Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:32, отчет по практике
Целью данной практики было:
Закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и получение новых в ходе практики.
Освоение существующих технологий и процедур получения психологической информации.
Развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения задач психологической работы.
Развитие навыков и умений использования методов профориентации и профотбора.
Развитие устойчивости навыков использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.
Введение 3
Основная часть 5
1. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов 5
2. Работа, проведенная в процессе практики. 9
Заключение
В группе выявлен один человек с минимальной мотивацией по все показателям.
У группы хороший показатель по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией», что указывает на то, что большая часть студентов к выбору будущей специальности подошли сознательно и заинтересованы в получении данной специальности (прил. «А»).
Результаты группы «Б» (19 человек):
Высокая мотивация |
Средняя мотивация |
Низкая мотивация | |
Шкала приобретений знаний |
31,8% |
39,1% |
15,9% |
Шкала овладения профессией |
21,1% |
47,4% |
36,8% |
Шкала получения диплома |
10,5% |
52,6% |
42,% |
Как видно, у группы достаточно высокая мотивация на приобретение знаний.
В группе выявлено два человека с минимальной мотивацией по всем шкалам. Так же в группе выявлено два человека с нулевой мотивацией получения диплома любой ценой, для них приоритетом является получение знаний и овладение профессией (прил. «А»).
Анализируя результаты теста по двум группам можно сделать вывод, что у большинства студентов достаточно высокая мотивация на обучение и овладения специальность. Для дальнейшего поддержания и роста профессиональной направленности необходимо поддерживать интерес студентов к обучению, привлекая их к внеаудиторной исследовательской деятельности и предоставлять базы практики, на которых работодатели заинтересованы в повышении квалификации студентов. Со студентами с низкой мотивацией и направленностью на «получение диплома» необходимо проводить дальнейшую работу на определение профессиональной направленности, выявлению интересов студентов, с возможностью дальнейшего перевода на более интересующую и подходящую ему специальность.
Так же в группах была проведена экспресс-диагностика уровня самооценки. Студентам были розданы бланки с пятнадцатью вопросами, надо было указать насколько важны перечисленные ниже по шкале состояния:
- Очень часто
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда
В ключе каждый ответ соответственно оценивается в «4», «3», «2», «1», и «0» баллов.
Чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить все баллы по утверждениям.
Уровни самооценки:
- 10 баллов и менее – завышенный уровень самооценки;
- 11-12 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей;
- более 29 баллов – заниженный уровень.
В результате анализа данных анкет в группе «А» выявлено два человека с заниженной самооценкой и один человек с завышенной самооценкой. В группе «Б» выявлено два человека с заниженной самооценкой и два человека с завышенной самооценкой (прил. «В»).
Мною было подготовлено сообщение педагогического совета на тему «Научно-исследовательская работа, как метод формирования профессиональной направленности студентов»2. Основные положения выступления:
- Причины активного развития научно-исследовательского и творческого потенциала в ССУЗах;
-
Привлечение студентов к
-
Действия необходимые для
Воспитание активной профессиональной позиции студентов, актуализация умственного потенциала, формирование культуры мышления, создание ситуации успеха рассматриваются сегодня как ведущие педагогические условия успешной адаптации студентов в системе профессионального образования.
В теории воспитания условия рассматриваются как среда, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Рассматривая происхождение мотивации учебной деятельности ребенка, условия можно определить как создание ситуации активности, которая является основой побуждения человека к действию.
Оценивая
связанные с учебной деятельностью факторы,
способные удовлетворить потребности,
студент, учитывая свои способности, а
также условия деятельности, решает принять
или не принять учебную деятельность.
Принятие деятельности вызывает желание
выполнить ее определенным образом, и
является отправным моментом формирования
психологической системы деятельности.
К условиям формирования профессиональной
направленности можно отнести::
– внедрение авторской индивидуально-ориентированной
программы сопровождения профессиональной
адаптации студентов;
– активность позиции студентов, обеспечивающей
позитивный образ «Я» через ситуацию успеха;
– упреждение трудностей формирования
познавательной мотивации и профессиональной
направленности студентов в системе «школа-колледж-вуз-
В ходе производственной практике, изучая публикации педагогов, методистов и психологов, было установлено, что наиболее действенным фактором повышения профессиональной и учебной мотивации у студентов, является организация в учебном заведении научно-исследовательской деятельности. Это один из определяющих факторов развития учебного заведения. От него непосредственно зависит и качество подготовки специалистов, и уровень преподавания, и творческий настрой педагогического коллектива.
В связи с тем, что в СПО приходят, как правило студенты не достаточно мотивированные, не имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии, включение студентов с первых дней к научно-исследовательской деятельности, способствует скорейшей их адаптации к учебному процессу, к требованиям педагогов, поможет больше узнать о своей профессии.
Так же во время практики мною было проведено анкетирование двух групп на определение уровня учебной мотивации и уровня самооценки.
Первое исследование показало, что в целом студенты обеих групп имеют достаточно высокую мотивацию по шкалам «мотивация на получение знаний» и «Мотивация на овладение профессией». Но обнаружены студенты, которые вообще не мотивированы на обучение и получение профессии. С данными студентами рекомендована работа с психологом колледжа.
Экспресс-диагностика уровня самооценки, также показала достаточно стабильные результаты, студенты групп адекватно оценивают свой уровень самооценки, и в целом он соответствует среднему, нормативному уровню реалистической оценки своих возможностей.
За время прохождения практики познакомилась с различными методиками психологического исследования групп на предмет учебной мотивации и учебной адаптации. Стала иметь более четкие представления о том, как проходит само исследование, какие документы заполняются, каким образом происходит обработка и интерпретация данных.
Большое впечатление получила от психологического исследования групп, творческий подход психолога, как к проведению самого исследования, так и к обработке результатов. Эти исследования нужны для работы педагогического коллектива колледжа для повышения уровня учебного процесса.
В целом с прохождением практики проблем не возникло.
А |
|
В |
|
С |
|
1 В.А. Анищенко Проектирование образовательной системы «колледж-вуз» в условиях учебного комплекса. Монография/В.А. Анищенко. – М.: «Дом педагогики», 2006. – 257с.
2 На основе выступления методиста Л.П Скляровой (Заслуженный Учитель РФ, почетный работник СПО), Калининградский морской рыбопромышленный колледж.
Информация о работе Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов