Педагогическое мастерство учителя в современном мире
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 13:19, реферат
Описание работы
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………1 I. Характеристика педагогического мастерства учителя…………………2 II. Профессионализм в воспитании и образовании………………...6 III. Педагогическое мастерство как система………………………………..8 IV. Педагогическое мастерство учителя в современном мире…………..14 Заключение……………………
Профессионализм в воспитании
и образовании. Педагогическая акмеология
в общем виде — это наука о путях достижения
профессионализма в труде педагога. Для
определения содержания педагогической
акмеологии необходимо выявить специфику
труда педагога в отличие от других человеческих
профессий и рассмотреть эти различия
относительно объекта, целей и задач, условий,
способов и средств, а также результатов
деятельности .
Содержание педагогической акмеологии
наряду с профессионализмом включает
понятие уровней профессиональной зрелости
педагога, психологические характетики
разных аспектов профессионализма педагога.
Педагогическое мастерство — реальное
владение высокими образцами труда, уровнями
педагогической деятельности, педагогического
общения, поведения личности, обязательно
сопровождаемое высокими результатами
обученности и воспитанности школьника.
Педагогическое мастерство — это:
• выполнение учителем своего труда на
уровне высоких образцов и эталонов;
• владение основами профессии, успешное
применение известных в науке и практике
приемов;
• знание психологии, стаж и опыт работы.
Педагогическая техника — одно из первых
проявлений мастерства, владение приемами,
умениями; совокупность педагогических
приемов и навыков, обеспечивающих поведение
учителя, адекватное его внутренним позициям.
В мастерстве педагога есть две стороны:
смысловая — его личность, позиция и пр.;
операциональная — приемы, "техника".
Педагогическая технология — четкое планирование
педагогом учебного процесса и подчинение
поставленным целям его содержания, методов,
контроль за достижением поставленных
целей.
Педагогическая этика — следование нормам
общения, гуманистического по содержанию
и формам.
Профессиональное поведение педагога
— осуществление его педагогической деятельности,
педагогического общения, реализация
его личности в соответствии с нормами
профессии.
Профессиональная обучаемость — открытость
педагога к дальнейшему профессиональному
развитию, способность к профессиональному
самообразованию, самопроектированию.
Педагогическое творчество — поиск и
нахождение нового. Возможны следующие
уровни творчества: педагогическое творчество
в широком понимании, "открытие для
себя", т. е. обнаружение учителем вариативных
нестандартных способов решения педагогических
задач (эти способы решения уже известны
и описаны, но учитель субъективно, для
себя, их открывает). Здесь он осуществляет
переход от алгоритмических стереотипных
приемов к субъективно новым.
Психотехника — владение педагогом своими
психическими состояниями, например умение
вызвать работоспособность, снять напряженность,
приемы изучения себя и др. Главное в труде
педагога — выявлять и развивать способности
учащихся, предвидеть развитие, проектировать
личность.
Профессионализм — наивысший уровень
педагогической компетентности. Это овладение
смыслами профессии, профессиональными
позициями, гуманистической направленностью
профессии плюс владение высокими образцами
труда (мастерство) плюс поиск нового (новаторство).
Поэтому педагогическая компетентность
— это владение профессиональными позициями,
подкрепление этих позиций средствами,
"техникой". Возрастание профессионализма
— это этапы от овладения профессией и
адаптацией к ней через овладение высокими
образцами (мастерство) к поиску нового
(творчества, новаторства).
Различают нулевой и высший уровни профессионализма
педагога.
Нулевой уровень предпрофессионализма
— "стажер", т. е. вхождение в профессиональное
поведение, овладение профессиональным
педагогическим общением.
Высший уровень педагогического мастерства
— учитель-вдохновитель. Главная его цель
— духовное становление личности. Вдохновитель
— это внутренняя работа над совершенствованием
самого себя. Если учитель-артист — это
начальный этап творческого подхода, то
учитель-вдохновитель — высший уровень
человечности, бесконечное восхождение
духа .
Педагогическую акмеологию можно рассматривать
как науку о путях перехода педагога по
уровням профессионализма: от эрудиции
— к мастерству, творчеству, педагогическому
исследованию и т. д. Уровни профессионализма
у разных педагогов на протяжении профессиональной
жизни складываются неравномерно.
Существуют различные пути перехода педагога
от одного уровня профессионализма к другому,
пути восхождения к высотам профессионализма.
Анализом их занимается область акмеологических
педагогических технологий.
Акмеологические технологии — совокупность
знаний по решению задач относительно
достижения педагогом высоких уровней
профессионализма, подчиненные этому
методы, техники, а также приемы контроля
за достижением поставленных целей. Педагогические
технологии — это способы, "алгоритмы"
эффективного решения задач совершенствования
профессионализма педагогов.
III. Педагогическое
мастерство как система.
Гуманистическая
направленность
Педагогическая деятельность
является основой становления педагогического
мастерства. Настоящий учитель понимает,
что он должен управлять всеми компонентами
педагогической деятельности, выстраивать
цель, активизировать субъект и объект,
подбирать средства.
Мастерство – комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень самоорганизации
профессиональной деятельности. К таким
важным свойствам относятся: гуманистическая
направленность деятельности учителя,
его профессиональные знания, педагогические
способности, педагогическая техника.
Поскольку «Педагогическое мастерство»
представляет собой систему, то важно
не просто охарактеризовать набор компонентов,
но проследить их взаимосвязи. Всякая
система имеет системообразующий фактор,
тот стержень, каркас, который пронизывает
всю систему. Таким системообразующим
фактором педагогического мастерства
является гуманистическая
направленность личности педагога.
1. Принцип познания и
усвоения ребенком в педагогическом
процессе истинно человеческого.
2. Принцип познания ребенком
в педагогическом процессе себя
как человека.
3. Принцип совпадения
интересов ребенка с общечеловеческими
интересами.
4. Принцип недопустимости
использования в педагогическом
процессе средств, способных спровоцировать
ребенка на анти- социальные проявления.
5. Принцип предоставления
ребенку в педагогическом процессе
необходимого общественного простора
для наилучшего проявления своей истинной
индивидуальности.
6. Принцип очеловечивания
обстоятельств в педагогическом
процессе.
7. Принцип определения
качеств формирующейся личности
ребенка, его образованности и развития
в зависимости от качества самого педагогического
процесса.
Таким образом, гуманизация
– это приближение к личности человека,
признание его прав на свободное развитие
способностей и интеллекта. С точки зрения
гуманной педагогики, дело учителя не
навязывать, а понять интересы ученика,
помочь ему правильно, не-
искаженно осознать их и выразить
себя. Например, педагог-новатор Е.Н. Ильин
призывает не идти с предметом к детям,
а идти к детям и вместе с ними идти к пред-
мету.
В основе гуманистической направленности
лежит механизм сотрудничества, который
характеризуется общими интересами, равными
силами, отношениями доверия
и уважения. Методами сотрудничества
являются: совет, обсуждение, обмен мнениями,
взаимопомощь, просьба, предложение, рекомендация.
Педагогическая направленность
личности каждого преподавателя многогранна.
Ее составляющие ценностные ориентации
следующие:
1) на себя – самоутверждение
– чтобы видели во мне знающего, требовательного,
настоящего педагога;
2) на средства педагогического
воздействия;
3) на учащихся, ученический
коллектив;
4) на цели педагогической
деятельности.
Для педагога важна ведущая
направленность на цель (гуманистическая
направленность) при
гармонично скорректированных других
видах направленности (достойное самоутверждение,
целесообразные средства, учет потребностей
воспитанников). Но лишь при условии ощущения
ответственности перед будущим при сочетании
устремленности и большой любви к детям
начинает формироваться профессиональное
мастерство
учителя: «Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный
учитель», – говорил Л.Н. Толстой.
Гуманистическая направленность
как сверхзадача в повседневной работе
мастера всегда определяет его конкретные
задачи. Сравним две позиции. Первокурсник,
проводя экскурсию в музее А.С. Макаренко,
затрудняется ответить на вопрос, зачем
рассказывать о нем детям. Педагог-мастер
видит в экскурсии комплекс задач: увлечь
самопознанием, подтолкнуть к выбору педагогической
профессии, показать работу преподавателя
изнутри и тем самым пробудить уважение
к людям этого нелегкого труда, а в конечном
итоге – помочь воспитанникам встать
на более высокую ступень социального
развития.
Профессиональные
знания
Фундаментальная основа педагогического
мастерства – профессиональные знания.
Знания преподавателя обращены, с одной
стороны, к науке, предмету, который он
преподает, с другой, – к учащимся, которые
приобретают их. Содержание профессиональных
знаний составляет знание преподаваемого
предмета, его методики, педагогики и
психологии. Важной
особенностью профессионального педагогического
знания является его комплексность, что
требует от преподавателя способность
синтезировать изучаемые науки. Стержень
синтеза – решение педагогических задач,
анализ педагогических ситуаций, вызывающих
необходимость осмысления психологической
сущности явлений, выбора способов
взаимодействия на основании познанных
законов формирования личности. Помимо
комплексности, обобщенности, профессиональное
знание педагога-мастера характеризуется
и такой важной особенностью, как личностная
окрашенность.
Мастерство педагога – в «очеловечивании»,
одухотворении
знания, которое не просто передается
из книг в аудиторию, а излагается как
свой взгляд на мир. Сложность приобретения
профессиональной компетентности состоит
еще и в том, что профессиональное знание
должно формироваться сразу на всех уровнях.
Методологический уровень –
это знание закономерностей развития
общефилософского плана, обусловленности
целей воспитания и образования и пр.
Теоретический уровень –
это знание законов, принципов и правил
педагогики и психологии, основных форм
деятельности и пр. Методический уровень –
это уровень конструирования учебно-воспитательного
процесса. На технологическом уровне
решаются практические задачи обучения
и воспитания в конкретных условиях. Все
это требует достаточно развитого профессионального
мышления, способного отбирать, анализировать
и синтезировать приобретенные знания,
представлять и реализовывать их в технологической
форме.
Но скорость приобретения мастерства
не регламентируется жестко ростом профессионального
знания. И действительно, студент, который
отлично учится в педагогическом вузе,
не всегда успешно работает на педагогической
практике в училище
или школе. Есть индивидуальные
предпосылки успешной деятельности, стимуляторы
профессионального роста – способности.
Педагогические способности
Третий элемент структуры педагогического
мастерства – способности к педагогической
деятельности, указывающие на особенности
протекания психических процессов, содействующих
успешности педагогической деятельности.
Нам важен педагог как мастер своего дела.
Если говорить о генеральной способности,
объединяющей все ведущие, то она наиболее
точно определена Н.В. Кузьминой: это чувствительность
к объекту – растущему человеку, формируемой
личности.
Опираясь на исследования ведущих
ученых, можно вычленить следующие шесть
ведущих способностей личности к педагогической
деятельности:
коммуникативность, включающая расположенность к людям доброжелательность, общительность;
перцептивные способности – профессиональная зоркость,
эмпатия, педагогическая интуиция;
динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
оптимистическое прогнозирование – опора на положительные качества личности воспитанника;
креативность – способность к творчеству.
Способность к педагогической
деятельности, как и к другой, можно обнаружить
в том, как быстро идет профессиональное
обучение, насколько глубоко и прочно
будущий педагог овладевает приемами
и способами педагогической деятельности.
По-видимому, проверку своих
способностей следует начать с коммуникативности,
т.е. способности общаться. Вообще такой
способностью обладает каждый человек.
Но выражена она по-разному. Для педагога
низкий уровень коммуникативности разрушает
среду профессиональной деятельности,
создает барьеры, препятствующие взаимодействию
с учащимися. Следует проанализировать,
испытываете ли вы желание находиться
в обществе среди других людей, есть ли
расположенность к людям
(желание социального
родства).
Общительность включает в себя
не только желание и потребность в общении,
но и способность испытывать удовлетворение
от процесса коммуникации. Доброжелательность
и ощущение удовлетворения от работы с
детьми, с людьми вообще
Общительности помогают развитые
перцептивные способности, среди них профессиональная
зоркость, наблюдательность. Как может
педагог принять целесообразное решение,
если он не умеет быстро и верно фиксировать
внутреннее состояние учащихся по мельчайшим
внешним проявлениям, отличать подлинную
внимательность от симуляции внимания,
понимать мотивы поступков.
Наблюдательность и опыт дают
основу развития такой способности, как
интуиция. Быть мастером – значит, предугадывать
ход педагогического процесса, возможные
осложнения, как бы овладеть педагогическим
чутьем. Ничего сверхъестественного в
этом нет. Такая способность может быть
развита, хотя формировать ее очень сложно.
Для педагога очень важно анализировать,
предугадывать события и поступки, опираясь
не только на
логические построения, но и
на эмпатию. Эмпатия – это способность
педагога идентифицировать (условно отождествлять)
себя с учащимся, встать на его позицию,
разделять его заботы и интересы, радости
и огорчения. Способность к пониманию
человека у педагога-мастера взаимосвязана
со способностью к активному воздействию
на
него – то, что можно было бы
назвать динамизмом личности. Динамизм
– это способность к убеждению и внушению,
это внутренняя энергия, гибкость и инициатива
в разнообразии воздействия.
Динамизм связан с эмоциональной
устойчивостью, т.е. сфера влияния, поле
притяжения хорошего педагога, как правило,
распространяется, прежде всего, на себя.
Самообладание, способность к саморегуляции
создают эмоциональную устойчивость личности,
возможность владеть ситуацией и собой
в ситуации. Оптимистическое прогнозирование
– это ведущая профессионально-педагогическая
способность. Она подчеркивает связь
комплекса способностей с направленностью
личности учителя,
опирающегося на положительное
становление личности каждого человека.
По словам педагога-новатора Т.И. Гончаровой:
«Учитель не имеет право сказать
ученику «Никогда …».
Педагогическая техника
Четвертый элемент педагогического
мастерства – форма организации поведения
педагога. Знания, направленность и способности
без умений и владения способами действий
не дают гарантии высоких результатов.
Педагогическая техника включает в себя
две группы умений – умения управлять
собой и умения взаимодействовать в процессе
решения педагогических задач.