профессиональной направленности студентов посредством научно-исследовательской деятельности предполагает качественный переход от функционального уровня к креативному.

Организованная научно-исследовательская деятельность как целостная система является средством формирования у студентов профессиональной направленности личности, усвоение ими будущей профессиональной деятельности.

2 Работа, проведенная в процессе практики.                                                        

Во время прохождения практики мною было проведено тестирование по методике «Изучение мотивации обучения» Т. И. Ильиной.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление приобрести профессиональные знания и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор включил ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Опросник состоит из 50 утверждений, с которыми опрашиваемый соглашается или нет. Для обработки и интерпретации результатов используется ключ. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Анкетирование проводилось в группах  третьего курса специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Гостиничный сервис». В опросе принимало 23 и 19 человек соответственно. Обработка результатов на первом этапе производилась вручную, в дальнейшем использовался Microsoft Office Excel.

Анкетирование проводилось анонимно, бланки были пронумерованы по количеству участников и обозначены как « А» и «Б» для каждой группы соответственно.

Результатам анкетирования в группе «А» (23 человека)

 

Высокая

мотивация

Средняя

мотивация

Низкая

мотивация

Шкала приобретений знаний

17,3%

39,1%

39,1%

Шкала овладения профессией

26%

43,5%

26%.

Шкала получения диплома

13%

39,1%

43,5%.

Информация о работе Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов