Педагогическое исследование по «Возрастной психологии и психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:40, реферат

Описание работы

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. В ходе работы были проведены:
-исследование познавательной и интеллектуальной сферы личности;
-исследование личностной сферы;
-исследование мотивационной сферы;
-исследование межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

ТЕСТЫ КУРСЫ.docx

— 179.88 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И СОЦИОЛОГИИ

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Дисциплина: «Возрастная психология и психодиагностика»

 

 

 

 

студента

Группы ПП-1                                                                                  

                                                                                   Борисенко Е.В.

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                           доц. А.В. Духанева

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 
ВВЕДЕНИЕ

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

Целью психодиагностического исследования является ознакомление с психодиагностическими методами.

Основными требованиями к психодиагностическим методам являются:

а) стандартизация инструментария, в основе которой лежит понятие нормы;

б) надежность и валидность инструментария;

в) жесткая регламентация процедуры обследования. 

В ходе работы были проведены:

-исследование познавательной и  интеллектуальной сферы личности;

-исследование личностной сферы;

-исследование мотивационной сферы;

-исследование межличностных отношений.

Группа исследуемых состоит из 6 человек:3 девушки и 3 юноши, возраста 19-20 лет.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Познавательная и интеллектуальная сфера личности.

Объектом психодиагностического исследования выступают следующие познавательные процессы:  внимание, мышление, память, интеллект.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс, не являющийся самостоятельной формой отражения, а как организующий другие формы отражения (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции), в результате которого что-то сажается в сознании более отчетливо, а другое - менее отчетливо. Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, Направленностью органов чувств на объект, а при сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз -«отсутствующий взор». Основная функция внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и игнорировании (торможении) несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция внимания - это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья существенная функция внимания - регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы как ожидание, установка, апперцепция и др.

Для исследования данного процесса были выбраны методики:

  1. Методика Мюнсберга;
  2. Методика «10 слов».

Методика Мюнсберга. 

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Было предложено среди выданного буквенного текста как можно быстрее выделить слова. Время работы 2 минуты. Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов). В тексте содержится 25 слов. Хорошим считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов.

Итоги:

Александра:20 слов;

Алексей:19 слов;

Светлана:17 слов;

Игорь: 19 слов;

Ирина:18 слов;

Артём: 20 слов.

Из полученных данных можно сделать вывод, что все студенты обладают средним уровнем избирательности внимания. Для дальнейшего улучшения уровня избирательности внимания, можно предложить ряд упражнений, подобных данному.

Методика «10 слов».

Эта методика "Заучивание 10 слов" одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Испытуемому зачитывается 10 случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания, предлагается воспроизвести все слова в любом порядке.

Результаты исследования:

Александра:9 слов;

Алексей:8 слов;

Светлана:7 слов;

Игорь: 8слов;

Ирина:7 слов;

Артём: 9слов.

Исходя из полученных данных приходим к выводу, что у 4-х испытуемых концентрация внимания хорошая, у остальных 2-х она находится на удовлетворительном уровне.

Мышление.

Мышление— психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Связь с практической деятельностью.

Неразрывная связь с речью.

Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Для исследования мышления были выбраны:

1) Тест «Логичность умозаключений»;

2) Методика «Тип мышления».

Определение уровня развития логического мышления (Тест «Логичность умозаключений»).

Назначение теста - диагностика уровня развития логического мышления.

Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.

Результаты проведенного теста:

Александра: 1 ошибка, хороший уровень логичности;

Алексей:2 ошибки, средняя норма логичности;

Светлана:3 ошибки, средняя норма логичности;

Игорь:1 ошибка, хороший уровень логичности;

Ирина:2 ошибки, средняя норма логичности;

Артём:0 ошибок, высокий уровень логичности.

Можно сделать вывод, что в среднем наблюдается средняя норма логичности, с небольшим отклонениями, которые могут быть вызваны переутомлением.

«Тип мышления».

Этот тест предназначен для определения ведущего типа мышления. К ним относятся предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, творческое мышление.  В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, такое мышление называют синтетическим. Полезно соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности.

Испытуемому предоставляется список, состоящий  из 40 вопросов, где если он согласен с высказыванием, в бланке ставит рядом с его номером «+», если нет «-».

После этого подсчитывают число плюсов в каждой из пяти колонок и записывают полученное число в нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 низкий,3-5 средний, 6-8 высокий).

1.Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про  них обычно говорят: «Золотые  руки!». Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движения. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2.Абстрактно-символическим мышлением(А-С) обладают многие люди науки- физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3.Словесно- логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным  вербальным интеллектом.Благодаря развитому словесно-логическому мышлению, ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образное мышление (Н-О). Обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. В чистом виде эти виды мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышлений, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность (К). Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления, это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Имя

испытуемого

Тип

мышления

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

Александра

5

5

2

9

3

Алексей

4

4

7

4

6

Светлана

6

4

6

8

4

Игорь

8

2

4

8

6

Ирина

6

6

3

5

4

Артём

6

5

7

6

4


Память.

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Для исследования памяти были выбраны:

  1. Методика «Оперативная память»;
  2. Методика «Воспроизведение рассказов».

Методика «Оперативная память».

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет функциональную нагрузку.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: "Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить первый ряд чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с треть третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6,2,1,4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получаете (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 получается 6 (записывается)".

Затем подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека— от 30 и выше.

Результаты:

Александра:29;

Алексей:27;

Светлана:28;

Игорь:28;

Ирина:28;

Артём:32.

Вывод, в целом по группе наблюдается средний уровень развития оперативной памяти, с небольшими отклонениями. 
Методика «Воспроизведение рассказов».

Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. При анализе учитывается, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта.

Александра:30смысловых единиц - устойчивая память;

Алексей:20 смысловых единиц – неустойчивая память;

Светлана:22 смысловых единицы - неустойчивая память;

Игорь:24 смысловых единицы – устойчивость памяти средняя;

Ирина: 26 смысловых единицы - устойчивость памяти средняя;

Артём:30смысловых единиц -  устойчивая память.

Интеллект.

Интеллект - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Информация о работе Педагогическое исследование по «Возрастной психологии и психодиагностике»