Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:32, отчет по практике
Целью данной практики было:
Закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и получение новых в ходе практики.
Освоение существующих технологий и процедур получения психологической информации.
Развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения задач психологической работы.
Развитие навыков и умений использования методов профориентации и профотбора.
Развитие устойчивости навыков использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.
Введение 3
Основная часть 5
1. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов 5
2. Работа, проведенная в процессе практики. 9
Заключение
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Петрозаводский |
Вид работы |
Отчет по производственной практике |
Название дисциплины |
|
Тема |
Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов |
Фамилия студента |
Груздева |
Имя студента |
Екатерина |
Отчество студента |
Юрьевна |
№ контракта |
08003090701008 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
Введение
Основная часть
1. Педагогические условия
формирования профессиональной направленности
студентов
2. Работа, проведенная в процессе
практики.
Заключение
Приложение
В период с 12 июля по 15 августа2013 года я проходила психолого-педагогическую практику на базе ГАОУ СПО РК «Сортавальский колледж».
Целью данной практики было:
Закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и получение новых в ходе практики.
Освоение существующих технологий и процедур получения психологической информации.
Развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения задач психологической работы.
Развитие навыков и умений использования методов профориентации и профотбора.
Развитие устойчивости навыков использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.
Формирование профессиональной позиции психолога, его мировоззрения, стиля поведения, привычки выполнять требования этического кодекса общения и взаимодействия с заказчиком, специалистом-смежником и руководителем.
Задачи производственной практики:
Изучить организацию социально-психологической работы психолога учебного заведения, а так же накопленного опыта психологической работы со студентами, педагогами и служащими.
Обследование и консультирование по вопросам психологии личности и психологии групп: социально-психологическим особенностям формирования и функционирования групп; характеру проявления групповых явлений и их учету в повседневной деятельности.
Разработать план-конспект для проведения мероприятия по повышению психолого-педагогической компетенции персонала по вопросу проблема профессиональной направленности студента.
Апробирование инструментария и методов работы, полученных в процессе обучения: сбора информации; способов обработки данных; методов анализа информации: приемов проведения диагностики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при поступлении в учебное заведение не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса. Создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, формирование профессиональной направленности.
В ходе практики мною был изучен теоретический материал по заданной теме: методы формирования профессиональной направленности студентов, психологические методы развития профессиональной направленности. Изучены методики и проведены исследования по выявлению и формированию профессиональной направленности студентов. Проведен анализ результатов исследования и сделаны выводы.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе.
Профессиональное самоопределение личности – это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. Его эффективность обусловливается степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью его способностей к адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Рост уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития.
Вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания стал предметом пристального внимания отечественных и зарубежных психологов во второй половине ХХ века.
В зарубежной психологии появляются структурная (Д. Миллер), мотивационная (В. Врум) и теория индивидуальности (Л. Тайлер). В данных теория закрепляется положение о том, что личность – это сложная, постоянно развивающаяся система. Немалое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального становления.
В произведениях отечественных психологов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального роста студентов:
-
развитие профессиональной
- выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов;
-
повышение уровня
-
рост уровня притязаний в
- повышение уровня инициативности и творчества;
- этическое, эстетическое и духовное развитие;
- вырабатывание психологической готовности к профессиональной деятельности.
В профессиональной направленности личности проявляется положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, стремление совершенствовать свою подготовку, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, работая в области выбранной профессии.
Профессиональная направленность полагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности. Все эти черты и компоненты служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (или неустойчивостью), преобладанием общественных или личностных мотивов.
Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А. А. Ростуновым, на примере студентов ССУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.
Формировать профессиональную направленность у студентов, значит укреплять у них позитивное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление и в дальнейшем повышать свою квалификацию.
Воспитание интереса и любви к выбранной профессии достигается путем формирования у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в будущей сфере деятельности, и закономерностях ее развития. Это может происходить следующим образом.
Формировать у студентов уверенность в своей профессиональной пригодности и сознательного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренных учебным планом учебного заведения. Вырабатывать у студентов стремление следить за всеми прогрессивными достижениями в деятельности ведущих специалистов. Развивать умения направлять самовоспитание в пользу работе, постоянно пополняя свои знания.
Профессиональное самоопределение студента обеспечивается созданием особых педагогических условий, содействующих его профессиональному росту.
Одним из основных способов формирования профессиональной направленности студентов является научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного освоения научных знаний и их творческого применения.
Научно-исследовательская деятельность рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов1. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческому применению полученных во время обучения знаний, умений и навыков. Помогает овладеть методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит понимание студентами необходимости профессионального самообразования и самосовершенствование. Прямое участие в научных исследованиях важно не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность предопределяет потенциал профессионального развития личности студента.
Условиями для профессиональной компетентности студентов посредством научно-исследовательской деятельности являются:
Обеспечение возможности активного участия студентов в научно-исследовательской деятельности.
Осуществление подготовки преподавателей к взаимодействию со студентами.
Внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций по ведению научно-исследовательской деятельности.
Осуществление данных условий возможно при решении следующих задач:
Определение критериев и уровней сформированности профессиональной компетенции через научно-исследовательскую деятельность.
Разработка и внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетенции через научно-исследовательскую деятельность.
Разработка программы по работе с преподавательским составом по формированию субъект-субъектных отношений между ними и студентами.
Процесс формирования профессиональной направленности студентов посредством научно-исследовательской деятельности предполагает качественный переход от функционального уровня к креативному.
Организованная научно-исследовательская деятельность как целостная система является средством формирования у студентов профессиональной направленности личности, усвоение ими будущей профессиональной деятельности.
2 Работа, проведенная
в процессе практики.
Во время прохождения практики мною было проведено тестирование по методике «Изучение мотивации обучения» Т. И. Ильиной.
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление приобрести профессиональные знания и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор включил ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Опросник состоит из 50 утверждений, с которыми опрашиваемый соглашается или нет. Для обработки и интерпретации результатов используется ключ. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Анкетирование проводилось в группах третьего курса специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Гостиничный сервис». В опросе принимало 23 и 19 человек соответственно. Обработка результатов на первом этапе производилась вручную, в дальнейшем использовался Microsoft Office Excel.
Анкетирование проводилось анонимно, бланки были пронумерованы по количеству участников и обозначены как « А» и «Б» для каждой группы соответственно.
Результатам анкетирования в группе «А» (23 человека)
Высокая мотивация |
Средняя мотивация |
Низкая мотивация | |
Шкала приобретений знаний |
17,3% |
39,1% |
39,1% |
Шкала овладения профессией |
26% |
43,5% |
26%. |
Шкала получения диплома |
13% |
39,1% |
43,5%. |
Информация о работе Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов