Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:32, отчет по практике

Описание работы

Целью данной практики было:
Закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и получение новых в ходе практики.
Освоение существующих технологий и процедур получения психологической информации.
Развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения задач психологической работы.
Развитие навыков и умений использования методов профориентации и профотбора.
Развитие устойчивости навыков использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов 5
2. Работа, проведенная в процессе практики. 9
Заключение

Файлы: 1 файл

Отчет по производ. практике ..doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

В группе выявлен один человек с минимальной мотивацией по все показателям.

У группы хороший показатель по шкалам «приобретение знаний»  и «овладение профессией», что указывает на то, что большая часть студентов к выбору будущей специальности подошли сознательно и заинтересованы в получении данной специальности (прил. «А»).

Результаты группы «Б» (19 человек):

 

Высокая

мотивация

Средняя

мотивация

Низкая

мотивация

Шкала приобретений знаний

31,8%

39,1%

15,9%

Шкала овладения профессией

21,1%

47,4%

36,8%

Шкала получения диплома

10,5%

52,6%

42,%


 

Как видно, у группы достаточно высокая мотивация на приобретение знаний.

В группе выявлено два человека с минимальной мотивацией по всем шкалам. Так же в группе выявлено два человека с нулевой мотивацией получения диплома любой ценой, для них приоритетом является получение знаний и овладение профессией (прил. «А»).

Анализируя результаты теста по двум группам можно сделать вывод, что у большинства студентов  достаточно высокая мотивация на обучение и овладения специальность. Для дальнейшего поддержания и роста профессиональной направленности необходимо поддерживать интерес студентов к обучению, привлекая их к внеаудиторной исследовательской деятельности и предоставлять  базы практики, на которых работодатели заинтересованы в повышении квалификации  студентов.  Со студентами с низкой мотивацией и направленностью на «получение диплома» необходимо проводить дальнейшую работу на определение профессиональной направленности, выявлению интересов студентов, с возможностью дальнейшего перевода на более интересующую и подходящую ему специальность.

Так же в группах была проведена экспресс-диагностика уровня самооценки. Студентам были розданы бланки с пятнадцатью вопросами, надо было указать насколько важны перечисленные ниже по шкале состояния:

- Очень часто

- Часто

- Иногда

- Редко

- Никогда

В ключе каждый ответ соответственно оценивается в «4», «3», «2», «1», и «0» баллов.

Чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить все баллы по утверждениям.

Уровни самооценки:

- 10 баллов и менее – завышенный  уровень самооценки;

- 11-12 баллов – средний, нормативный  уровень реалистической оценки  своих возможностей;

- более 29 баллов – заниженный уровень.

В результате анализа данных анкет в группе «А» выявлено два человека с заниженной самооценкой и один человек с завышенной самооценкой. В группе «Б» выявлено два человека с заниженной самооценкой и два человека с завышенной самооценкой (прил. «В»).

Мною было подготовлено сообщение  педагогического совета на тему «Научно-исследовательская работа, как метод формирования профессиональной направленности студентов»2. Основные положения выступления:

- Причины активного развития научно-исследовательского и творческого потенциала в ССУЗах;

- Привлечение студентов к научно-исследовательской  работе, как фактор адаптации  студентов;

- Действия необходимые для создания  условий для научно-исследовательской работы (прил. «С»).

 

Заключение

Воспитание активной профессиональной позиции студентов, актуализация умственного потенциала, формирование культуры мышления, создание ситуации успеха рассматриваются сегодня как ведущие педагогические условия успешной адаптации студентов в системе профессионального образования. 

В теории воспитания условия рассматриваются как среда, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Рассматривая происхождение мотивации учебной деятельности ребенка, условия можно определить как создание ситуации активности, которая является основой побуждения человека к действию.

Оценивая связанные с учебной деятельностью факторы, способные удовлетворить потребности, студент, учитывая свои способности, а также условия деятельности, решает принять или не принять учебную деятельность. Принятие деятельности вызывает желание выполнить ее определенным образом, и является отправным моментом формирования психологической системы деятельности.  
К условиям формирования профессиональной направленности можно отнести::  
– внедрение авторской индивидуально-ориентированной программы сопровождения профессиональной адаптации студентов;  
– активность позиции студентов, обеспечивающей позитивный образ «Я» через ситуацию успеха;  
– упреждение трудностей формирования познавательной мотивации и профессиональной направленности студентов в системе «школа-колледж-вуз-производство». 

В ходе производственной практике, изучая публикации педагогов, методистов и психологов, было установлено, что наиболее действенным фактором повышения профессиональной и учебной мотивации у студентов, является организация в учебном заведении научно-исследовательской деятельности. Это один из определяющих факторов развития учебного заведения. От него непосредственно зависит и качество подготовки специалистов, и уровень преподавания, и творческий настрой педагогического коллектива.

В связи с тем, что в СПО приходят, как правило студенты не достаточно мотивированные, не имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии, включение студентов с первых дней к научно-исследовательской деятельности, способствует скорейшей  их адаптации к учебному процессу, к требованиям педагогов, поможет больше узнать о своей профессии.

Так же во время практики мною было проведено анкетирование двух групп  на определение уровня учебной мотивации и уровня самооценки.

Первое исследование показало, что в целом студенты обеих групп имеют достаточно высокую мотивацию по шкалам «мотивация на получение знаний» и «Мотивация на овладение профессией». Но обнаружены студенты, которые вообще не мотивированы на обучение и получение профессии. С данными студентами рекомендована работа с психологом колледжа.

Экспресс-диагностика уровня самооценки, также показала достаточно стабильные результаты, студенты групп адекватно оценивают свой уровень самооценки, и в целом он соответствует среднему, нормативному уровню реалистической оценки своих возможностей.

За время прохождения практики познакомилась с различными методиками психологического  исследования групп на предмет учебной мотивации и учебной адаптации. Стала иметь более четкие представления о том, как проходит само исследование,  какие документы заполняются, каким образом происходит обработка и интерпретация данных.

Большое впечатление получила от психологического исследования групп, творческий подход психолога, как  к проведению самого исследования, так и к обработке результатов. Эти исследования нужны для работы педагогического коллектива колледжа для повышения уровня учебного процесса.

В целом с прохождением практики проблем не возникло.

 

Приложения

А

В

С


 

1 В.А. Анищенко Проектирование образовательной системы «колледж-вуз» в условиях учебного комплекса. Монография/В.А. Анищенко. – М.: «Дом педагогики», 2006. – 257с.

2 На основе выступления методиста Л.П Скляровой (Заслуженный Учитель РФ, почетный работник СПО), Калининградский морской рыбопромышленный колледж.

 


 



Информация о работе Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов