Педагогическое исследование по «Возрастной психологии и психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:40, реферат

Описание работы

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. В ходе работы были проведены:
-исследование познавательной и интеллектуальной сферы личности;
-исследование личностной сферы;
-исследование мотивационной сферы;
-исследование межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

ТЕСТЫ КУРСЫ.docx

— 179.88 Кб (Скачать файл)

Для изучения интеллекта были выбраны:

  1. Прогрессивные матрицы Равена;
  2. Тест интеллекта Г.Айзенка.

Прогрессивные матрицы Равена.

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

 

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D- построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии.

Вывод:

Александра:9 баллов, высокий уровень интеллекта;

Алексей:8 баллов, средний уровень интеллекта;

Светлана:8 баллов, средний уровень интеллекта;

Игорь:7 баллов, средний уровень интеллекта;

Ирина:8 баллов, средний уровень интеллекта;

Артём:9 баллов, высокий уровень интеллекта.

Тест интеллекта Г.Айзенка.

Тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.

Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.

Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей.

Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Результаты:

Александра: коэффициент интеллекта -118;

Алексей: коэффициент интеллекта-112;

Светлана: коэффициент интеллекта 115;

Игорь: коэффициент интеллекта 109;

Ирина: коэффициент интеллекта 111;

Артём: коэффициент интеллекта 119.

У всех испытуемых уровень интеллекта находится несколько выше среднестатистического.

 

Глава 2.Исследование личностной сферы

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности.

Выбранные методы для исследования темперамента:

- тест «Формула темперамента» (А.Белов);

- тест Айзенка на определение темперамента.

«Формула темперамента» (А.Белов).

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. 
         Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Затем подсчитывают  количество плюсов по каждой карточке отдельно и общее количество плюсов.

Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается по следующим формулам:

X=Ax/A*100% (холерик) 
С=Aс/A*100% (сангвиник) 
Ф=Aф/A*100% (флегматик) 
М=Aм/A*100% (меланхолик)

Формула темперамента (ФТ).

Фт=Х+С+Ф+М

где: 
Фт – формула темперамента 
X – холерический темперамент 
С – сангвинический темперамент 
Ф – флегматический темперамент 
М – меланхолический темперамент 
А – общее число плюсов по всем карточкам 
АХ – число плюсов в карточке 1 «паспорт» холерика; 
АС – число плюсов в карточке 2 «паспорт» сангвиника; 
АФ – число плюсов в карточке 3 «паспорт» флегматика; 
АМ – число плюсов в карточке 4 «паспорт» меланхолика.

Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. 
        Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием. 
         Меланхолик. Человек задумчивый, романтичный и печальный, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. 
         Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. 

Итак, в ходе исследования было выявлено:

Александра: Холерик: 35%, Флегматик: 25%; Меланхолик: 18 %, Сангвиник: 1 2%.

Алексей: Флегматик: 43%, Меланхолик: 28%, Сангвиник: 16%, Холерик: 13%.

Светлана: Флегматик: 35%, Меланхолик: 29%, Сангвиник: 19%, Холерик: 17%.

Игорь: Флегматик: 56%, Меланхолик: 19%, Сангвиник: 14%, Холерик: 11%.

Ирина:  Меланхолик: 44%, Сангвиник: 23%, Флегматик: 19%, Холерик: 14%.

Артём: Сангвиник: 58%, Меланхолик: 27%, Холерик:11%, Флегматик: 4%.

Тест Айзенка на определение темперамента.

Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально.

Экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем, они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.

Интроверсия - это направленность личности на ее внутренний мир. Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.

Нейротизм - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) - эмоционально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить "да" или"нет". 
Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи.

Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале "нейротизм" и шкале "экстраверсия". 
Личностный опросник состоит из двух форм "А" и "В", что дает возможность повторного испытания. Опросники содержат по 57 вопросов. Ответы на них только "Да" или "Нет".

После прохождения теста, выявилось:

Александра: нейротизм 21, интроверсия 3 -   «чистый» холерик;

Алексей: нейротизм 19 , интроверсия 3 –меланхолик флегматичный;

Светлана: нейротизм 17, интроверсия – флегматик;

Игорь: нейротизм 14, интроверсия 12 - флегматик слабовыраженный;

Ирина: нейтротицизм 14, экстроверсия 13 - меланхолик сангвинический;

Артём: нейтротизм 11, экстраверсия 21 – чистый сангвитик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Исследование мотивационной сферы.

Мотивы, потребности, цели – основные составляющие мотивационной сферы личности.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями. Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. 

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

  • разнообразие мотивов;
  • множественный характер;
  • гибкий характер;
  • существование определённой иерархии;
  • наличие структуры;
  • устойчивый характер мотивов;
  • динамичность мотивов;
  • мотивационная сила.

Для исследования мотивационной сферы испытуемых были выбраны следующие методики:

1) Методика диагностики  личности на мотивацию к успеху  Т. Элерса;

2)Тест «Мотивация к  избеганию неудач».

Методика диагностики личности на мотивациюк успеху Элерса.

Личностный опросник предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Анализ результата. По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Александра: 18 баллов- умеренно высокий уровень мотивации;

Алексей: 19 баллов- высокий уровень мотивации;

Светлана: 10 баллов- низкий уровень мотивации;

Игорь: 14 баллов- средний уровень мотивации;

Ирина: 17 баллов - умеренно высокий уровень мотивации;

Артём:19 баллов - высокий уровень мотивации.

 

 

Тест мотивация к избеганию неудач.

Тест предложен Т. Элерсом позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.

Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.

Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

По 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе Другие выборы баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.  Чем больше  сумма баллов, тем выше уровень  мотивации к избеганию неудач, защите.

Таким образом, приходим к выводу:

Александра:16 баллов- средний уровень мотивации к защите;

Алексей:17 баллов- высокий уровень мотивации к избеганию неудач;

Светлана:11 баллов- средний уровень мотивации к защите;

Игорь:13 баллов-средний уровень мотивации к защите;

Ирина:17 баллов-высокий уровень мотивации к избеганию неудач;

Артём:18 баллов-высокий уровень мотивации к защите от неудач.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Исследование межличностных отношений.

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и  паритетные.

Для исследования межличностных отношений в группе испытуемых были выбраны следующие методики:

1) Определение способов  регулирования конфликтов 
(тест К.Томаса);

2) Индекс групповой сплочённости  Сишора.

Определение способов регулирования конфликтов 
(тест К.Томаса)

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

  1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
  4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы на вопросы заносятся в бланк.

В итоге мы получаем:

Александра: соперничество – 10; сотрудничество –5; компромисс – 5; избегание – 4; приспособление –6. Человек в конфликтной ситуации не склонен к компромиссу. Ему не свойственно стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к соперничеству.

Алексей: соперничество –4; сотрудничество –7; компромисс – 9; избегание –5; приспособление – 5. Человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству.

Светлана: соперничество – 6; сотрудничество – 5; компромисс – 9; избегание –5; приспособление – 5. Человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству.

Игорь: соперничество –5; сотрудничество –6; компромисс – 12; избегание – 5; приспособление –5. Человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству.

Ирина: соперничество – 2; сотрудничество – 8; компромисс – 12; избегание – 4; приспособление – 4. Человек в конфликтной ситуации прибегает к компромиссу. При  случае возникновения конфликта он стремится к сотрудничеству.

Артём: соперничество –4; сотрудничество –6; компромисс – 10; избегание –6; приспособление – 4. Человек в конфликтной ситуации прибегает к компромиссу. При  случае возникновения конфликта он стремится к сотрудничеству.

Индекс групповой сплочённости Сишора.

  Групповая сплоченность  – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции  группы, ее сплоченность в единое  целое, – можно определить не  только путем расчета соответствующих  социометрических индексов. Значительно  проще сделать это с помощью  методики, состоящей из 5 вопросов  с несколькими вариантами ответов  на каждый. Ответы кодируются  в баллах согласно приведенным  в скобках значениям (максимальная  сумма - 19 баллов, минимальная - 5).

Вывод: индекс превышает 15 баллов ,что говорит о высокой групповой сплочённости.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Педагогическое исследование по «Возрастной психологии и психодиагностике»